Требования к речи педагогов при обучении и воспитании детей.
материал по логопедии по теме

Семёнова Елена Петровна

Создание благоприятного речевого окружения дошкольника для овладения ребенком навыками речи и своевременного исчезновения возрастного косноязычия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korsbornik.docx18.69 КБ
Файл gigiena_golosa.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

                       Требования к речи педагогов

                 при обучении и воспитании детей.

Принцип развития в ДОУ предполагает обеспечение оптимальных условий для воспитания и образования детей. При этом особое внимание уделяется речевой среде. Важно обеспечить ребенку благоприятное речевое окружение.

Совершенно необходимым условием для овладения ребенком навыками речи и своевременного исчезновения возрастного косноязычия является неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей,  а в детском саду – педагогов, и, в первую очередь, воспитателей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в учебной, хозяйственно-бытовой деятельности. Воспитатель организует игры детей, беседует, знакомит с речью героев художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязать развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культурой речи называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традициями для литературного языка.

Недостатки культуры речи проявляются в том, что:

  1. Человек неправильно произносит звуки в словах: вместо «што» говорит «что», вместо «вада» говорит  «вода», вместо «смешнова» говорит «смешного», т.е. произносит слова так, как они пишутся.
  2. Неправильно строит словосочетания, например «оплачиваю за проезд» (надо «оплачиваю проезд»), «описываю о впечатлениях» (надо «описываю впечатления» или «пишу о впечатлениях»).
  3. Придает словам неправильный смысл, например, слово «сокрушенно» (печально), употребляет в значении «сокрушительно» (сильно), слову «причудливый» (вычурный) придает значение «чудесный».
  4. Неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь или наоборот, может говорить крикливым или визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо.

Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, различных типов предложений, интонаций), но и помнить, как принято пользоваться в речи. Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка.

Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому необходимо иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка.

Когда человек общается с близкими, знакомыми в быту, речь имеет черты разговорного стиля, в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь речью книжного стиля, его разновидностями (научный, публицистический, поэтический, деловой).

В работе с детьми дошкольного возраста представления о стиле речи должно соотносится прежде всего с представлениями о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности как вежливость, уважительность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство).

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет развивать языковое чутье у детей.

Педагог, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов – лексики, грамматики, фонетики. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Знание синонимии родного языка не только поможет педагогу улучшить собственную речь, но и позволит использовать ее как эффективный прием обучения: если ребенок не понимает какого-то слова или грамматической форы, достаточно бывает предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял.

Воспитатель должен быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, обладать четкой дикцией, уметь модулировать высоту тона, темп речи, силу и тембр голоса для выражения различных чувств: радости, горя, страха, досады, одобрения, гнева, ласки.

На занятия, во время прогулок, режимных моментов воспитатель должен внимательно следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления и, в случае необходимости, в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Для того, чтобы дети говорили внятно, правильно, воспитатель должен задавать тон своей речью. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду.

Речь педагога должна быть:

- без дефектов звукопроизношения (т.е. звукопроизношение должно соответствовать нормам русского языка);

- темп речи должен быть умеренным ( и чем младше дети, тем более неторопливым);

- громкость речи должна быть достаточной, но не чрезмерно;

- выразительной, правильно интонированной ( в соответствии с речевой ситуацией);

- лексически доступной (использовать те словесные обозначения предметов, действий и явлений, которые понятны детям или находятся в зоне ближайшего развития);

- грамматически оформлена в соответствии с возрастом детей (следует избегать сложных грамматических конструкций, повторов, вводных слова, которые усложняют детям понимание речи);

- свободной от просторечных, сленговых выражений;

- лексически богатой, насыщенной синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами, поговорками.

Важность совершенствования произносительной культуры речи воспитателя, обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного общения,  имитируя речь взрослых, в первую очередь воспитателя.



Предварительный просмотр:

     Гигиена голоса воспитателей

            дошкольных образовательных учреждений.

                                                                                              Семёнова Е.П.,

                                                                               Учитель-логопед НДОУ № 157

     Воспитатель ДОУ является связующим звеном в коммуникативном процессе (воспитатель – ребенок, воспитатель – ребенок – родители и др.), поэтому ему необходимы умения воспринимать, понимать и оценивать личностные проявления собеседника, а также умения подстраиваться под его коммуникативный лад. Сфера воспитания является сферой «повышенной голосоречевой ответственности, так как речь и голос становятся важнейшим инструментом деятельности воспитателя. Педагогу ДОУ необходимо в совершенстве владеть всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами. А также обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.

     Голос, используемый в профессиональных целях, должен отличаться большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную нагрузку, более широким диапазоном, большей гибкостью и разнообразием тембра. Педагогический голос характеризуется также полетностью, помехоустойчивостью и адаптивностью.

     Воспитатель в течение рабочего дня не только наблюдает за детьми, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов, пения, игр. Это создает повышенную нагрузку на голосовой аппарат. Благодяря коммуникативной роли голоса и речи происходит вербальное общение воспитателя и детей, голосовая функция является важнейшим элементом воспитательного процесса.

