Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Баронова Вероника Вячеславовна

   

Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем  детей с ОНР.  НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таких конструкций в старшей группе, познакомит со старинным русским бытом, научит составлять описательтный рассказ о самоваре,   образовывать существительные с  суффиксами -онк,-ёнк, - ниц.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_fedore.docx403.17 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект комплексного подгруппового занятия

                               «Поможем бабушке Федоре»

по теме   «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь» в старшей логопедической группе для детей с ОНР (с использованием ИКТ).

Цели:

Коррекционно – образовательные: 

Закреплять навык   изменения  имен существительных единственного числа по падежам   с использованием схем - пиктограмм.

Активизировать словарь по теме «Посуда», « Мебель», « Домашняя утварь».

 Учить   дифференцировать понятия «мебель» и «посуда».

Учить образовывать существительные с суффиксами -ниц, - онк, -ёнк в значении ёмкости.

 Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.

 Коррекционно – развивающие: Развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику. Развивать ориентацию в двухмерном пространстве (на плоскости).

Коррекционно – воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, учить взаимодействовать в команде.

Решение задач образовательной области «Познание»:  развивать продуктивную (конструктивную) деятельность, расширение кругозора

( старинная утварь, посуда, мебель).

                    образовательной области « Коммуникация»: учить излагать свои мысли понятно для окружающих; поощрять попытки делиться сведениями о лесе, его охране;

                     образовательной области «Чтение художественной литературы»:  развивать потребности в чтении, восприятии и интепретации художественных произведений.

                         образовательной области «Социализация»: Приобщать к истокам русской народной культуры. Познакомить детей со старинным русским бытом, воспитывать желание познавать культуру  русского  народа, развивать игровую деятельность детей;

                      образовательной области «Художественное творчество»: развивать продуктивную деятельность (аппликация, украшение мелкими деталями для развития мелкой моторики).

Задачи решаются в самостоятельной деятельности детей и  совместной деятельности с педагогом.

Оборудование: Схемы – пиктограммы;     «карта» путешествия ( дорожка со знаками – пиктограммами) СЛАЙД 5;   картонные плоскостные фигурки посуды (на магнитах), у которой не хватает какой-либо детали;   предметные картинки продуктов;  картонные изображения мебели (на магнитах); пластиковые стаканчики и мелкие наклейки для украшения из самоклеящейся бумаги.

Ход  деятельности.

1.Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришла Федора. СЛАЙД 3. У неё беда – вся посуда убежала. А почему от нее убежала посуда? Вы хотите   помочь Федоре?

Дети: Да, хотим.

Л.: Но чтобы отправиться в путь, нужно проверить ваши знания о посуде.   Эти знания пригодятся в дороге. Я вам раздам картинки различных продуктов. А вы скажете,  какая посуда  нужна для их хранения.

Л.: Для сахара нужна…

Для  соли -…

Для селедки -…

Для масла -…

Для хлеба – …

Для сухарей -…

Для конфет - …

2.Основная часть.

Образование Винительного падежа существительных единственного числа.

Л.: Молодцы! Справились.  Тогда в путь. У нашего сегодняшнего путешествия есть секрет:  мы пойдем по карте. СЛАЙД 4

 Логопед и дети  смотрят на карту, СЛАЙД 4, на которой изображена дорожка, вдоль которой стоят знаки с пиктограммами. Первый знак.

Л.: Федора не берегла и не жалела посуду, поэтому она от нее спряталась. Посмотрите на экран. Слайд 5. Ребята, какую посуду увидим на таком необычном рисунке.

Дети рассматривают рисунок с наложенными контурными изображениями посуды и говорят, что они видят. СЛАЙД  5.

Д.: Я вижу кастрюлю, а я вижу  чашку…

3.Дифференциация мебели и посуды. Образование Родительного падежа Л.: Хорошо, идем дальше по тропинке.  А это что за знак? (На карте знак    ).

Д.: «Чего не стало».

Л.: Федора не заботилась о посуде, мебели в доме. Посуда и мебель покинули Федору.  СЛАЙД 6. Сначала  назовите мебель, затем посуду на экране.  

Дети называют мебель, а затем посуду.  

Л.:   Давайте разделим посуду и мебель: мебель ушла от Федоры направо, а мебель – налево.

(анимация: посуда исчезает с экрана вправо, а мебель – в левую часть экрана).

Л.:  Чего не стало?

Д.: Не стало  кастрюли, не стало   чашки, не стало  половника,  не стало  дивана, … и т.д..

4.Работа с разрезными картинками на магнитах и образование Родительного падежа.

Л.: А почему посуда обиделась?

Д.: Потому что Федора не ухаживала за ней, не чистила, половину посуды разбила, испортила.

Л.: Да, правильно, давайте посмотрим, что с ней произошло.

Логопед помещает на магнитную доску картонные плоскостные фигурки посуды, у которой не хватает какой-либо детали.

