"В гостях у Сказки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Всем известно, что сказки помогают ввоспитании детей, но они также  актуальны и в коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

МБДОУ №14 «Аленушка»

«В гостях у сказки».

                          Учитель-логопед: Бреус Елена Петровна

Цели:

диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и    слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;

образовательные: продолжать развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать умение выделять главную поучительную мысль, увлечь сказочным сюжетом, развивать образное мышление, мелкую моторику, развивать зрительный гнозис, расширять артикуляторные возможности, обучать элементарным приёмам самомассажа, оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы;

воспитательные: воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться.

1. Организационный момент

- Ребята, а вы любите сказки?

- Я вас приглашаю в сказку. Что бывает в сказках?  (Волшебство, превращения…)

- И в нашей сказке тоже будут чудеса и превращения. У меня как у настоящей волшебницы есть «волшебная палочка».

Упражнение «Утро»

Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребёнку, дотрагивается «волшебной палочкой» со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы – смешные медвежата.

(имя ребёнка) не ребёнок,

(имя ребёнка) – медвежонок.

(называю всех детей)…

Медвежата сладко спят

(дети прислоняются к спинкам стульев и опускают голову, закрывают глаза)

И расслабленно сопят.

(спокойно и глубоко дышат)

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко.

(крепко зажмуривают глаза)

- Медвежата, хватит спать,

(широко открывают глаза)

Вам давно пора вставать.

(встают со своих мест)

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

(с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.)

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут.

Кран откройся,

Нос, умойся,

(проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон).

Мойтесь сразу оба глаза,

(выполняют круговые массирующие движения по векам)

Мойся, шейка,

(растирают шею, поворачивая голову вправо-влево)

Ручки, мойтесь хорошенько.

(растирают руки)

Словно, щёткой язычком

Чистить зубы мы начнём.

(открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях)

Принюхались медвежата:

(Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхаем через рот)

Что-то пахнет непонятно

(повторяют упр. 3-4 раза)

Очень вкусно. Это мёд!

Мама к завтраку нас ждёт.

Медвежата мёд лакали,

(выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым)

Потом губки облизали.

(облизывают губы в направлении вперёд-назад, рот держат открытым)

Язычок не опускают,

Кверху сильно прижимают.

(рот держат открытым)

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

(кистью руки изображают «чашечку», делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашечку в руке.)

Потом попейте,

А после улыбнитесь.

(имитируют «питьё» из «чашечки»)

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата.

(выполняют быстрые движения языком вперёд-назад)

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2. Основная часть

- Посмотрите, что это стоит?  (сундук)

- Ох, ребята, наверное, непростой сундук, а волшебный. Давайте я его открою. Не получается. Как можно открыть замок? Мы с вами в сказке, а там может произойти волшебство.  Какие мы можем сказать волшебные слова, чтобы сундук открылся?  («Крекс, фекс, пекс», «По щучьему веленью, по моему хотенью»)…

Упражнение «Замок» (пальчиковая гимнастика)

На сундуке висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

-Открываем сундучок…

 Ну-ка, сундучок, покажи нам, что у тебя внутри…

- Сколько здесь интересных вещей!

- Скажите, что это?  (клубок)

(выпрыгивает и катится по дорожке из осенних листьев)

- Вот, друзья, волшебный лес,

  Полон тайн он и чудес…

(дети идут по листьям)

- Ребята, а что у нас шуршит под ногами? (Листья)

- Какого они цвета?  (разноцветные)

- Какое время года в нашем волшебном лесу? ( Осень)

- Значит, лес, какой? (осенний)

- Какие ещё приметы осени вы знаете? (Дожди идут, похолодало, листопад и т.д.)

- Куда наш клубок закатился?

- Ребята, смотрите, избушка

  Стоит на лесной опушке

  Три стула, три кровати, три подушки

  Угадайте без подсказки

  Кто герои этой сказки?   («Три медведя»)

  - Как зовут медведей? ( Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка)

  В доме Маша побывала,

  Стулья все переломала,

  Всё кругом здесь разбросала.

- Давайте, поможем медведям накрыть на стол, пока они по лесу гуляют.

(Достаю из сундука посуду)

 - Что это? (Эта большая ложка  для Михайло Потапыча )

 - Эта ложка поменьше для Настасьи Петровны

 - Эта маленькая ложечка  для Мишутки

 - Эта большая кружка для Михайло Потапыча

 - Эта кружка поменьше для Настасьи Петровны.

 - А эта маленькая кружечка для Мишутки.

 - Эта большая чашка для  Михайло Потапыча.

 - Эта чашка поменьше для  Настасьи Петровны.

 - А эта маленькая чашечка для Мишутки.

- Ребята, а как одним словом назвать чашки, кружки, ложки?  (Это посуда)

- Посмотрите, как мы красиво накрыли на стол, расставили стулья. Скажите, стулья, стол это что?  (Это мебель).

- Давайте позовём хозяев. Они в лесу. А что делают осенью в лесу медведи?   (Медведи собирают грибу, шишки, ягоды). Не зря говорят:

        Все медведи – сладкоежки,

        Любят есть мёд, ягоду без спешки.

        А наевшись, без тревоги

        До весны сопят в берлоге.

- Медведи готовятся к зимней спячке. Им осенью хочется спать. Покажите, как зевают медведи?

 Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

- Покажите, как собирают ягоду. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их (имитируют жевание).

- Рассаживаем медведей на стулья. На большой стул сажаем Михайло Потапыча, на стул поменьше – Настасью Петровну, а на маленький стульчик – Мишутку.