     Проблема развития голоса педагогов детских садов имеет большое социальное значение, так как профессиональные заболевания голосового аппарата у воспитателей встречаются достаточно часто, что влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

     Важно поддерживать голосовую форму. Необходимо обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость.

     Очень значимо научиться отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования. Нельзя работать даже в состоянии легкой простуды. Люди голосоречевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализуется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям труда, а также подвижностью нервных процессов и особой впечатлительностью. Людям, которые подвержены частым заболеваниям гортани и быстрой утомляемости голоса, следует бережно относиться к своему речевого аппарату, не допускать его перенапряжения и переутомления, используя для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров говорить потише, пользоваться короткими, лаконичными фразами.

     Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходима спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Важно знание и соблюдение правил нервно-психической гигиены, включающей мероприятия, укрепляющие и охраняющие нервно-психическую сферу.

     Необходимо «разогревать» и «остужать» свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику. После большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки. Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона. Кричать и шептать – вредно. При шепоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шепотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.

     Необходимо грамотно организовывать и поддерживать общий режим дня. Надо изучить потребности своего организма и создать комфортную смену труда и отдыха, обеспечивающие бодрость и творческую активность педагога. Большое значение имеет режим питания. Для голосовых складок вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Чрезмерно кислая или соленая пища также раздражает слизистую оболочку. Очень вредно употребление спиртным напитков: нарушается функция желез слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Появляются гиперемия и инфильтрация голосовых складок, сухость их поверхности. Голос становится менее выносливым, качество тембра изменяется. Не менее вредно и курение. Табачный дым раздражает слизистую оболочку гортани, трахеи и бронхов, вызывает сухой кашель, который травмирует складки. Не следует разговаривать, а тем более петь в помещениях, где курят или курили.

     Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершать коммуникативную компетентность воспитателя.

                           Комплекс упражнений, позволяющих развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосоречевые навыки.

1.        Дыхание – это энергетическая база речи, поэтому первым этапом работы над выразительностью речи является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения: встать прямо и спокойно дышать, положив однур руку на живот, для контроля движений диафрагма, а другую – сбоку на ребра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку, а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

2.         Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.

3.        Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струей, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом. Чтобы «пламя заколыхалось» и держим его в таком положении до конца выдоха.

4.        Длительно произносим звук М. Упражнение должно выполнять свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Данное упражнения в сочетании с постукивающими движениями пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных: постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук «мммм»; кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук «мммм»; кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук «вввв»; кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук «зззз»; кончиками пальцев области груди, озвучивая звук «дддд».

5.        Произносить слоги «ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-ры, ра-рэ» с поворотами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.

6.        Упражнения основного комплекса дополняет комплекс парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой, в котором внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения тяжести в голове, активизирует носовое дыхание; способности восстановления голоса при его потере в момент общей усталости.

7.        Для тренировки мышц артикуляционного аппарата предлагаются комплексы артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде «Сказок о веселом язычке». Комплексы можно выполнять вместе с детьми.

8.        Для развития силы голоса предлагается произносить звук У, имитируя разные ситуации: гудит пароход, который находится далеко в море; гудит пароход, который стоит у причала; свистит паровоз, который подходит к станции; свистит электричка, которая проносится мимо станции.

9.        Изменение высоты голоса – одно из наиболее значимых орудий его выразительности. Высота голоса создает методику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делаю  ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса можно выполнять следующие упражнения: «колокол» - раскачиваясь. Одновременно произносить звукосочетания на заданной высоте: дон-дон-дон» на обычной высоте голоса, «бом-бом-бом» низким голосом, «динь-дон-динь-дон»  высоким голосом; «генератор звука» - тянуть гласные звука А, О, У, постепенно изменяя высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора; «шагаем по ступенькам» - произносим фразы «первый этаж, второй этаж, …», постепенно повышая голос, как бы шагая по ступенькам.

10.        Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи рекомендуется чтение скороговорок в том темпе, который подскажет ситуация: рассказ в неторопливой беседе, выступление перед большой аудиторией; в ситуации дефицита свободного времени; диктовка нерадивому ученику и т.п.

11.        Для того, чтобы речь педагога была бы благозвучной и выразительной необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, четкая артикуляция, богатая интонация. Рекомендуются упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи: произнесение скороговорок с интонациями радости, удивления, восхищения; произнесение скороговорок с интонациями порицания, печали, безразличия; произнесение с вопросительной интонацией, а затем с интонацией утверждения.

                        Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальная. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьезные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу-фониатру.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Учебно-методическое пособие "Требования к педагогу готового к осуществлению воспитания детей дошкольного возраста"

Данное учебно-методическое пособие содержит базовые материалы по методике воспитания детей дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Требования к речи педагога для детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи....

Консультация для педагогов на тему: "Речь педагога-основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

В данной консультации дана её главная цель, дано понятие "Культура речи" , даны компоненты профессиональной речи воспитателят и требования к  ней....