Диагностика адаптации к ДОУ ребёнка раннего возраста с нормой и нарушениями развития
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) по теме

Тикка Елена Юрьевна

Диагностика  адаптации к ДОУ ребенка раннего возраста с нормой и нарушениями развития.

Дидактические материалы к спецкурсу «Современные аспекты адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ»

для педагогов – психологов , учителей – дефектологов ДОУ .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика

адаптации к ДОУ

ребенка раннего возраста

с нормой и нарушениями развития

Дидактические материалы к спецкурсу

«Современные аспекты адаптации

ребенка раннего возраста к ДОУ»

для педагогов – психологов ,

учителей – дефектологов ДОУ

Составитель Е.Ю.Тикка

                              Пояснительная записка

   

    Современные социальные условия побуждают родителей включать ребенка  уже до трех лет в общественное воспитание. Поступление в детский сад требует перестройки всех систем организма ребенка. В современной ситуации переход ребенка из одних условий жизни в другие затруднен многими стрессовыми факторами. Его адаптационные возможности ограничены нарушениями психофизического здоровья, напряженной семейной ситуацией в связи с низким материальным статусом семьи, утратой многих традиций семейного воспитания  , в результате чего у детей до трех лет не формируются навыки самообслуживания и культуры поведения, очень беден опыт общения с людьми. Многие из малышей, поступающих в ДОУ, уже имеют негативный опыт общения со взрослыми.

   Своевременная диагностика особенностей адаптации ребенка к ДОУ позволит создать для него в группе наиболее благоприятные условия, избежать адаптационных срывов.

   Комплекс диагностических методик включает анкеты для родителей, экспериментальные процедуры, позволяющие выявить психологические трудности ребенка, возникающие в процессе адаптации к ДОУ, а также схему стандартизированного наблюдения  за ребенком.


Методика изучения адаптационных возможностей

ребенка раннего возраста к ДОУ

   В основу методики , разработанной Е.И.Морозовой , положены выделенные ею критерии, характеризующие поведение ребенка в ситуации адаптации к ДОУ:

-эмоциональный фон,

-активность,

-направленность поведения.

   

Ситуация 1. «Знакомство».

Цель: изучение форм взаимодействия ребенка со взрослым

   Ход исследования:   Психолог выступает в роли незнакомого взрослого. Он заходит  в групповую комнату и предлагает ребенку поиграть. Если ребенок отказывается следовать за ним, он берет на руки, успокаивает, ласкает, предлагает игрушки. При появлении первых игровых действий ребенка, взрослый выходит из активного контакта. Если ребенок долго бездействует, взрослый побуждает его с помощью речи: «Поиграй. Смотри, какие интересные игрушки». Если этого недостаточно, взрослый сам начинает играть, побуждая ребенка к подражанию своим действия,  вызывая совместные игровые действия.

   Далее ребенку предлагается регламентированное задание :бросание мелких предметов в сосуд. После чего ребенка взрослый берет на колени и рассказывает короткую сказку, а затем организует эмоционально – речевой контакт  в виде словесно-тактильной игры – потешки («Коза – коза», «Бодашки»).

   

Ситуация 2. «Зайчики».

Цель: выявление эмоционального состояния, вызванного стрессирующим фактором (ограничением времени), на выполнение ребенком усвоенного перцептивного действия.

Ход исследования. Ребе6нка отводят в комнату, где стоят коробочки разной формы, закрытые крышками. Взрослый предлагал посмотреть, что в них находится. Открыв их, ребенок обнаруживал маленьких зайчиков. Взрослый предлагает ребенку определенный сюжет игры – повести зайчиков погулять в лес. Потом зайчики возвращались, и взрослый, на глазах у ребенка вкладывал их в коробки и закрывал крышками, обучая ребенка подбирать соответствующую крышку с помощью целенаправленных проб. Игра повторяется три раза. На четвертый раз появляется собака, которая хотела схватить зайчиков. Им предлагается быстро убежать и скрыться в своих домиках, которые ребенок как можно скорее должен  закрыть крышками.

Ситуация 3. «Матрешки».

   Цель: выявление зависимости эмоционального состояния ребенка от характера контакта со взрослым.

   Ход исследования: Взрослый ставит на стол матрешку и предлагает ребенку посмотреть, что у нее внутри. Затем взрослый перемещает половинки матрешки и просит ребенка снова ее собрать. Независимо от правильности выполнения, он периодически подбадривает ребенка: «Молодец, очень хорошо у тебя получается».

