Особенности проведения логопедических занятий с детьми, имеющими ММД
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

В данном материале даны методические рекомендации по организации и проведению работы с детьми логопедических групп, имеющими ММД, представлен конспект занятия, включающий группы упражнений, позволяющих направить гиперактивность в полезное для ребенка русло.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ММД

 С каждым годом становиться всё меньше и меньше здоровых детей и увеличивается число детей с речевой патологией с осложнённым неврологическим статусом. Настоящим бичом стала ММД (80 – 85% детей логопедических групп имеют этот диагноз).

В 90% ММД является последствием родовой патологии и нарушения кровообращения  в шейном отделе,  ведущей к  лёгким нарушениям  некоторых  функций  головного  мозга  («дис» – расстройство). Вроде бы всё нормально: ребенок обслуживает себя, понимает речь, сам членораздельно разговаривает, но что его развитие соответствует норме, сказать трудно – идёт задержка развития речи, моторики и интеллекта.

ММД имеет около 100 клинических проявлений. Наиболее характерными является расторможенность и дефицит внимания. Наблюдая за детьми, можно отметить   недостаточную устойчивость внимания, трудности в переключении и распределении. Дети не способны удержать внимание даже на деталях, всегда допускают ошибки в выполняемой работе, отвлекаются не только на внешние факторы, но и на самого себя. Обычно избегают или высказывают недовольство в отношении заданий, требующих длительной умственной нагрузки. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

Это сопровождается грубыми  нарушениями поведения. Эмоции стойко негативные с преобладанием агрессивности. Дети расторможены, чрезвычайно подвижны. Типичны навязчивые движения: покряхтывание, кашель, выкрики, рычания, бесцельные движения руками, могут встать со своего места, начать задавать свои бытовые вопросы. Быстро теряют работоспособность. Занятия с длительным сосредоточением переносят плохо. Обычная зрительная или речевая нагрузка для них тяжела. Постоянно дёргают, отвлекают соседей, ёрзают на стуле, их поведение непредсказуемо и обычно хорошее поведение чередуется с плохим, нет возможности выстроить адекватные поведенческие реакции  (как бы всё время забываются). На вопросы отвечают, не задумываясь, не дослушав их до конца. С трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях, не умеют выслушивать, постоянно перебивают. Поэтому приходится постоянно возвращать внимание детей в нужное русло.

Заметно снижена память,  особенно  на очень низком уровне слуховая: не запоминают ряды слогов, слов, стихотворения, тексты сказок, рассказов, артикуляционные уклады.

Наблюдается отставание в развитии словесно – логического мышления.   Часто дети не могут сложить картинку, разрезанную на 2-3 части, не выделяют 4й лишний, не объясняют почему, не видят закономерности, не раскладывают серию сюжетных картинок в логической последовательности, не понимают сюжет.

Даже при специальном обучении с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Для некоторых детей характерна ригидность мышления (негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Для детей с ММД характерна  соматическая ослабленность (часто болеют).

Дети имеют замедленное развитие или нарушение  макромоторики, ориентации в пространстве и координации движений, осанки, стопы (т.к. имеет место неврологическая симптоматика).

   Нарушены микромоторика и координация пальцев, кистей рук (из-за расстройства мышечного тонуса, гиперкинезов, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц возникают трудности в подготовке руки к письму). 

      Большие  трудности выявляются при выполнении серии движений по словесной инструкции.  Типичным является пониженный самоконтроль или   его отсутствие при выполнении заданий.

Страдает самоорганизация. Дети часто не в состоянии придерживаться инструкции, справляются не до конца с предлагаемыми действиями.  Часто проявляют забывчивость при выполнении заданий в повседневных ситуациях – забывают умыться, причесаться и др. (даже если интеллект хороший). Часто теряют вещи, необходимые в обычной деятельности (рукавицы, и др.), роняют предметы, запинаются, всё время что – то задевают.

Иногда дети с ММД напоминают умственно отсталых,  поэтому необходимо отграничивать детей с ММД и речевыми расстройствами  с сохранным интеллектом от детей с первичным  интеллектуальным   дефектом.