-  Посмотрите, медведи принесли из леса рябину, боярышник, калину. Калина, рябина, боярышник – это …  (ягода)

 - Правильно это всё ягода, не зря её медведи любят.  Она очень полезная.

По народным поверьям, нет ни одной болезни, при которой не помогала бы калина. Боярышник помогает больным с заболеванием сердца.  И в рябине много витаминов.

- Чтобы у медведей было хорошее настроение и в их доме- берлоге было тепло и светло я добавлю солнышко, а вам за правильные ответы дам лучики.

3. Итог.

-  Ребята, скажите, у кого в гостях мы побывали?  (у медведей)

- А что у них случилось?  (Пока они были в лесу, Маша всё разбросала…)

- Как мы помогли медведям?   (Мы накрыли стол, расставили мебель)

- Чему учит эта сказка?   (Сказка учит не брать чужого)

- Молодцы! Давайте подарим солнышку свои лучики.

(Крепим к солнышку лучи)

- Солнышко своими лучиками коснулось Михайло Потапыча и него стало хорошее настроение. Коснулось Настасьи Петровны, у неё стало хорошее настроение.  Солнышко коснулось  Мишутки и у него стало хорошее настроение.

- Посмотрите, как медведи улыбаются, улыбнитесь и вы. Посмотрите налево и улыбнитесь, посмотрите направо и улыбнитесь.

- В благодарность медведи хотят угостить вас и наших гостей вкусной и полезной ягодой. А ещё медведи дарят вам по воздушному шарику, чтобы вы поскорее вернулись из волшебного леса в свой детский сад, в свою группу и посмотрели мультфильм «Три медведи».

        Чтобы сказки не обидеть,

        Надо их почаще  видеть,

        Их читать и рисовать,

        Их любить и в них играть.

        Сказки всех отучат злиться,

        А научат веселиться,

        Быть скромнее и добрее,

        Терпеливей и мудрей!!!

-Спасибо всем! Отправляйтесь на шариках в  свою группу. До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Открытое занятие в средней логопедической группе.

(Составление описательного рассказа по картинке)

«ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНОК».

Учитель-логопед : Бреус Е.П.

Открытое логопедическое  занятие  по развитию связной речи  для детей средней  группы.

« Путешествие  снежинок»

Коррекционно-образовательные цели.

  1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга,)
  2.  Обучение составлению рассказа по сюжетным картинкам.

Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением, развитие длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед : Странная звездочка с неба упала

                   Мне на ладошку легла и пропала .

Ребята, что это?

Дети: Снежинка .

(1 слайд «Вьюга».)

Послушайте , что это за звуки?

Дети : Ветер.

Логопед : Да, это непростой ветер. Это зимний ветер. А какой ветер зимой ?

Дети: Холодный, северный.

Логопед : Ветер вьюжит, ветер вьюжит

                   И снежинки в небе кружит.

                  Вот и к нам ветер занес снежинки.

(2 слайд. «Снежинки»).

Логопед: Посмотрите , ребята, какие снежинки?

Дети: Белые, резные, блестящие, хрупкие.

Логопед : И очень красивые.

(логопед раздает детям снежинки на ниточках).

2. Дыхательное  упражнение.

Логопед: Давайте подуем на снежинки  и посмотрим, как красиво они летят. Дуть нужно плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи.

(Дети дуют на ватные шарики-«снежинки»).

3. Фонопедическое упражнение. «Снежинки» (пропевают с музыкальным руководителем гласные звуки).

- Снежинки   жили в большой снеговой туче.

 Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок  (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).

- Налетел ветер и стал качать тучу по небу (пропевают  звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).

- Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»).

4.Логопед: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в снежинки и отправимся путешествовать.

(Звучит  вальс ПИ Чайковский  «Вальс снежинок»)

Логопед:   Превращаемся в снежинки, заметем мы все тропинки.

                  И снежинки все вокруг кружатся, летают,

                    Зимним покрывалом землю укрывают.

Вот летят снежинки, плавно и красиво.

Упали снежинки на землю и вот что они увидели:  

5. Составление  рассказа « Зима». ( Слайды «Зимние картинки»).

- Вся земля и дома покрыты белым снегом.

- Кто веселиться  зимой? – дети.

- Что они делают? Они лепят снеговика, катаются на санках?

- Обратите внимание, во что одеты дети? – В шубки и шапки.

Дети одеты тепло, потому что  зимой холодно.

Логопед : И так ребята- снежинки, давайте повторим что мы видим на экране?

   « Наступила  зима. Земля, дома и деревья покрыты снегом.

       Дети радуются зиме. Они катаются на санках, лепят снеговика, играют в снежки.»

Логопед :

Давайте с вами тоже слепим снеговика.  ( Слайд снеговик. Массаж под ритмичную музыку).

6.Массаж « Снеговик»

Раз-рука, два – рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны , показывая какой большой)

А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)

Вот такой. (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел Снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)

Очень милый толстячок!

7. Логопед.: Заканчивается наше путешествие  «Снежинок».  Для того чтобы превратиться в детей погрейте себе ручки. (дети согревают руки теплой воздушной струей , произнося  звук  х – х – х).

Ну вот, снежинки растаяли, а ребята остались.

8. Итог.

Сегодня мы с вами путешествовали и смотрели на мир глазами снежинок. А, чтобы это путешествие запомнилось вам надолго, я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать пальчиком на снегу, то что вам больше всего понравилось: может быть, вьюга или метель, снеговик, горка или маленькая снежинка-путешественница. Рисуйте , ребята.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...