Речевая карта обследования ребёнка(от 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов,психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего развития, перенесённых заболеваний, социального окружения ребёнка сделать полноценное объёмное логопедическое заключение и на его основе составить "Индивидуальный план работы на учебный год" с целью достижения максимальной результативности при проведении коррекционного логопедического процесса. Используя этот материал в диагностике с детьми с 4хлетнего возраста, возможно прослеживать динамику речевой коррекции ребёнка и составлять перспективу работы в течение всех 3х лет преодоления ОНР, начиная со средней группы и заканчивая работой по подготовке детей к школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                           РЕЧЕВАЯ  КАРТА                                                    

      I    АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

1 Дата поступления ребёнка в группу___________________________________

2 Фамилия, имя ребёнка                    ____________________________________

3 Возраст                                                _____________________________________

4  Домашний адрес                              ____________________________________

5 Жалобы родителей                          _____________________________________

6 Из какого детского сада поступил           _______________________________

      II   ДАННЫЕ О ХОДЕ РАЗВИТИЯ.            

    анамнез _________________________________________________________  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

     раннее развитие ___физическое____________________________________________________________________________________________________________________________речевое_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

     перенесённые заболевания  _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 Речевая среда и социальные условия                                                                                   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Состояние общей и мелкой моторики                                                                                                     ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Слух _________________________________________________________________

        III   ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА .

 1 Разговорно-описательная беседа:       4года               5лет                   6лет                                                                                                ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                      ___________________________________________________________________

 2 Восприятие, представление:                                                                                                              

цвета:                                     4-5 лет                                                        5-7 лет                                  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

формы:

__плоские фигуры                      4года                           5лет                           6лет                                                        ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                 __объёмные тела                                                             5лет                             6лет                                                                        

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ориентация в пространстве:   4года                        5лет                                 6лет                                                                                                                    __правая – левая сторона        рука                                                                                                                   _________________________нога_______________________________________________________________________________глаз_______________________________________________________________ухо_______________________________                                 _верх______низ____________________________________________________       _впереди –сзади____________________________________________________

ориентация во времени:                                                                                                                        времена года ______________________________________________________________________________________________________________________________________         дни недели_________________________________________________________         ___________________________________________________________________          части суток_________________________________________________________        «вчера –сегодня-завтра» _____________________________________________       ___________________________________________________________________            «до –после»________________________________________________________        

восприятие величины и количества:     4-5лет            5-6лет              6-7лет                             «больше-меньше»___________________________________________________       уравнивание_______________________________________________________           «поровну»_________________________________________________________                «столько же»_______________________________________________________          

3 Слуховое внимание :                                      4-5лет         5-6лет                6-7лет                                                                          -дифференциация звучащих игрушек___________________________________          -определение направления источника звука_____________________________  

4 Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________

5 Память:                                                              4-5лет            5-6лет             6-7лет                                                                                             зрительная_________________________________________________________                      слуховая ___________________________________________________________                ассоциативная______________________________________________________                    словесно-логическая_________________________________________________

6 Мышление:                                                                                                                                                             конструктивная деятельность_________________________________________        _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________           прямой и обратный счёт______________________________________________         счётные операции и простейшие задачи________________________________

обобщение:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________       исключение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________         классификация:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________         причинно-следственные связи:________________________________________     ______________________________________________________________________________________________________________________________________         понимание подтекста:_______________________________________________       ______________________________________________________________________________________________________________________________________

7 Внимание, работоспособность__________________________________________________       ______________________________________________________________________________________________________________________________________          

      IV   ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ.

