Профилактика дисграфий и дислексий у детей с ТНР.
методическая разработка по логопедии на тему
Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..
В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилактики различных видов дисграфий и дислексий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafiy_i_disleksiy.doc | 838.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Боброва В.Е
учитель-логопед высшей категории
ДОУ 116 Фрунзенского района, Санкт-Петербург
Принципы работы и некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилактики различных видов дисграфий и дислексий у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
С каждым годом в логопедические группы приходят дети со всё более тяжелыми речевыми патологиями. ОНР I – II уровня, алалии, заикание, становятся преобладающими речевыми диагнозами. Тяжелые нарушения речи часто усугубляются сопутствующими диагнозами: ортопедической и неврологической патологией, кондуктивной тугоухостью и прочее, что, естественно, затрудняет коррекционную работу по преодолению речевых проблем. Такие дети являются группой риска по дисграфиям и дислексиям и, чтобы предупредить в дальнейшем нарушения чтения и письма, логопед должен в коррекционной работе использовать все сохранные анализаторы ребенка, т.е. свою деятельность осуществлять на полисенсорной основе.
Так, развивая фонетико – фонематические функции, необходимо использовать и зрительный анализатор (основной в получении информации), и двигательно – кинестезический, и тактильный, обязательно подключая эмоциональную игровую составляющую. Чем больше анализаторов задействовано, тем быстрее можно добиться положительных результатов.
Логопед – практик начинает коррекционную работу с уточнения произношения либо постановки гласных первого ряда, так, как дети с ТНР вместо четких О, У, Э, И, Ы, А произносят общий, неопределенный «средний» звук. В работе над постановкой этих звуков целесообразно, осваивая их артикуляционную позу, каждый звук «показывать» руками, пропевая, проговаривая его вместе с артикуляторным жестом и выполняя движения одновременно обеими руками.
Рис 1
В данном упражнении мы используем речеслуховой, двигательно – кинестезический и зрительный анализаторы. Слуховой контроль в единстве с движениями рук и с активным зрительным контролем является наиболее эффективным в формировании правильной артикулемы. Закрепляя гласные, в качестве зрительной наглядности, можно использовать пособие «гномики»
Рис 2.
Скажи такой же звук, как гномик.
Научившись дифференцировать гласные, узнавать артикулемы и четко, правильно их воспроизводить, ребенок никогда не пропустит их при звуко – слоговом анализе.
В работе над артикулемами согласных, также необходимо использовать сохранные анализаторы, которые, в качестве «дополнительных опор» помогут облегчить работу логопеда.
У детей с ТНР наблюдаются нарушения пространственного восприятия и представлениий, трудности оптико – пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Существует много видов работы по предупреждению и преодолению этих нарушений.
Вот лишь некоторые из них, основанные на полисенсорике:
- Угадай, что я (другой ребенок) написала у тебя на ладошке, на спинке (пишем графему)
- Я произнесу звук, а ты найди соответствующую букву в «чудесном мешечке» на ощупь
- На что похожа буква? Нарисуй предметы похожие на эти буквы
- Напиши букву в воздухе, на столе, на другом предмете; покажи жестом в какую сторону она повернута
- Вылепи букву
- Обведи, вырежи, наклей, раскрась букву
- Выложи букву из пуговиц, мозаики, гороха, тесьмы…
- Вычеркни неправильно написанную букву:
-Найди нужную букву (слово) среди множества других и выдели её
- Узнай букву написанную необычно (узнавание графемы в разных модальностях)
Рис 3.
С помощью таких и подобных заданий можно предупреждать появление оптической, аграмматической, артикуляторно – акустической дисграфий. В основе профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит работа над предупреждением и коррекцией искажений звуко – буквенной и слоговой структуры слов, предложений; обучение узнаванию и сравнению слов, предложений, словосочетаний. Предлагаются некоторые из упражнений, направленных на достижение этих целей.
- Составь и запиши слово по первым звукам (буквам) данных слов (названий картинок)
павлин ветер
- Составь и запиши слово по последним звукам (буквам) данных слов (названий картинок)
Рома Маша
Рис 4. Лара Саша
Можно составлять слова по любым заданным звукам (буквам) в зависимости от степени развития фонематических функций ребенка
- Собери рассыпавшееся слово и запиши его:
Рис 5.
- Составь как можно больше слов из букв заданного слова, запиши эти слова (например: ПОДНОС – под, дно, оно, по, нос, сон, он, понос, донос,одно, Дон)
- Составь как можно больше слов из букв:
Рис 6. Колесико Яблоко
- Какая буква общая? Найди, прочитай, запиши получившиеся слова
Рис 7.
«Груша» «Клубничка» «Лист»
- Узнай предметы на картинке, выдели первые слоги, составь из них новое слово, запиши его
Рис 8.
- Найди и запиши 8 слов, правильно соединив слоги:
- Прочти название животного, спрятанное в стихотворной фразе:
Рис 9.
- Исправь высказывание. Примеры: «Красный мяч играет с Васей»
Рис 10.
В работе представлены лишь некоторые пособия по профилактике дисграфий и дислексий в дошкольном возрасте у детей с ТНР. Практика работы с детьми с ТНР показала, что самыми оптимальными являются только те виды работ, которые проводятся в игровой форме на полисенсорной основе. Тогда в школе ребенку не придется испытывать затруднений в письме и чтении, а школьному логопеду заниматься коррекционными мероприятиями.
Рекомендуемая литература:
Бурдина С.В. Игра «Забавы в картинках»
Беденко М.В. Серия «Смышленый дошкольник», изд. ООО «5 за знание», Москва 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...
«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...
консультация для воспитателей "Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста"
причины возникновения дисграфии и дислексии у первоклассников, подбор упражнений для детей старшего дошкольного возраста по профилаклике дисграфических и дислексических расстройств в помощь воспитател...
Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе....
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи».
laquo;Профилактика дисграфии и дислексииу детей 5-7 лет с нарушениями речи»....
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»...