   На втором этапе применяется отрицательное воздействие : «Плохо ты делаешь».  

   На третьем этапе оценка действиям ребенка не дается.

 Оценку взрослый выражает в речевой, мимической и жестовой форме.

   

   В протоколе фиксируются эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в каждой из трех ситуаций.

   На основе анализа поведения ребенка в  трех экспе6риментальных ситуациях, его относят к одной из подгрупп.

Возраст 1-2 года

   Подгруппа 1 А. Дети отрицательно  реагируют на новое помещение, плакали, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный контакт со взрослым. Ин6огда настойчиво просят взять их на руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут.  В групповом помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.

    Подгруппа 1 Б. В групповом помещении дети  спокойно играют с игрушками. Быстрее успокаиваются в новом помещении – в течение не более 10 минут.

   Подгруппа 2. В групповом помещении дети играют достаточно близко друг от друга. Эмоциональный фон положительный. При появлении нового взрослого дети не меняют поведения, охотно соглашаются с ним выйти из помещения. В новой комнате проявляют активные ориентировочные реакции, интерес к игрушкам. Эмоциально – тактильный контакт со взрослым воспринимают положительно, но сами его не требуют. Самостоятельно организуют игру, активны и целенаправленны. К установлению делового контакта со взрослым относятся положительно, выполняют регламентированные действия, слушают сказку с интересом.

Возраст 2-3 лет

   Подгруппа 1. Дети негативно реагируют на нового  взрослого и на попытку вывести их из группового помещения. У некоторых проявляются  активные протестные реакции, у других – пассивные: робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции .Самостоятельную игру не организуют, на предложение взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются ,прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта соглашаются поиграть с игрушками, или принимали регламентированное задание. Отмечаются невротические признаки: навязчивые действия , движения и пр. Таким образом, у детей, в том числе у тех. кто второй год посещает  ДОУ,  идет процесс дезадаптации.

   Подгруппа 2. Дети активно играют в групповом помещении. Доброжелательно относятся к новому взрослому. Не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку. Некоторые сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к игре. Все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым устанавливается на уровне игрового и речевого общения (без тактильного  контакта). Дети находятся в состоянии психологического комфорта.

Особенности поведения детей раннего возраста

 с  ЗПР в условиях адаптации

к ДОУ

   При первичном обследовании ребенка выявляются следующие дезадаптивные реакции:

-нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения,

-несформированность культурно – гигиенических навыков,

-несформированность активного подражания.

Поведение детей  с ЗПР

в экспериментальной ситуации.

     В новом помещении не проявляют ориентировочной активности, но и не наблюдается бурных реакций протеста. Часто проявляются навязчивые движения: теребят одежду, сосут палец, грызут ногти. У многих учащается дыхание. В отсутствие взрослого в новой обстановке эти проявления учащаются. Попадая в поле зрения взрослого, они постепенно успокаиваются, навязчивые движения прекращаются.

   Эмоционально –тактильный контакт, предложенный взрослым, действует не детей успокаивающе, но ребенок самостоятельно его не добивается ни при каких условиях. Сидя на коленях у взрослого, дети пассивно совершают элементы игровых действий, однако только по настоянию взрослого. Некоторые дети подходят к игрушкам, осторожно дотрагиваются до них, но организовать игру самостоятельно не могли.

   Деловой контакт проходит безынициативно, дидактическая задача принимается со значительными трудностями. Дети напряжены, подавлены, хмуры, крайне подчиняемы и пассивны.

   Реакция на эмоционально – насыщенную игру «Бодашки» парадоксальна. В отличие от нормально развивающихся сверстников, игра вызывает не смех, а страх. Дети вздрагивают, отстраняются, закрываются руками, пытались защититься от воздействия взрослого. Некоторые дети начинают громко плакать, прячутся , отказываются от игры.

Динамика адаптации  к ДОУ

у детей с ЗПР

   

1 этап.

    У стенических, возбудимых, расторможенных детей – негативистический этап.  Поведение  характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации. Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого, такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.

         У сензитивных, тормозимых, боязливых детей – депрессивный этап .

     Активный         протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В ДОУ  дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у детей грустное, отрешенное.Движения заторможены, бедны. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений недовольство. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Появляются навязчивые действия., а также поведенческие и эмоциональные проявление регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появления симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения.

