Диагностическое пособие "Обследуем - обучаем, обучаем - обследуем" для детей 3-4 лет с ЗПР
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Салахиева Елена Анатольевна

В диагностическом пособие представлены  методические и практические рекомендации  к организации психолого - педагогического изучения детей 3-4 лет в дошкольных учреждениях и специализированных группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика и коррекция   задержки психического развития детей 3-4 лет.

Шарипова  А.Т., учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад№37» компенсирующего вида, город Березники, Пермский край

Салахиева Е.А., учитель – логопед, МАДОУ «Детский сад №404», комбинированного вида, город Пермь

      Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

     По данным НИИ гигиены  и охраны здоровья детей научного центра здоровья РАМН за последние 7 лет количество здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10 %. Число детей с отклонениями в развитии в России составило 36% от всего детского населения страны. Из них количество детей, посещающих ДОУ компенсирующего вида, увеличилось в два раза (со 152 тысяч детей до 385, 5 тысяч детей). Наш край не является исключением. Статистика свидетельствует о том, что более 12% дошкольников составляют дети с нарушениями в развитии.

     Специалисты выделяют особую категорию детей – не «больных» в полном понимании слова, а испытывающих потребность  в особых образовательных услугах. Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте[1]. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.

      Проблема диагностики нарушений психического и познавательного развития детей дошкольного возраста отражена в трудах отечественных дефектологов Л.С. Выготский, А.Р. Лурии, А.А.Венгер, С. Д.Забрамная, С.Г. Шевченко[3].

        Накоплен определенный опыт по организации психолого – медико-педагогического консультирования детей младшего  дошкольного возраста (Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Н.Ю. Борякова, Н.А. Рычкова).

    Вместе с тем, имеющие материалы не дают полные ответы на вопросы, как проводить обследования детей с комплексным дефектом,  какой диагностический материал целесообразно использовать в работе с детьми ЗПР и как определить критерии оценки для выявления уровня развития ребенка. Следует отметить и тот факт, что во многих современных изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не  позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.

       Таким образом, назрела необходимость в создании развернутого  комплексно- диагностического модуля, являющегося первой ступенью единой системы коррекционной работы с детьми, имеющие сложные нарушения в развитии. Для достижения поставленной цели в 2008 году  нами было разработано диагностическое пособие «Обследуя – обучаем, обучая – обследуем»  для  детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. На протяжении  трех лет данное пособие апробировалось  и в настоящее время успешно используется  в работе учителей – дефектологов и учителей – логопедов нашего детского сада.      

Цель диагностического пособия: ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности  у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявления особенностей психического и познавательного развития ребенка и его соответствия возрастной норме.
  2. Своевременное выявление проблем в развитии ребенка, анализ их причин.    

            В диагностике  представлены методические и практические рекомендации к организации психолого-педагогического изучения  детей 3-4 лет в дошкольных учреждениях и специализированных группах.

        Определены  основные направления исследования: медицинское (анкета для сбора анамнестических сведений о ребенке), психолого-педагогическое (карта обследования ребенка (Приложение 1.)), речевое приложение (Приложение 2.), методические рекомендации к психолого-педагогическому обследованию.

      К каждому направлению были подобраны диагностические задания, игры, тесты с  учетом новых федеральных государственных требований[10], выбраны соответствующие формы инструкций, подобран разноплановый инструментарий и стимульный материал.

      На основе имеющихся исследовательских и практических материалов ведущих специалистов коррекционной педагогики Е.А. Стребелевой [11], С.Д. Забрамной[6] была определена шкала количественной оценки, которая дала возможность дифференцировать  обследуемых детей по четырем группам в зависимости от уровня психического развития.

         Практическая ценность диагностического пособия  заключается в том, что представленные диагностические материалы соответствуют мотивации обследования и практическому использованию в сфере образования. С их помощью педагоги, специалисты, родители воспитанников, студенты могут осуществить комплексное, самостоятельное обследование, позволяющее получить информацию об особенностях развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Карта

обследования дефектологом(логопедом) ребенка в возрасте с 3-4 лет

(разработана  в соответствии с ФГТ)

Фамилия, имя, отчество__________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Дата обследования______________________________________________________________

Дефектолог________________________________________________________

Направления

обследования

Знания, умения, навыки

стартовая

итоговая

І. Общие

представления

1.Имя

2.Фамилия

3.Возраст

4.Члены семьи

Средний балл

Развитие состояния моторных функций

ІІ. Общая моторика

1.Бросает большой мяч

2.Ловит большой мяч

3. Бросает маленький мяч

4.Ловит маленький мяч

5. Поднимается по лестнице

6.Спускается по лестнице

7. Прыгает на двух ногах

Средний балл

ІІІ. Тонкая моторика.