темп                        ____________________________________________________       голос                        ___________________________________________________              разборчивость     ____________________________________________________           дыхание                ____________________________________________________  

      V   СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

строение:                                                                                                                                                       губы         __________________________________________________________           зубы        ___________________________________________________________         челюсти ___________________________________________________________      твёрдое нёбо _______________________________________________________ мягкое нёбо   _______________________________________________________   язык                 _______________________________________________________        

артикуляционная моторика:                         4-5лет                                 с 5 лет                                                              

губы  - «улыбка-трубочка»    под счёт:         «1-2-3»                             «1-2-3-4-5»         наличие движений                  __________________________________________   тонус                                            __________________________________________   темп                                             __________________________________________       переключение                    __________________________________________         объём движений                     __________________________________________       точность выполнения              __________________________________________        длительность                            __________________________________________     замены движения                   __________________________________________          синкинезия                                __________________________________________    

язык – широкий-узкий; кончик поднять-опустить; «маятник»; качели; цоканье                      

                                                       под счёт:        «1-2-3»                              «1-2-3-4-5»      наличие движений                   __________________________________________   тонус                                             _________________________________________      темп                                              _________________________________________       переключение                           __________________________________________  объём                                           __________________________________________   точность выполнения              __________________________________________   замены движения                     _________________________________________        синкинезия                                 _________________________________________          наличие тремора, саливации, отклонения кончика ___________________________________________________________________          

мягкое нёбо – произнести А при широко открытом рте ______________________________________________________________________________________________________________________________________

         

      VI  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

-гласные звуки: ______________________________________________________________________________________________________________________________________

-согласные звуки:      свистящие     C ____________________________________

                                                                С*___________________________________

                                                                З  ____________________________________

                                                                З* ___________________________________  

                                                                Ц ___________________________________

                                        шипящие__ Ш ____________________________________

                                                                Ж ___________________________________

                                                                 Ч____________________________________

                                                                 Щ___________________________________

                                        сонорные__ Л ____________________________________

                                                                 Л*___________________________________

                                                                 Р ____________________________________

                                                                 Р*___________________________________        

       VII   ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

-выделение на слух заданного звука из:                   4года           5лет         6лет

звукового ряда             П-Т-К-Г                                                                        _________         слогового ряда             ПА-ТА-КА-ХА                                                              _________         ряда слов                       ПОРТ-ТОРТ-КОРТ-ХОР          _________________________        

-различение на слух сходных звуков:                                                                                                

в парах звуков              П-Б                                                                               _________           в парах слогов              ПА-БА                                       _________________________          в парах слов                  ПОЧКА-ТОЧКА                       _________________________        

-воспроизведение:

звукового ряда             Б-П-Б                                                             _______________          слогового ряда            из 2х слогов со звуками:        _______________                

                                         п-б, б-н, в-т, т-д, м-м*,          _______________

                                         н-г, т-н, г-д, к-г, б-м                _______________

                                         из 3х слогов со звуками:

                                        б-б-п, т-д-т, г-к-г, б-б*-б,                                            ________

                                        с-ш-с, ж-з-ж, ч-ш-ч, з-с-з                                            ________

      VIII   ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ.

-выделение   из слов:                                                       4года           5лет          6лет

 заданного звука М (мычание) или Р(рычание)      ______                                                             ударного гласного звука в начале слова                                            _____________            определение первого согласного звука в слове                                              _____          определение последнего звука в слове (согл., гл.)                                          _____          

-определение последовательности звуков в слове (3-4 звука)                     _____

-определение количества звуков в словах                                                         _____

         

       IX  ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

1 изолированные слова:        с 4 до 5 лет                            с 5 лет                                              

                                                     дом   _______                      помидоры____________

                                                     снег   _______                      сквозняк   ____________

                                                     крыша ______                     сковорода____________

                                                     мостик ______                    температура__________

                                                     каша    ______                     свисток         __________

                                                     хлеб    _______                    скворечник___________

                                                     кошка __________              милиционер_________

                                                    капуста____________         аквариум___________

                                                    помидоры__________        лекарство___________

                                                                                                      простокваша_________

                                                                                                      подснежник _________                                        2 предложения:                      с 5 лет                                    

               Мальчики слепили снеговика.     ________________________________

                                                                              _______________________________

               Водопроводчик чинит водопровод. _____________________________

                                                                               _______________________________

               Волосы подстригают в парикмахерской._________________________

                                                                               _______________________________

               Полицейский ездит на мотоцикле.______________________________

                                                                               _______________________________

               Регулировщик стоит на перекрёстке.____________________________

                                                                               _______________________________

                               

          X  ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

1  выполнение инструкций : ___________________________________________________________________           2  понимание :                                                                                                                                            -конкретных существительных ___________________________________________________________________-обобщающих слов ___________________________________________________________________-действий ___________________________________________________________________

