Артикуляционная гимнастика "Сказка о Язычке"
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Развивать артикуляционный аппарат с помощью упражнений артикуляционной гимнастики поможет "Сказка о Язычке". К тексту сказки прилагаются описание и символический рисунок к каждому упражнению. Рекомендуется воспитателям и родителям, которые хотят, чтобы их дети красиво говорили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyacionnaya_gimnastika_skazka_o_yazychke.docx180.41 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика «СКАЗКА О ЯЗЫЧКЕ»

      Гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, заниматься артикуляционной гимнастикой стоит начать как можно раньше.

Рассказ взрослого

Показ перед зеркалом

Символический рисунок

I. В маленьком домике, за заборчиком, жил-был язычок.

I. 1) Плотно сомкнутые губы.

2) Губы раскрываются и растягиваются в улыбке – «забор».

II. Был он ужасный озорник – то на забор вспрыгнет, то в яму спрыгнет.

II. Язык на верхние зубы, на верхнюю губу, потом – на нижние зубы, на нижнюю губу.

 III. Любил он на огород забираться: то помидор сорвет, то огурец, то репу, то петрушку…

III. Надуть щеки, втянуть щеки, надуть щеки, втянуть и т.д.

 IV. Велели ему дома сидеть. Закрыли ворота, двери

IV. Плотно сомкнуть губы

V. Язычок наш хоть и озорник, а трудолюбивый был.

1).Вымыл потолок

2). Пол вымыл.

3). Вымыл стены…

V. 1) Язык – по твердому небу, назад-вперед и в стороны.

2). Язык – за нижними зубами, вверх, вниз.

3). Язык- по внутренней стороне то левой, то правой щеки.

VI. Устал и уснул: сначала поспал в домике за заборчиком, а потом вышел и на травке поспал.      

VI. 1). Язык спокойно, распластано лежит за нижними зубами.

2) Так же распластано на нижней губе.

VII. Но тут увидел язычок: лошадь скачет. Остановил ее язычок: тпру. Оседлал: но…И поскакал в волшебный лес.

VII. 1) Цоканье языком.

2). Язык между двумя  губами. Четкий показ Н-О (подъем языка вверх).

VIII. В волшебном лесу под каждым деревом грибы, а на полянке

VIII. Присос языка к твердому небу (растягивание подъязычной уздечки).

IX. корзины стоят – вот такие.

IX. Скругленный ровный подъем языка  вверх

X.Кладет грибы в корзину, заглядывает и только шляпки грибов видит – вот такие.

X. Ровный распластанный язык лежит на нижней  губе (так же, как в упр. VI-2).

XI. Идет усталый и вдруг слышит дивный звон: ДДЫН-ДЗЗЫН-ДЭН-ДОНН-ДЗЗИН. Оказывается, попал наш язычок в Колокольное царство, где живут Царь-Колокол, Царица-Колоколица, Царевич-Колоколевич, и мальчик Колокольчик по имени дзинь-дзинь. Позвенел Язычок с колоколами и колокольчиками и пошел дальше.  

XI. Кончик языка – к верхним альвеолам – звуки воспроизводить от более низких тонов к высоким. Кончик языка сильно прижат к альвеолам, а язык распластан, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам.

XII. Выходит на поляну – там дятлы-трудяги клювами, как молотками, стучат: дома белкам строят.

XII. Кончик языка ударяет в верхние альвеолы и отскакивает. ДЫ-ДЫ.

XIII. Приходит домой, пить захотел – взял чашку, попил.

XIII. Скругленный язык вверх (см.упр.IX).

XIV. Обнаружил, что шорты сучком зацепил. Взял иголку – зашил.

XIV. Напряженный острый язык вниз.

XV. Устал, лег спать, уснул.

XV. Язык за нижними зубами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

В данном пособии находится практический материал из опыта работы для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков...

Комплекс артикуляционной гимнастики "Озорной язычок"

Представлен комплекс артикуляционной гимнастики...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

Это  небольшое   театрализованное представление  можно  показать  как  родителям,  так  и  сотрудникам  и  другим  воспитанникам  детск...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

Это  небольшое   театрализованное представление  можно  показать  как  родителям,  так  и  сотрудникам  и  другим  воспитанникам  детск...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

Это  небольшое   театрализованное представление  можно  показать  как  родителям,  так  и  сотрудникам  и  другим  воспитанникам  детск...

Презентация "Артикуляционная гимнастика: веселый язычок в зоопарке""

Презентация предназначена для работы педагогов  дошкольной образовательной организации для проведения артикуляционной гимнастики с детьми...

Памятка для родителей. Артикуляционная гимнастика "Весёлый язычок"

Информация знакомит с некоторыми видами упражнений по артикуляционной гимнастике,  поможет правильно организовать работу при выполнении упражнений дома....