"Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями."
статья по логопедии на тему

Малько Лариса Викторовна

В статье раскрываются направления, формы и методы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_vzaimodeystviya_uchitelya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия учителя – логопеда с родителями,

      основные направления, формы и методы работы.

     Общение ребёнка со взрослым является основой его психического развития. Ещё Л. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождение ребёнка происходит полноценное развитие его, как личности, его социализации.

     В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Диагноз общее недоразвитие речи, получивший всё большее распространение среди детей дошкольного возраста, требует комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции. Целенаправленное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Многие из родителей часто не имеют элементарных представлений, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции.

     Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательными и эффективными.

     В процессе взаимодействия значительно повышается уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей, которые более точно начинают понимать цели коррекционно-логопедической работы, приобретают определённый минимум теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребёнка, осознанно стремятся к пополнению запаса специальных знаний и умений. Всё это помогает им: преодолевать авторитаризм и видеть мир с позиции ребёнка; относиться к ребёнку, как к равному; понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, которые сегодня сделали что-то лучше, чем он; установить хорошие, доверительные отношения с ребёнком.

     Учитель-логопед, работая с родителями в течении года ставит следующие задачи:

  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной поддержки;
  2. Повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них желание и интерес участвовать в воспитании и развитии ребёнка;
  3. Формировать у родителей навыки наблюдения за ребёнком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;
  4. Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребёнка создать комфортность и защищённость в семье;
  5. Воспитать у родителей привычки интересоваться процессом развития ребёнка в различных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

     Учитель-логопед в работе использует различные формы и методы:

  1. Групповые собрания, на которых родители узнают о результатах работы, основными задачами коррекционной работы по кварталам;
  2. Индивидуальные беседы, целью которых является получение сведений о ходе раннего развития ребёнка, его интересах, способностях, в дальнейшем освещение проблем по усвоению ребёнком программы, рекомендации;
  3. Консультации по вопросам, возникающим у родителей в процессе проведения самостоятельных домашних заданий;
  4. Анкетирование, ориентированное на выявление отношения родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции речевого развития ребёнка;
  5. Наглядная информация в виде стенда взаимосвязи логопеда с родителями;
  6. Открытые занятия учителя-логопеда с детьми;
  7. Приглашение родителей на праздники, где видны результаты работы учителя-логопеда в речевом развитии;
  8. Совместные мероприятия с детьми и родителями

     Таким образом, при осуществлении своевременного психолого- педагогического изучения детско-родительских отношений и повышения уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с использованием интерактивных форм работы намного повышается эффективность всей логопедической работы по устранении речевых нарушений у детей.

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая гостиная для родителей "Организация взаимодействия учителя - логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР"

  Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня

Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье  описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы...

Консультация для родителей " ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ"

Консультация  для  родителейОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИСовременная концепция дошкольного воспитания положила начало рефор...

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников...

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.

Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....

Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия учителя логопеда, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках речевого развития».

Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличен...