Профилактика дисграфий и дислексий у детей с ТНР.
методическая разработка по логопедии на тему

Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..

В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилактики различных видов дисграфий и дислексий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_disgrafiy_i_disleksiy.doc838.5 КБ

Предварительный просмотр:

Боброва В.Е

учитель-логопед высшей категории

ДОУ 116  Фрунзенского района, Санкт-Петербург

Принципы работы и некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилактики различных видов дисграфий и дислексий у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

С каждым годом в логопедические группы приходят дети со всё более тяжелыми речевыми патологиями. ОНР  I –  II  уровня, алалии, заикание, становятся преобладающими речевыми диагнозами. Тяжелые нарушения речи часто усугубляются сопутствующими диагнозами: ортопедической и неврологической патологией, кондуктивной тугоухостью и прочее, что, естественно, затрудняет коррекционную работу по преодолению речевых проблем. Такие дети являются группой риска по дисграфиям и дислексиям и, чтобы предупредить в дальнейшем нарушения чтения и письма, логопед должен в коррекционной работе использовать все сохранные анализаторы ребенка, т.е. свою деятельность осуществлять на полисенсорной основе.

Так, развивая фонетико – фонематические функции, необходимо использовать и зрительный анализатор (основной в получении информации), и двигательно – кинестезический, и тактильный, обязательно подключая эмоциональную игровую составляющую. Чем больше анализаторов задействовано, тем быстрее можно добиться положительных результатов.

Логопед – практик начинает коррекционную работу с уточнения произношения либо постановки гласных первого ряда, так, как дети с ТНР вместо четких О, У, Э, И, Ы, А произносят общий, неопределенный «средний» звук. В работе над постановкой этих звуков целесообразно, осваивая их артикуляционную позу, каждый звук «показывать» руками, пропевая, проговаривая его вместе с артикуляторным жестом и выполняя движения одновременно обеими руками.

       Рис 1    

В данном упражнении мы используем речеслуховой, двигательно – кинестезический и зрительный анализаторы. Слуховой контроль в единстве с движениями рук и с активным зрительным контролем является наиболее эффективным в формировании правильной артикулемы. Закрепляя гласные, в качестве зрительной наглядности, можно использовать пособие «гномики»

                      

                   Рис 2.    

Скажи такой же звук, как гномик.

Научившись дифференцировать гласные, узнавать артикулемы и четко, правильно их воспроизводить, ребенок никогда не пропустит их при звуко – слоговом анализе.

В работе над артикулемами согласных, также необходимо использовать сохранные анализаторы, которые, в качестве «дополнительных опор» помогут облегчить работу логопеда.

У детей с ТНР наблюдаются нарушения пространственного восприятия и представлениий, трудности оптико – пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Существует много видов работы по предупреждению и преодолению этих нарушений.

Вот лишь некоторые из них, основанные на полисенсорике:

- Угадай, что я (другой ребенок) написала у тебя на ладошке, на спинке (пишем графему)

- Я произнесу звук, а ты найди соответствующую букву в «чудесном мешечке» на ощупь

- На что похожа буква? Нарисуй предметы похожие на эти буквы

- Напиши букву в воздухе, на столе, на другом предмете; покажи жестом в какую сторону она повернута

- Вылепи букву

- Обведи, вырежи, наклей, раскрась букву

- Выложи букву из пуговиц, мозаики, гороха, тесьмы…

- Вычеркни неправильно написанную букву:

             

-Найди нужную букву (слово) среди множества других и выдели её

                   

- Узнай букву написанную необычно (узнавание графемы в разных модальностях)

Рис 3.               

С помощью таких и подобных заданий можно предупреждать появление оптической, аграмматической, артикуляторно – акустической дисграфий. В основе профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит работа над предупреждением и коррекцией искажений звуко – буквенной и слоговой структуры слов, предложений; обучение узнаванию и сравнению слов, предложений, словосочетаний. Предлагаются некоторые из упражнений, направленных на достижение этих целей.

- Составь и запиши слово по первым звукам (буквам) данных слов (названий картинок)

   

павлин                                                ветер

- Составь и запиши слово по последним звукам (буквам) данных слов (названий картинок) 

    

                              Рома                                                        Маша

    

Рис 4.                    Лара                                                   Саша

Можно составлять слова по любым заданным звукам (буквам) в зависимости от степени развития фонематических функций ребенка

- Собери рассыпавшееся слово и запиши его:

                             

   

   

                Рис 5.  

- Составь как можно больше слов из букв заданного слова, запиши эти слова (например: ПОДНОС – под, дно, оно, по, нос, сон, он, понос, донос,одно, Дон)

- Составь как можно больше слов из букв:

                       

                                 

Рис 6.                      Колесико                                          Яблоко

- Какая буква общая? Найди, прочитай, запиши  получившиеся слова

  Рис 7.             

                       «Груша»                 «Клубничка»                       «Лист»

- Узнай предметы на картинке, выдели первые слоги, составь из них новое слово, запиши его  

                                                 

 Рис 8.              

- Найди и запиши 8 слов, правильно соединив слоги:

                               

- Прочти название животного, спрятанное в стихотворной фразе:

Рис 9.     

                 

- Исправь высказывание. Примеры: «Красный мяч играет с Васей»

                        Рис 10.   

В работе представлены лишь некоторые пособия по профилактике дисграфий и дислексий в дошкольном возрасте у детей с ТНР. Практика работы с детьми с ТНР показала, что самыми оптимальными являются только те виды работ, которые проводятся в игровой форме на полисенсорной основе. Тогда в школе ребенку не придется испытывать затруднений в письме и чтении, а школьному логопеду заниматься коррекционными мероприятиями.

Рекомендуемая литература:

Бурдина С.В. Игра «Забавы в картинках»

Беденко М.В. Серия «Смышленый дошкольник», изд. ООО «5 за знание», Москва 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

   Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...

Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»

  Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...

консультация для воспитателей "Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста"

причины возникновения дисграфии и дислексии у первоклассников, подбор упражнений для детей старшего дошкольного возраста по профилаклике дисграфических и дислексических расстройств в помощь воспитател...

Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе....

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи».

laquo;Профилактика дисграфии и дислексииу детей 5-7 лет с нарушениями речи»....

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  старшего дошкольного возраста с ТНР»...