1. Собирает пальцы в щепотку.

2. Двумя пальцами руки «ходит» по столу.

3. Машет в воздухе только пальцами.

4. Катает каждым пальцем мелкие бусинки, шарики

5. Запускает пальцами мелкие волчки.

6.Надевает деталь пирамидки на штырь.

7. Сжимает пальцы педагога:

-не сжимает

-сжимает слабо

-сжимает сильно

Конструктивный праксис

8. Строит башню из 4-х кубиков.

9. Складывает разрезную картинку (2-3 части).

10. Конструирует из палочек по образцу (дорожка, молоток, заборчик).

Графический праксис.

11. Умеет держать карандаш (ведущая рука).

12. Рисует круг.

13. Рисует вертикальные и горизонтальные линии.

Средний балл

Особенности речевого развития

ІV. Речевое развитие

(смотри приложение)

1. Выполнение одноступенчатой инструкции

2. Выполнение двухступенчатой инструкции

3. Состояние импрессивной речи

4. Состояние экспрессивной речи

5. Состояние  фонематического восприятия

6. Состояние фразовой речи

Средний балл

Развитие  элементарных математических представлений

V. Сенсорное развитие.

1. Дифференциация предметов, контрастных по величине.

2. Нанизывание колец в соответствии с величиной.

3.Соотнесение однородных предметов по цвету.

4. Выбор цвета по инструкции

( самостоятельное называние)

5. Выбор формы по инструкции (самостоятельное называние).

6. Работа с коробкой форм.

Средний балл

VI. Пространственно- временные представления.

1.Вверху - внизу

2. Впереди - сзади

3.Ориентировка в схеме собственного тела, предметном материале.

4. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

-на

-под

-за

5. Определение времени суток на стимульном материале

-день

-ночь

Средний балл

VІІ. Основы счета.

1.Дифференциация понятий «один – много»

2. Дифференциация понятий «много», «мало», « ни одного».

Средний балл

Особенности психических процессов

VІІІ. Особенности внимания.

1. Находит две одинаковые картинки

2. Называет (или показывает) рисунки, частично наложенные друг на друга.

Средний балл

IX.  Особенности памяти.

1. Показывает (или называет) изменения Д/игра « Чего не стало?»

Средний балл

Особенности эмоционально – волевой сферы

X. Особенности поведения ребенка во время обследования.

1. Контакт:

-активный

-пассивный (формальный)

- не вступает

2. Поведение:

-соответствует ситуации

- не соответствует ситуации

3. Критичность:

-критичен

- критичность снижена

-не критичен

4. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.

-переключается

- переключаемость снижена

- не переключается

Заключение учителя-дефектолога по  результатам обследования

________________________________________________________________________________

1балл - ребенок не принимает и не понимает условия задания.

2балла - ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.

3балла - ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно задания выполняет только после обучения.

4балла - ребенок понимает и принимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Результаты психолого-педагогического обследования детей

Первая группа  (9-12 баллов) составляют дети которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Показатель детей этой группы свидетельствуют о не благополучии в их интеллектуальном развитии.

Вторая группа  (13 – 20 баллов) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного результата, для них характерны, оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.  Задания по подражанию  и после обучения самостоятельно выполнить не могут. При этом они безразличны к результатам своей деятельности.

Третья группа  (21-29 баллов) составляют дети, которые заинтересованы сотрудничать со взрослыми. Они сразу же принимают задание, принимают его условия и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Четвертая группа  (30-36 баллов) составляют дети,  у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видами деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Приложение 2.

Приложение к карте обследования речевого развития  ребенка

 с задержкой психического развития

в младшей  группе (3-4 лет).

Ф.И. ребенка_______________________________________________

Направление исследования

баллы

Исследования  лексики и грамматического строя импрессивной речи.

Н.г.

К.г.

1. Пассивный словарь:

а). Понимание конкретных существительных:

 Инструкция: «Покажи, где   (кукла,  стол,      стул  )

   части тела (на себе, на кукле): голова, ноги, руки____________

   части машины  кабина, колеса, кузов, руль:__________________

 части дома  крыша, окно, дверь  ___________________________

б).  Понимание обобщающих слов:

Инструкция: «Выбери картинку, где»:

игрушки ( кубики, мишка, пирамидка, кукла, мяч, машинка, )____

в). Понимание действий:

Инструкция: «Покажи, где девочка спит, играет, ест, рисует, гуляет,   пьет».

 Выполнить поручения по речевой инструкции:

Дай куклу.

Покорми куклу.

Посади куклу.