С  этими детьми  должна быть проведена комплексная работа  в течение всего дошкольного периода логопедом-дефектологом,  психологом, социальным педагогом, психофизиологом, психоневрологом, психотерапевтом, инструктором ЛФК, врачом-массажистом + демократичная модель общения.  И глубоко неправы те  родители,  которые, не  понимая истинного положения дела, объясняют некоторые странности в развитии ребёнка его  индивидуальными особенностями, влиянием гороскопа  и др.,  и те

педагоги, которые считают, что ММД со временем компенсируется.  Без помощи специалистов этого не произойдёт.  Ребёнок  будет взрослеть, а дефект останется,  обрастая вторичными отклонениями  в высшей  нервной деятельности,  и  малые дисфункции мозга в будущем приведут к большим проблемам (в большинстве своём дети уходят в дивиантное поведение). Чем раньше принять меры – тем больше результат. И результат зависит от тяжести повреждения ЦНС,  от адекватности терапии, от поведения родителей,  от воздействия внешних факторов.

К сожалению,  в настоящее время  практически вся работа по коррекции у детей ММД   лежит на плечах логопедов и воспитателей, часто не очень глубоко знающих эту проблему, не имеющих в арсенале эффективных методов работы с такими детьми.

Изучая проблему и наблюдая детей с ММД  (для которых  тяжела и даже часто  непосильна умственная нагрузка, атак же характерна патологическая активность) начала перестраивать свои занятия, максимально насыщать их  двигательными упражнениями, взяв за основу идею,  что  воздействуя через «тело» ребёнка можно дать мощный толчок для развития коры головного мозга (на базе которой формируются все высшие психические функции, в том числе и речь).

Очень эффективными  упражнениями, являющимися мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга и  взаимодействия её с нижележащими структурами; гасящими процессы возбуждения и позволяющими направить гиперактивность в полезное для развития ребёнка русло, так же оказывающими  стимулирующее влияние на развитие речи, оказались следующие  группы упражнений:

Кинезиологические упражнения (включаются в орг. момент или физминутку) Активизируют функции подкорковых образований (стволовых структур) мозга,  позволяют создавать новые нейронные сети, стабилизируют и улучшают межполушарные взаимодействия, произвольное внимание, психомоторную координацию и самоконтроль.

Виброупражнения (включаются  только в физминутку)

Снимают мышечное напряжение,  улучшают тонус мышц, связок, сосудов. Стимулируют кровообращение, усиливая  циркуляцию крови по капиллярам, несущим питательные вещества и кислород к мелким мышцам и всему организму, удаляющим  продукты распада. Выполняют профилактическую и оздоровительную функцию всего организма. Снимают тяжесть в голове, возникающую в результате длительной напряжённой умственной работы. Являются прекрасным средством психотерапии.

Пальчиковые упражнения (включаются в орг. момент или физминутку по 2-3 упражнения)

Развивают мелкие мышцы кисти рук, тонкие дифференцированные  движения пальцев рук (и по возможности ног), нормализуют мышечный тонус, развивают статическую и динамическую координацию  движений кистей и пальцев рук,  развивают произвольное напряжение и расслабление пальцев и кистей рук, способствуют развитию графических навыков, подготовки  руки  к письму.

Самомассаж (включается в орг. момент)

Снимает напряжение мышц шеи и плеч, готовит мышцы к артикуляционной гимнастике,  вызывает прилив крови к речевым органам, помогает лучше улавливать ощущения этих мышц, управлять ими, делать мимику выразительнее,  готовить к артикуляционной гимнастике. Является прекрасным средством психотерапии.

Релаксационные упражнения (включаются в орг. момент или физминутку)

Позволяют  ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц в руках и ногах и их расслаблением, нормализовать мышечный тонус и эмоциональное состояние (сбросить психическое и физическое напряжение). Является прекрасным средством психотерапии.

Использование  двигательных упражнений  позволяет  отойти от режима традиционно неподвижной позы и дать возможность детям обучаться двигаясь. В этих условиях дети на занятии чувствуют  себя комфортно физически и эмоционально. Коррекция речевых недостатков происходит без излишнего принуждения и подавления их воли.  Материал усваивается лучше, исчезают проблемы с дисциплиной и отсутствием внимания,  гораздо быстрее и прочнее   нормализуются  моторные функции

Необходимо тесное взаимодействие  в этом направлении всех специалистов, работающих с детьми коррекционной группы. Все занятия,  режимные моменты желательно максимально насыщать  двигательными упражнениями всех перечисленных групп. При такой организации работы,   когда в решении проблемы участвует не только логопед,  а все специалисты, работающие с ребенком, которые помогают   справиться ему с дефектом,  компенсация ММД и нарушений речи идёт гораздо быстрее, полученная ребенком информация, умения и навыки усвоятся и закрепятся гораздо прочнее и надёжнее.

В нетяжёлых, более сохранных случаях  может произойти самокоррекция имеющихся у ребёнка проблем, «спонтанное преодоление» имеющейся у них недостаточности.