   2 этап. Псевдоадаптация.

   Дети по – своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер.

   На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении-приверженности строгого соблюдения порядка действий, например, при укладывания спать,  на  прогулке. Глубина депрессии ил негативизма уменьшается, но расширятся круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации.

   3 этап. Подлинная адаптация.

         О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:

-эмоциональная устойчивость,

-интенсивность и гибкость реакций на изменение привычной ситуации,

-адекватность возрасту форм общения, инициативность в контактах со взрослым,

-организованность поведения,

-выраженность продуктивных ориентировочных реакций.

Шкала уровня адаптированности

(определяется на основе эмоциональных и поведенческих реакций ребенка в экспериментальных ситуациях)

   1 балл –отсутствие активности при стертых отрицательных эмоциональных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению).

   2 балла – отсутствие активности, направленной на изменение ситуации при более выраженных отрицательных эмоциональных реакциях (пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

   3 балла – агрессивно – разрушительная активность, направленная на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние  (плач, негодующий крик).

4 балла – положительный эмоциональный фон с незначительными проявлениями конструктивной         активности, состояние нестабильно, новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям.

5 баллов –устойчиво – спокойное эмоциональное состояние, позволяющее ребенку проявить поисковую активность как в речевом, так и в действенном плане.

6 баллов – радостный эмоционально положительный фон настроения, активный контакт со взрослым и с окружающими предметами,  проявления ориентировочного поискового интереса.

   Баллы 1 и 2 характеризуют неготовность ребенка к преодолению стрессовых ситуаций – дезадаптивный вариант поведения.

   3 балла –  выражают активный протест, который может привести к преодолению стресса и дальнейшей адаптации или к формированию патологических черт характера при неправильных воспитательных воздействиях взрослого.

4-6 баллов характеризуют адаптивный вариант поведения ребенка.

   Поведение ребенка в трех экспериментальных ситуациях оценивается по данной 6 – балльной шкале,   применительно к каждой из 12 стрессовых ситуаций.

1.Встреча с коллективом ровесников при отрыве от матери.

2.Знакомство с новым взрослым и выход за пределы знакомого помещения.

3. Поведение в знакомом помещении.

4.Включение в самостоятельную игру.

5.Выпролнение задания, регламентированного взрослым (деловой контакт).

6.Эмоционально – тактильные игры – действия взрослого, направленное на неожиданный и тесный физический контакт с ребенком, нарушающим его персональное пространство.

7.Самостоятельные действия с игрушками.

8.Действия при поощрении.

9.Действия при порицании.

10 Принятие новой  игровой задачи от взрослого.

11.Действия ребенка в условиях обучения.

12.Действия ребенка в условиях лимита времени.

На основе балльной оценки составляется индивидуальный график – профиль, отражающий адаптационные возможности ребенка , показывающий, на каком этапе адаптационного процесса он находится, какие адаптационные механизмы реализуются успешнее6 по горизонтали отражаются 12 ситуаций, а по вертикали – баллы.

    Методику, предложенную Е.И.Морозовой , целесообразно дополнить наблюдением за свободной деятельностью ребенка в групповой комнате.

Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям

Ф.И.О. ребенка, возраст________________________________________

Дата_________________________________________________________

Показатели

Проявления

Оценка в баллах

На момент поступления

Через 2 недели

Через 3 недели

Через 1 месяц

Через 2 месяца

 Настроение

- бодрое, жизнерадостное;

- беспокойное, тревожное;

- аффективное;

- раздражительное;

- подавленное;

- иное (вписать)

 Отношение к окружающему

- инициативность, любознательность, интерес к людям, игрушкам;

- неустойчивый интерес, незначительное желание действовать;

- пассивность, равнодушие;

- отказ от деятельности;

- иное (вписать)

 Сон

- спокойный, глубокий, длительный, не требует содействия взрослого;

- достаточно спокойный и длительный при помощи взрослого, но неглубокий;

- прерывистый, беспокойный, успокаивается при помощи взрослого;

- уровень возбуждения очень высокий, сон длится 10-15 минут, неглубокий и беспокойный, содействие взрослого существенного влияния на сон не оказывает;

- иное (вписать)

 Аппетит

- хороший;

- неустойчивый;

- явно избирателен в пище;

- отказ от еды;

- иное (вписать)

Акты испражнения

Контролирует, сигнализирует взрослому о нужде;