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:

Инструкция: «Покажи, что назову» (на картинках):

шар - шары                                          мяч  - мячи

кукла – куклы                                    стол  - столы

3.  Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

-Инструкция: « Покажи, что назову» (на картинках):

дом – домик                                          стол - столик

мяч – мячик                                          стул  - стульчик

3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):

 Инструкция: «Положи мячик (в коробку,   на стол, под стол, около стола)».

Средний балл

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) Существительные

- Назови  каждый предмет, нарисованный на картинке (по темам):

игрушки_________________________________________________

посуда__________________________________________________

одежда_________________________________________________

домашние животные______________________________________

дикие животные__________________________________________

б)  Обобщающие понятия.

Назови, одним словом  все эти предметы:

игрушки                                   одежда

посуда                                       животные

в) глагольный словарь

- Назови, что делает мальчик (по картинкам):

 ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет _______________________

3. Состояние грамматического строя речи (при наличии фразовой речи).

а) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода:

Инструкция: Назови, какого цвета:

шар – красный________               машина – красная______

карандаш – синий_____                чашка – синяя________

б). Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):

Инструкция: Назови, что….

 ( в коробке,   на столе, под столом, около стола).

в). Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

Инструкция: Назови маленький предмет (по картинкам).

стол – столик                          нос - ________________

дом - ______________           ложка -_______________

кукла -_____________           кровать -_____________

г) Образование названий детенышей животных:  

Инструкция: Назови детенышей животных.

У кошки –      котенок__________у лисы - ______________    

У  зайца -     ____________      у медведя - ______________

-

Средний балл

4. Исследования фонематической стороны речи.

а). Дидактическая игра «Что звучит?» (колокольчик, погремушка, бубен)

Инструкция: «Угадай, что звучит?

б) Показать на картинки предметы, называемые дефектологом:

Инструкция: Покажи, что назову:

стол – стул                          папа – баба

точка – дочка                      косы – козы

миска – мишка

Средний балл

4. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).

Инструкция: Послушай сказку «Курочка Ряба». Попробуй её повторить.

 - самостоятельно пересказывает

- с помощью взрослого

- с заданием не справляется

Средний балл

Исследование  звукопроизношения

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

а-о-у-и-ы

(б)-(п)-(м)

(в)-(ф)

(д)-(т)-(н)

(г)-(к)-(х)

(й)

(я)

(е)

(ё)

(ю)

(с)

(с’)

(з)

(з’)

(ц)

(ш)

(ж)

(щ)

(ч)

(л)

(л')

(р)

(р')

Список используемой литературы

1. Борякова     Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой     психического и речевого развития.  // Коррекционная     педагогика. – 2004. - №6.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.

3. Выготский     Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М. Лабиринт – 1996.

4.Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004.

5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

6. Лалаева Р., Серябрякова Н. Формирование лексики у дошкольника с ОНР. –Спб., 2001.

7.Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. –СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС: 2006.

8.Нищева Н.В. Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС: 2004.

9.Хватцев  М. Недостатки речи у дошкольников. – М., 1958.

10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.

11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Обучай-ка" для детей 3-4 лет сОНР

Методическое пособие "Обучай-ка" построено на основе полного взаимодействия и преемственности специалистов и воспитателей  дошкольного учреждения.  Составлено с опорой на типовую программу М...

Методическое пособие "Обучай-ка" для детей младшего дошкольного возраста с 4 до 5 лет с ОНР

Методическое пособие «Обучай-ка» построено на основе полного взаимодействия и преемственности  специалистов и воспитателей дошкольного учреждения.Составлено с опорой на типовую программу М....

Забытые манеры, которым родителям стоит обучить своих детей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19567383","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]] КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ ПЕРЕБИВАТЬ ВЗРОСЛЫХ Есть мно...

Конспект развивающего занятия по программе «Обучаем чтению» для детей 3-4 лет «Путешествие»

Конспект развивающего занятия по программе«Обучаем чтению» для детей 3-4 лет«Путешествие»...

Статья "Нужно ли обучать иностранному языку детей дошкольного возраста?" (рекомендации для родителей)

Вопрос обучения иностранному языку в дошкольном возрасте один из часто задаваемых родителями. Данная статья даст ответ на этот вопрос....

Картотека игр для детей с ОВЗ "ИГРАЯ - ОБУЧАЕМ, ОБУЧАЯ – РАЗВИВАЕМ"

Мир дошкольника – это мир игр. Эта самая счастливая пора в жизни ребенка и занимает игра особое место. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не умеют играть. У них не во...


 

Комментарии

Салахиева Елена Анатольевна

Очень полезная информация, узнала новое, спасибо. Буду применять в практике работы.