"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1_diagnostika.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние артикуляционной гимнастики

На формирование правильного звукопроизношения

Речь представляет собой  одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Ещё в начале  ХХ  века была распространена точка зрения , по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал её «динамической локализацией».

Благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.И. Лурии и других учёных установлено, что основой всякой психической функции являются не отдельные  «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных её уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

И.П. Павлов, подчёркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные  компенсаторные возможности, писал; «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств ребёнка – слух. Зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательного и  речеслухового анализаторов.  Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды.  Если ребёнок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие.

С самого раннего возраста, приучая ребёнка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию речи.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Н.И. Жинкин определяет артикуляторную базу как «комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывает нормативный звук».

Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических  движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет).

Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях  жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов  звукопроизносительного  аппарата.

Итак, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.  Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва и др.).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых  для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, а достаточно бывает  лишь сказать «Поиграем в барабан»  или «Поиграем в лошадки».

При логопедическом обследовании часто обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

С её помощью происходит объединение простых  движений  в сложные;

 в артикуляционные уклады различных фонем.

Подготовительный этап в формировании правильного звукопроизношения один из самых важных.

Этот период предполагает использование специально подобранной артикуляционной гимнастики.

Мы считаем, что логопедическая гимнастика играет немаловажную роль в формировании правильного звукопроизношения.

Специальные упражнения направлены на укрепление мышц, выработку полноценных движений. Они способствуют закреплению определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков речи.

Проблема формирования правильного звукопроизношения путём логопедической гимнастики достаточно освещена в специальной литературе, в трудах Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, О.В.Правдиной, М.В. Фомичёвой.

Нами была составлена диагностика согласно рекомендациям Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, разработан план специальных игровых упражнений, в котором за основу взят материал, предложенный в методическом пособии Т.В. Будённой.

Следует отметить, что упражнения,  предлагаемые Т. В. Будённой могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуковой речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики.

Мы считаем, что методика проведения специальной гимнастики, изложенная в пособии Т. В. Будённой и предложенная нами система работы по формированию правильного звукопроизношения более удобна для применения в ДОУ общеразвивающего типа.

Диагностика

Параметры

Критерии

Методы и приёмы

      Состояние   артикуляционного  аппарата

-правильно применяет соответствующие движения;

- показывает точность движения речевого органа;

- выполняет движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения);

- совершает движения без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах;

- контролирует скорость движения, постепенно убыстряя темп;

- удерживает полученное положение органа произвольно довольно долго;

- совершает переход к другому движению и положению плавно и достаточно быстро.

- повторение ребёнком практического и умственного заданного действия;

- показ действий ребёнку;

- пояснение заданий и упражнений;

- использование игровой деятельности (логопедические игры);

«Сказка о Весёлом Язычке»

(использование игровых приёмов для развития артикуляционной моторики);

-наглядный показ образца задания, способа действия.

Планирование

Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется ежедневно, два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов

Звуков С, С ’; З, З; Ц.

  1. Упражнение «Наказать непослушный язычок»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

  1. Упражнение «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

  1. Упражнение «Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

  1. Упражнение «Почистим зубы»

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

  1. Упражнение «Лодочка»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъём боковых краёв языка вверх.

  1. Упражнение «Горка»

Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

  1. Упражнение «Катушка»

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

  1. Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

  1. Упражнение «Подуть через соломинку»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

  1. «Заборчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

  1. «Трубочка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперёд округлённые губы.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

  1. «Пирожок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

  1. «Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

  1. «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

  1. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

  1. «Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

  1. «Чашечка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

  1. «Фокус»

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

  1. «Заборчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

 

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Л, Л.

  1. «Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

  1. «Пощёлкать кончиком языка».

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъём языка.

  1. «Беззвучно пощёлкать кончиком языка»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

  1. «Индюк»

Цель: вырабатывать подъём языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

  1. «Катушка»

Цель: укреплять мышцы языка , вырабатывать подъём спинки и корня языка. Их подвижность.

  1. «Пароход»

Цель: вырабатывать подъём спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Р, Р.

  1. «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

  1. «Достать языком нос»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

  1. «Достать языком подбородок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

  1. «Чьи зубы чище?»

Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

  1. «Пощёлкать кончиком языка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

  1. «Фырканье»

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

  1. «Автомат»

Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

  1. «Барабан»

Цель: вырабатывать подъём языка, умение делать кончик языка напряжённым; развивать его подвижность.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- научить детей точным движениям речевого органа (правильность конечного результата);

- научить плавности и лёгкости выполнения движений (движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа);

-контролировать темп движения, который должен стать произвольным – быстрым или медленным;

- научить детей удерживать положение органа без изменений произвольно долго;

- совершать переключение к другому движению и положению плавно и достаточно быстро.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.

Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Учитель-логопед МБДОУ д/с №14

с. Марьино, Успенский район, Краснодарский край

Щербина С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,...

"Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников

Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов участвующих в речевом процессе...


 

Комментарии

БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Материал нужный, полезный.