- контроль нарушен, но испытывает стыд, чувство вины;

- контроль нарушен, но отрицательно реагирует не дискомфорт;

- не реагирует на дискомфорт;

- иное (вписать)

Общее нервно-психическое состояние

- вредные привычки (грызет ногти, губы и пр.);

- навязчивые действия (например, раскачивания;

- двигательное беспокойство;

- тремор;

- нарушение терморегуляции;

- иное (вписать)

5 баллов – всегда;

4 балла – часто;

3 балла – достаточно часто;

2 балла – иногда;

1 балл – очень редко,

0 баллов – не проявляет

    В процессе наблюдения  фиксируются и оцениваются отдельно следующие показатели дезадаптации:

     -беспричинный плач,

-двигательное возбуждение

-отсутствие самостоятельной игры,

-неконтактность со сверстниками,

-навязчивые движения или действия,

-отрицательная реакция на нового взрослого,

-нарушения тактильных контактов со знакомым взрослым: избегание или навязчивость.

   По каждому параметру указывается степень выраженности реакции по шкале: 5 баллов – очень часто,  4 балла - часто, 3 балла  - достаточно часто, 2 балла – редко, 1 балл  - иногда, 0 баллов – никогда.

   На основе суммы баллов определятся уровень дезадаптации: 35 -26 баллов – высокий, 25 – 14 – средний,  13-4 – низкий, 3 -0 –процесс адаптации завершается благополучно.

   

   При разработке мероприятий, облегчающих адаптацию ребенка к ДОУ, учитывают факторы, вызывающие состояние адаптационного стресса.

Основные факторы

-отрыв от матери,

-необходимость контакта с новым незнакомым взрослым,

-изменение ситуации общении со взрослым –ребенок превращается из единственного объекта внимания в одного из членов детской группы,

--необходимость подчинения требованиям взрослого или жестко регламентированным условиям выполнения задачи,

-встреча с ровесниками,

-переход из знакомого помещения, в котором вырос, в незнакомое.

Дополнительные факторы

-чрезмерно активные и неожиданные действия взрослого в непосредственной близости от ребенка,

-порицающие воздействия взрослого,

-ограничение времени, отводимое на выполнение действий.

Литература

   1.Афонькина Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах –Мурманск, 1999.

   2.Афонькина Ю.А., Терехова З.М. и др. Экспериментальное обучение и воспитание детей – сирот дошкольного возраста с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида г.Оленегорска Мурманской области .-Мурманск, 2004.

   3.Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Автореф. дис. канд. … психол.  наук. -М., 1999.



Предварительный просмотр:

Определение группы, к которой принадлежит ребенок

при поступлении в детское учреждение 

Группа

Показатели поведения          

Содержание

потребности в общении

Эмоциональ-ное состояние

Деятельность

Взаимоотношения со
взрослыми

Взаимоотношения со
сверстниками

Речь      

I

Слезы, плач

Отсутствует

Отрицательные (не воспринимает предложений воспитателя)

Отрицательные

Отсутствует или связана с воспоминаниями о близких

Потребность в общении с близкими, в получении от них ласки, внимания, сведений об окружающем

II

Неуравновешенное (готовность заплакать, если нет рядом взрослого)

Наблюдение подражание действиям взрослого

Положительные (по инициативе воспитателя)

Отсутствуют или положительные

(ответные)

Ответная (отвечает на вопросы детей)

Потребность в общении со взрослыми, в сотрудничестве с ними и получении от них сведений об окружающем

III

Спокойное, уравновешен-ное

Предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра

Положительные (по инициативе самого ребенка)

Положительные

Инициативная (сам спрашивает, обращается к взрослым, детям)

Потребность в общении со взрослыми и в активных самостоятельных действиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду

      Данная программа предназначена для организации успешной адаптации  к ДОУ детей раннего возраста. Адаптированный дошкольник , с моей точки зрения,- это ребёнок приспосо...

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"

            Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...

Родительское собрание во 2 группе раннего возраста «Адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста».

Цель: Приобщение семьи к духовно - нравственному воспитанию детей.Задачи:1. Узнать о семьях, их интересах, познакомиться друг с другом поближе.2. Довести до понимания родителей ценности, передачи подр...

Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями опорно-двигательного аппарата            Старший дошк...


 

Комментарии

Колегова Елена Васильевна

Очень полезный материал!