3 различных грамматических форм словоизменения:                      с 4 лет

- дифференциация числа существительных ___________________________________________________________________                                                                                                                           -различение  предложно-падежных конструкций с предлогами: В, НА, ПО, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО _________________________________________ __________________________________________________________________                

                                                                                                                         с 5 лет                                                                                     -дифференциация предложно-падежных конструкций  с предлогами:                                                                                                                                             В-ИЗ, НА-С, ПОД- ИЗ-ПОД       ______________________________________________________________________________________________________________________________________

4  дифференциация форм словообразования:                                       с 5 лет                                 -полная и уменьшительно-ласкательная форма существительных ___________________________________________________________________     ___________________________________________________________________     -существительные с суффиксом –инк- ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________  -глаголы с разными приставками ______________________________________________________________________________________________________________________________________

5  понимание словосочетаний и простых предложений.                     с 5 лет                     - словосочетания  ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________         -_простые распространённые предложения_____________________________  ___________________________________________________________________  ___________________________________________________________________       -вопросительныепредложения________________________________________    ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  -_понимание связной речи                                                                            с 6 лет              _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         XI   ЛЕКСИКА.

1 Активный словарь предметов.                                                                                                               -конкретные существительные  _______________________________________    ______________________________________________________________________________________________________________________________________      -обобщающие понятия  ______________________________________________     ______________________________________________________________________________________________________________________________________    -существительные, обозначающие части тела, части предметов  ___________      

                               с 5 лет                                                                    с 6 лет                              

 части тела:        голова ______                                                  локоть  _________

                              ноги     _______                                                колено  _________

                              руки    _______                                                 пальцы  _________

                              нос     _______                                                  ноготь  __________  

                              рот      _______

                              грудь  _______

                              живот   _______

                              шея   ________                                                                                            

части одежды:  рукав  ________                                               воротник  _________

                               воротник ___________                                 манжета __________

                               пуговица  ___________                                 петля  ____________

части предметов мебели:

                               спинка      ___________                                 сиденье   _________

                               ножка       ___________

части автомобиля:

                                дверца    ___________                                 руль         __________

                                колёса     ___________                                 кузов       __________                                            

                                                                                                           фары       __________

                                                                                                           мотор     __________

части окна:

                                                                                                    подоконник __________

                                                                                                     стекло          ___________

-название профессий ________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________  2 Глагольный словарь.                                                                                                                       - употребление глаголов при ответе на вопросы:                                                                              

                                   с 5 лет

  Что ты делаешь в течение дня?________________           __________________

                                    ___________________________            __________________

   Кто как передвигается?    _____________________          __________________

                                   ____________________________          __________________

   Кто как кричит?   ___________________________            __________________

                                    ___________________________            __________________

                                                                                                          с 6 лет

                                      Кто какие звуки издаёт?   ___________________________

                                                                                       ___________________________

                                      Кто что делает?(профессии) _________________________

                                                                                        ___________________________

3 Словарь признаков.                                                                                                                       - название цветов

                                           с 4 лет                                            с 5 лет                            

                                     белый _________                         коричневый ___________

                                     чёрный ________                         розовый  ______________

                                     красный _______                         голубой _______________

                                     синий  _________                        оранжевый ____________

                                     зелёный _______

                                    жёлтый ________

- название формы

                                        с 5лет

                                   круглый         _____________

                                   квадратный ______________

                                   треугольный _____________

                                   овальный      _____________

                                   прямоугольный ___________

4  Подбор антонимов.

                                       с 6 лет

                                  добро _________               высокий __________

                                  горе    _________                лёгкий ___________

                                  друг    _________                поднимать ________

                                  хороший ________             давать   _________

                                  большой ________             покупать ________

                                  широкий ________

       XII  ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ .

1 Состояние словоизменения.

                                       с 4 лет

-употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

  стол _____        кукла ______          ухо _____      слон  _____        рукав ______                      

 глаз  _____        рот ______              лист_____     дерево ______   окно _______

 стул _____        воробей ______      пень____      лев _____             слон _______

- употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

   -У меня есть карандаш___________________

  -У меня нет (карандаша) ___________________

  -Я рисую (карандашом)  ___________________

  -Папа пишет (карандашом)_________________

                                    с 5 лет

- употребление формы родительного падежа множественного числа  существительных: много чего?

