Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

 Кошелева Татьяна Алексеевна

Побобраны игры и упражнения на координацию речи с движением. Речевой материал для данных упражнений  небольшой по объему, простой для запоминания.  Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка с ОНР чувство  ритма в движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

  Известно, что  у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психомоторного развития, т.к. речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности.

  Использование ритмических упражнений способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга, развитию внимания, памяти, что, несомненно, позитивно влияет на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.

  У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз

  Организуя коррекционную работу, мы придаем большое значение использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.  Ритмические упражнения используются не только на занятиях логоритмики с музыкальным сопровождением, но и в других видах деятельности ребенка: во время логопедических пятиминуток, на индивидуальных и подгрупповых занятиях, физминутках.

  В таких играх и упражнениях сочетается речь и движения рук, ног, туловища, головы.

Чему учим: соотносить движения с ритмом стиха (или песенки); тренируем дифференцированную работу пальцев; улучшаем координацию.  Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство  ритма в движении.

   Речевой материал для данных упражнений подбирается небольшой по объему, простой для запоминания. Это могут быть прибаутки, небольшие четверостишья, чистоговорки и т.д. Если ставится задача—автоматизация какого-либо звука, то речевой материал должен быть насыщен данным звуком.

Звук [с]

В сале у кота усы,                             стоя показываем руками «усы»

Кот наелся колбасы.                             потираем правой рукой животик

Сидит на стуле сытый кот               присаживаемся на корточки

И серой лапкой ротик трет.               выполняем круговые движения ладонью около рта.

Дифференциация звуков [с]-[ш]

Зайка-заинька косой,                             показываем «ушки»

Что ты бегаешь босой?               грозим пальчиком правой рукой

Подожди меня в лесу,                             грозим пальчиком левой рукой

Я сапожки принесу!                             выставляем на пятку правую, затем левую ногу.

Звук [л]

Мила в лодочке плыла        сплести пальцы рук, покачиваем ими, будто плывет лодочка

Кока-колу пила,                      имитируем, будто пьем из бутылочк

Колокольчик вышивала,        имитируем вышивание иглой

«Ла-ла, ла-ла», напевала.        хлопаем в ладоши

Звук [р]

Знают Рома и Егор,                     стучим кулачками друг об друга

Не съедобен мухомор.        то же

Несмотря на красоту,                     руки над головой показывают «шляпку» гриб

Не годится он в еду!                    указательным пальцем машем из стороны в сторону (отрицание)

Ритмическая игра «Пчелка»

Пчелка, пчелка, золотистая пчела,

Пчелка, пчелка, где летала, где  была?

Н. Френкель

Вместе с логопедом дети играют в ритмическую игру «Пчелка» и по ритмосхеме отхлопывают ритмический рисунок

II    I   I   II  II  II   I   (2 раза)

Логопед: Не поняла нас,  ребята, пчелка. Спросим на пчелином

языке.

Зум, зум-зум. (4 раза)

 I   II      I   II      I   II      I   II    

По ритмосхеме дети исполняют ритмический рисунок руками — «крылышками»: руки согнуты в локтях, кисти к плечам.

Пчелка. А вы потрудитесь вместе со мной.

Логопед показывает, а дети выполняют массаж пальцев «Соты». Для этого дошкольники берут массажные коврики с наложенным трафаретом сот и указательным и средним пальцами «ходят» по отверстиям в ритме стихотворения на ударный слог.

Пальцы, как пчелы,

Летают по сотам.

И в каждую входят

С проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Финская народная песня «У оленя дом большой»

У оленя дом большой.                  

Он глядит в свое окошко.            

Зайка по лесу бежит?

В дверь к нему стучит.                 

— Тук, тук! Дверь открой!                      

Там в лесу охотник злой!

— Зайка, зайка, забегай!

Лапу мне давай!

 Быстро дверь олень открыл,

Зайца в дом к себе пустил.

Заяц, друг, не трусь теперь,

Мы закроем дверь.

—        Ой, ой, страшно мне,
Как-то мне не по себе,

Сердце в пятки все ушло

И не отошло.

  1. Не дрожи, зайчишка мой,
    Я смотрел в свое окошко:
    Убежал охотник злой —
    Посиди немножко!
  2. Да, да, посижу,

Больше я уж не дрожу,

У меня прошел испуг,

Ты хороший друг!

Русский текст Е. Филиц

   Дети скрещивают кисти рук над головой, пальцы раздвинуты.  Приставляют ладони ко лбу «козырьком». Показывают пальчиками ушки зайчика .Cтучат кулачком, одной руки по ладони другой. Прижимают руки к груди и трясут опущенными кистями. Грозят пальцем. Вытягивают руки вперед. Разводят руки в стороны. Прикасаются ладонями к груди. Грозят пальцем. Разводят руки в стороны и затем прижимают ладони друг к другу.Сгибают руки в локтях перед грудью и трясут опущенными кистями.Прижимают руки к сердцу и затем показывают на ноги. Отрицательно качают головой. Грозят пальцем. Приставляют ладонь к глазам. Взмахивают одной рукой. Вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх. Прохлопывают ритмический рисунок.Кивают головой вперед-прямо. Качают головой вправо-влево. Вытягивают руки вперед, развернув вверх ладони.