Л.: Посмотрите внимательно и определите, какой детали не хватает у посуды.  

Д.: У кастрюли нет  крышки, у чашки нет   ручки …и т.д..

Л.: Давайте починим посуду,  найдем недостающие детали.

Дети выполняют задание, собирают на магнитной доске  фигурки.

5. Образование Дательного падежа имен существительных   единственного числа.

Л.: Молодцы, ребята.

 На карте изображение        .( Д.п.)

Л.: Ребята,  что это за знак?

Д.: Это знак « чему радуемся?»

Л.: А как вы думаете,  обрадовалась  Федора посуде, которую  починили?

Д.: Да, обрадовалась.

Л.:  Чему  она обрадуется?

Д.: Она обрадуется     тарелке,   кастрюле,   чашке...

6. Физминутка.

Л.:   Но надо и в  комнате  убраться, навести порядок,  иначе   посуда не вернется.

Дети выполняют движения, имитирующие уборку: подметают пол, тянутся, вытирая пыль, моют пол, трут стекло. Тянутся до полок, чтобы вытереть пыль и т.д. и т.п...  

7.Образование творительного падежа.

Л.:  Теперь можно идти дальше. Посмотрите, какой  знак?    (Тв.п.)             

Д.:  «Чем любуемся».

Л.: В комнате много мебели. Назови ее. Чем можно любоваться в квартире, когда мы навели такую чистоту? СЛАЙД 7.

Д.:  Теперь можно любоваться   диваном,  полкой,   шкафом,  кроватью…  

Л.: Давайте красиво расставим мебель.  

8. Игра « Расставим мебель» ( ориентация на плоскости).

Логопед раздает картонные фигурки мебели на магнитах. Дети располагают мебель на магнитной доске по заданию логопеда: поставь стол в середину комнаты, кресло в правый верхний угол, стол в левый нижний угол,…и т.д..

9.Образование Предложного падежа имен существительных.

Л.: Хорошо. Теперь мы и в квартире убрались. Как чисто! Какой знак дальше?  

Д.: О чем думает? О чем теперь мечтает Федора?   Что еще   не вернулось в ее дом?   СЛАЙД 8.

Д.: Не вернулась   кочерга,     ухват,    корыто,   решето, …..

Л.: Значит, о чем мечтает Федора?

Д.:   О   корыте, об   ухвате,  о  …

10.Работа по  таблице со схемами  – пиктограммами.

Л.: Чтобы и они вернулись, надо составить рассказ о  нашем путешествии по схемам - пиктограммам. СЛАЙД 9.

Дети составляют рассказ   по  схемам - пиктограммам. Примерный рассказ.

«Вот  ложка. Мы видим  ложку. Не стало ложки, потому что она ушла от Федоры. Но потом вернулась Федора рада ложке, любуется ложкой, она мечтала о ложке..»

11. Составление описательного рассказа о самоваре с опорой на схемы.

Л.: Молодцы, хорошие рассказы получились.

Хотела вас Федора угостить, но самовара нет. Чтобы и он вернулся, расскажи о нем по схемам – подсказкам. СЛАЙД 10.

Дети рассказывают по плану: 

  1.Что это?

  2.Для чего нужен самовар?

  3.Из каких частей состоит?

  4.Из каких материалов делали?                                

  5.Чем топили?  Раздували?

   6.В каких сказках встречается.                  

12. Сюрпризный момент.

Л.: Отлично рассказали о самоваре. Теперь и он вернется, и Федора. Вся посуда, мебель домашняя утварь вернулась к Федоре.   Федора благодарит вас и приглашает к себе на чай.  

Логопед дарит детям бумажные стаканчики, раздает мелкие картинки из самоклеящейся бумаги (с обратной стороны - пленка).

Л.: Давайте украсим стаканчики наклейками,  а   потом попьем чай.

 Дети отрывают с обратной стороны наклеек пленку и украшают стаканчики.

Можно устроить настоящее чаепитие для детей.

13. Итог занятия.

-Каким было наше путешествие?

-Кому мы помогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Формирование падежных конструкций у детей с ОНР. Конспект НОД "Путешествие Айболита" по теме "Изменение по падежам существительных в единственном числе" с использованием ИКТ.

Одна из главных задач логопеда ДОУ - сформировать грамматические конструкции у дошкольников с ОНР.  Знакомство с падежными конструкциями -очень трудная задача. В данном конспекте представлена раб...

Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре»

Занятие по художественной деятельности разработано для детей 4-5 лет. Оно совершенствует знания дошкольников о предметах посуды и знакомит с новым видом аппликации - декупажем....

Конспект НОД "Поможем бабушке Федоре"

Конспект совместной деятельности в средней группе по теме "Посуда" поможет разнообразить детскую изобразительную деятельность; даст "толчок" в развитии фантазии как детей, так и взрослых...