 шар _____ стол _____ дом _____  берёза _______  чашка ______  книга _____

дерево ______ лист_____ стул _____   мяч____  ключ______  карандаш ______

- употребление предложно-падежных конструкций :

  в _____________________ на____________________  под________________

 над ___________________ за ____________________ перед _______________

около __________________

- согласование прилагательных с существительными в единственном числе:                    назвать цвет предметов

шар ________________________         ведро_____________________________

платье _____________________           машина ___________________________

ботинок _____________________

- употребление словосочетаний- числительных «два» и «пять» с существительными:

                                         с 5 лет                                                          с 6 лет

                       дом ______    _______                   карандаш _________  __________

                       шар ______     _______                  ключ   _________   _________

                       кукла______    _______                 лев      _______      _________

                       жук   ______    _______                  озеро  _______     _________

                                                                                   дверь  ________    _________

2 Состояние словообразования.

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

                                          с 5 лет                                                     с 6 лет

                       стол __________                                                   гриб __________

                       мяч ___________                                                  лиса __________

                       дом ___________                                                 лист __________

                       кровать _________                                              воробей _________

                       берёза   _________                                              одеяло __________

                       кукла  __________

                       ложка __________

                      шкаф  __________

                       миска __________

- образование названий детёнышей животных:

                  с 4 лет                                           с 5 лет                                     с 6 лет

     у кошки ________                      у зайца _________             у коровы _________

     у утки     ________                      у белки _________             у лошади _________

     у гуся     _________                     у медведя _______            у собаки _________

     у лисы   _________                     у волка   _________

- образование прилагательных от существительных:

                                                         с 6 лет

  относительных:   дерево ____________          резина ____________

                                  бумага  ____________           металл ____________

                                  солома ____________           снег      _____________

                                  мех        ____________           брусника ___________

                                  пух         ____________           черника  ___________

                                 кирпич   ____________          шерсть    ___________

  притяжательных: сумка мамы __________   хвост зайца ____________

                                   кофта бабушки _________  лапа медведя _________

                                  газета папы __________        шерсть волка  _________

                                  нора лисы ___________

- образование приставочных глаголов:

                                                        с 6 лет

назвать действия:

                ходит - уходит – входит – выходит - переходит

                бежит – убегает – вбегает – выбегает – перебегает

                летит – улетает – влетает – вылетает - перелетает

-образование глаголов совершенного вида:

                                                        с 6 лет

                рисовал __________       писал __________      делал _________

3 Составление предложения по картинке.

                                                       с 6 лет

  - с данным словом  _________________________________________________

                                       _________________________________________________

  - по опорным словам _______________________________________________

                                       _________________________________________________

  -деформированная фраза ___________________________________________  

                                                    _________________________________________ __

      XIII  СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

 1 Пересказ                             4 года                                       5 лет

                          _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Рассказ по серии сюжетных картинок.                  6 лет

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     XIV  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                

                                                                                     

                                           

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Мельниковой Н.В.

Удобно, быстро  оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только  подчеркнуть необходимое) . Удобно  сравнивать динамику  развития  ребенка  по всем  диагностир...

методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

Речевая карта обследования ребёнка с ОНР, составленная по методическим рекомендациям О.С. Гомзяк

Данная речевая карта составлена мной по методическим рекомендациям О.С. Гомзяк, с небольшими дополнениями по Н.В. Нищевой. Особенность карты является то, что она составлена в Office Exel. А это дает в...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 7-го года жизни с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевых навыков, полученных ребенком на ...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.

       Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевы...

Развитие речевых возможностей воспитанников подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях и в режимных моментах.

- Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.- Овладение навыками связной речи на подгрупповых занятиях.- Развитие речи в режимных моментах....

Методическая разработка обследования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Настоящее обследование дополняет общую картину речевого развития ребенка-дошкольника и помогает корректировать работу, направленную на устранение общего недоразвития речи (II, III уровня). Обследовани...