Ритмическая игра «Эхо»

Дети встают в круг, берутся за руки и, покачиваясь из стороны в сторону, поют.

Эхо, эхо! Вот потеха!

Не могу сдержать я смеха!

Поиграю я в игру:

Все, что хлопнешь, — повторю!

Затем дети прохлопывают за педагогом двухтактовые ритмо-формулы . Каждому ребенку предлагается разный ритмический рисунок. После повторения 4 ритмоформул песня исполняется снова.

Ритмическая игра «Лягушки»

Логопед: После дождика лягушки

                     Веселились на опушке.

                     — Что за прелесть, ква-ква-ква!

                       Всюду мокрая трава!                            М. Дружинина

Педагог читает стихотворение, дети в нужный момент квакают и отстукивают ритм палочками.

Мы лягушки-кваксы, ночь чернее ваксы...

Шелестит трава.

Ква-ква, ква-ква-ква!                     Дети ударяют палочками друг о друга.

Разевайте пасти, — больше, больше страсти!

Громче! Раз и два!

Ква-ква, ква-ква-ква!                       Одновременно стучат палочками по столу.

Красным помидором месяц встал над бором.

Гукает сова!

Ква-ква, ква-ква-ква!                   Стучат палочками друг о друга, подняв их.

 Под ногами кочки, у пруда — цветочки.

В небе — синева.

Ква-ква, ква-ква-ква!                    Поочередно стучат палочками по столу.

Ритмическая игра «Барабан»

Логопед: Самый громкий, самый старший музыкальный инструмент, На концерте и на марше — где его, скажите, нет? Своим рокотом задорным может ноги в пляс пускать, Ну и как, скажите, дети, барабан не уважать?

Барабанщик очень занят — Д-д,    д-д-д.

Барабанщик барабанит:   Д-д,   д-д-д.

Бей, руками помогай:  Д-д,   д-д-д.

Ритм ногами отбивай: Д-д,    д-д-д.

Учись играть на барабане: Д-д,    д-д-д.

Твой язык послушным станет: Д-д,     д-д-д.

Язык, кверху поднимайся: Д-д,     д-д-д.

Смотри — с ритма не сбивайся: Д-д,     д-д-д.

3. Репина, В. Буйко

Ритмическая игра «Котенок и щенок»

Я — котик музыкальный. Я музыку люблю.

Послушайте, ребята, как нежно я пою:

Мяу-мяу, мур-мур-мур!                                     2 удара по коленям, 3 хлопка в ладоши.

Мяу-мяу, мур-мур-мур!                                     Повторение.

А я, щенок веселый, люблю я петь, друзья.     Поют песенку.             

Послушайте, ребята, как громко лаю я:

Тяф-тяф, тяф-тяф,                                              4 удара по коленям в ритме четвертей.

Ав-ав-ав-ав-ав!                                                   Хлопки восьмыми.

Ритмическая игра «Молоточки»

М. Андреевой

Дети поют попевку, отстукивая метр музыкальными молоточками.

На заводе слышен стук:

Молоточки — тук, тук, тук.

Каждый что-то мастерит

И по-своему стучит.

Затем педагог играет вариант мелодии с ритмическими изменениями, дети повторяют ритм на молоточках.

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки         Дети поют стоя.

Сели на карниз.        Садятся на стулья.

Шаловливые сосульки        Поют сидя, голова прямо.

Посмотрели вниз.        Наклоняют голову.

Посмотрели, чем заняться?  Пожимают плечами.

Стали каплями кидаться.       Взмахивают кистями рук одновременно на сильную долю такта.

Целый день идет трезвон:     Взмахивают кистями рук поочереди.
Дили-дили, дили-дон!        

После пения педагог прохлопывает ритм, дети его повторяют.

КАРТОЧКИ К РИТМИЧЕСКОЙ ИГРЕ «ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ»

Ритмическая игра «Оркестр»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! —              Дети отстукивают ритм на ложках.

Ложки застучали.                            

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! —

Детки заиграли.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь! —     Играют на погремушках.

Пляшет погремушка.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь! —

Звонкая игрушка.

Там-там, там-там! —                Четвертными длительностями ударяют кулачком в  бубен.

Бубен веселится.                              

Там-там, там-там! —                      

Не надо торопиться!

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! —                   Играют все вместе.

Вместе мы играем,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! —

Песни распеваем!

Рекомендуемая и используемая литература и материалы:

1. Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» М., 2002

2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». М. , 2006

3.Крупенчук О.И. « Научите меня говорить правильно!» Спб., 2001

4. Четаева Ф.В., Токмина Е.В. «Как найти дорожку» - логоритмическое занятие для старших дошкольников.     Журнал «Логопед»  № 3  2011

5. Материалы с сайта «Logoped. ru»

6. Аудиодиск «Музыкальная палитра» Спб., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...

«Музыкально-ритмические игры и упражнения для детей раннего дошкольного возраста»

Картотека музыкально-ритмических игр и упражнений от 2-3 лет в помощь воспитателям и родителям....