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия с детьми, имеющими ММД.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:  ЗВУК И БУКВА  «Ж»

Цель:

уточнение и закрепление произношения звука Ж на различном лексическом материале, знакомство с буквой Ж.

Задачи:  

  1. уточнить характеристику и правильное произношение звука Ж на различном      
  2. лексическом материале;
  3. развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного и слогового ана-лиза, слухомоторную координацию, мелкие мышцы кисти рук, мышечную память, формировать зрительные представления о графическом образе буквы;
  4. воспитывать умение давать адекватную самооценку своей деятельности; совершенствовать навыки словообразования однокоренных слов.

Демонстрационный материал:

  1. пособие «Дежурный звук»,
  2. пособие «Домик для Звуковичков»,
  3. пособие «Кто больше?»;
  4. звуковые метки.

Раздаточный материал:

  1. наборы звуковых меток;
  2. кассы букв;
  3. карточки для обследования буквы Ж;
  4. кружочки для самооценки (красного, зелёного, синего цвета).

Ход занятия

  1. Организационный момент. Пальчиковая  гимнастика с включением кинезиологических упражнений и элементов самомассажа:

И.п. стоя.

  1. Руки растираем  (потирание ладоней)  и разогреваем (хлопки).
  2. Ладони вместе. Пальцы переплетены. Не размыкая пальцы, хлопаем  запястьями.

(Сначала руками, согнутыми в локтях, затем – вытянув их  вперёд)

  1. Сжать руки ладонями вместе. Не размыкая запястий, хлопаем кистями рук.

(Сначала руками, согнутыми в локтях, затем – вытянув их  вперёд)

  1. Поочерёдно сжимаем в кулак и разжимаем пальцы то левой, то правой руки.

(Сначала руками, согнутыми в локтях, затем – вытянув их  вперёд)

  1. Поочерёдно соединяем все  пальцы с большим (перебор пальцев)

(На каждый ударный слог пальцы обеих  соединяются с большим  пальцем  в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-1.

Сначала руками, согнутыми в локтях, затем – вытянув их  вперёд)

  1. «Солим суп»

Сначала руками, согнутыми в локтях, затем – вытянув их  вперёд)

  1. «Лезгинка». Левая ладонь повёрнута к себе, пальцы в кулак, а  большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом – смена положений рук.
  2. Грабельками  сгребаем все плохие мысли (Граблеобразные движения от середины от  лба к вискам).  Стряхиваем их на пол.

  1. Введение в новую тему:
  1. Я назову слово, а вы напишите первую букву (один ребёнок пишет на доске, остальные – в воздухе указательным пальцем).
  2. Прочитайте получившееся слово.

Ж

У

Р

А

В

У

Ш

К

А

А

Т

А

П

Е

Т

К

А

С

С

Р

Д

Р

С

К

О

П

Т

М

О

У

Е

Н

А

Л

Е

Р

И

Г

Л

А

А

Л

А

Н

А

Ь

Ь

  1. Почему мы сегодня заговорили про журавушку? (Потому что наступила весна и скоро вернуться из тёплых краёв перелётныё птицы. И ещё потому что сегодня мы будем работать со звуком Ж).
  2. Где  находится звук Ж в слове "журавушка"?

  1. Уточнение произношения, артикуляции, характеристики, символов звука Ж.
  1. Произнесём этот звук. Проверим «ниточку». Что мы можем сказать про него? Какой это звук?(Согласный)
  2. Почему? (Потому что «ниточка» у него короткая  и он не поётся).
  3. Почему он не поётся? (Язык  не хочет пускать Воздух, он поднялся вверх к верхним Зубам, поставил Воздуху преграду.  Зубы тоже закрыли выход Воздуху. Между ними осталась только маленькая щёлка. А Воздух всё равно прервал преграду и жужжит от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперёд)
  4. Какой ещё звук Ж? (Звонкий, всегда твёрдый, долгий)
  5. Какую метку возьмём для этого звука? (Синюю с колокольчиком)
  6. Почему? (Потому что этот звук (согласный,  всегда твёрдый,  звонкий)
  7. Этот звук очень любят жуки. (Жестовый символ: большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью с  одновременным произношением звука Ж-Ж-Ж-Ж-Ж….)
  8. Мы превратимся в жуков и будем летать по лесной поляне. Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар  и питаются цветочной пыльцой. (На сигнал «высоко» произносят звук Ж громко, «низко»-тихо, «садятся»-умолкают). Жуки прилетели к домику. где живут Звуковички.

  1. Закрепление характеристики звука Ж. (Работа с пособием «Звуковой домик»).

  1. Закрепление произношения звука Ж в словах. Определение его позиции. (Пособие «Кто больше?).

  1. Подбор однокоренных слов к слову  ЖУРАВЛЬ

  1. Звуко-слоговой анализ слов ЖУРКА (ЖУРАВЛЬ, ЖУРАВЛИК). Выкладывние слов метками звуков и буквами.
  1. Сколько в слове звуков? Назовите их по порядку.
  2. Сколько в слове гласных звуков? Назовите их.
  3. Сколько в слове согласных звуков? Назовите их.
  4. Сколько в слове слогов?
  5. Какими способами мы их можем сосчитать?
  6. Назовите слоги по порядку.    

  1. Динамическая пауза.  Виброгимнастика.

И.п. сидя.

  1. Пятки поставить на пол, а носками постучать  по полу (поочерёдно,  а затем вместе).
  2. Носки поставить на пол, а пятками постучать  по полу (поочерёдно, а затем вместе).
  3. Руки поднять вверх, потрясти кистями  (поочерёдно,  а затем вместе).
  4. Одновременно потрясти ногами и кистями рук.

И.п. стоя.

  1. Подняться на носки (1 см от пола), резко опуститься на пол   (Упражнение выполнять 3 раза в день по  30 сотрясений с перерывами 5 – 10 сек)
  2. Потрясти поочерёдно  правой  и   левой ногами.
  3. Потрясти поднятыми вверх  обеими  руками.

И.п. лёжа на твёрдой поверхности.

  1. Потрясти поднятыми вверх обеими руками.
  2. Потрясти поднятыми вверх обеими ногами.
  3. Потрясти поднятыми вверх обеими руками и ногами одновременно. (Упражнение выполнять 1 -3 минуты

   

  1. Знакомство с буквой Ж.
  1. На что похожа буква  Ж? (На какие предметы?. На какие другие буквы?)
  2. Найдите букву ж в алфавите, азбуке, на фризе,…др. Запомните её место.
  3. Разучивание стихотворения.

                                   Эта буква широка

                                   И похожа на жука,

                                   И при этом точно жук

                                   Издаёт жужжащий звук:

                                   Ж-ж-ж-ж-ж…

  1. Из каких частей состоит буква?
  2. Представьте, что я не знаю, как пишется буква Ж, объясните словами, как мне её написать.
  3. Напишите букву Ж обратной стороной ручки в воздухе, на доске, на солее, на стуле, на полу, на спине друг у друга, на ладони.
  4. Обведите букву (на карточке) указательным пальцем (потом обратной стороной ручки) правой руки.

  1. Работа в тетрадях. Печатание буквы Ж, слов с буквой Ж.

  1. Итог занятия.
  1. С каким звуком сегодня работали?
  2. С какой буквой сегодня работали?
  3. Как  вы оцениваете свою работу? (Дети  дают самооценку своей,  по очереди выставляя  на фризе кружочек соответствующего цвета и объясняя,  почему он поставил себе такую оценку).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пасечник  П.  Гиперактивность: Как играть с гиперактивными  детьми?  Чем  занять их  в детском саду и дома? Ж. Дошкольное воспитание. № 2,  2007г.
  2. Ярёменко Б. Р.и др. ММД головного мозга у детей  с позиции неврологов, педагогов, психологов и  родителей. Ж. Дошкольная педагогика. № 1(22), 2005г.
  3. Ярёменко Б. Р.и др. Соматические и вегетативные нарушения функций у детей с ММД.  Ж. Дошкольная педагогика. №6(27), 2005г.
  4. Ярёменко Б.Р.и др. Перинотальная энцефалопатия как прообраз и начало формирования  ММД. Ж. Дошкольная педагогика. №4(25), 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ

Материал включает в себя основные цели и коррекционные задачи физкультурных занятий в учреждении компенсирующего вида...

«Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях с детьми, имеющими заикание»

В материал включены дыхательные упражнения. Будут полезны детям  с другими нарушениями речи....

Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми ,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Представлены рекомендации и игровые упражнения,которые помогут родителям проводить дома артикуляционную гимнастику  с ребенком легко и интересно....

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ЗПР

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной под...

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

Особенности заучивания стихов на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР, осложненное дизартрией

В данной методической разработке показаны приёмы по заучиванию стихов детьми с ФФНР, осложненном дизартрией,  в основе которых лежит  воздействие на двигательную сферу ребёнка.  Рекомен...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Выступление на районном семинаре - практикуме для инструкторов по физической культуре...