Развитие речедвигательных функций с использованием нетрадиционных логопедических технологий: образовательная кинесиология.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

 

Развитие речедвигательных

функций с использованием нетрадиционных логопедических технологий:

образовательная кинесиология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_prezentacii_gimnastika_mozga.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

     

Развитие  речедвигательных

функций   с  использованием  нетрадиционных  логопедических  технологий:

образовательная  кинесиология.

                                                     

     Естественное состояние души ребенка – движение. Он активен, любознателен и постоянно ищет возможность подвигаться.

Движения (в том числе речь и письмо) - главное средство взаимодействия человека с окружающим миром. Двигательный акт - внешнее завершение внутреннего психического процесса. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.

  С чего начинается наше сбалансированное состояние? В связи с чем оно нарушается?

     Гармония основана на трех началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства), тело. В идеале между ними должны быть прочные связи и каждый элемент системы должен вносить свой равноценный вклад в решение любой жизненной ситуации.

     Давно уже доказано учеными, исследовавшими работу мозга, когда человек сильно эмоционально включается в ситуацию, первое, что страдает, - мыслительная и творческая деятельность. Следовательно, ни о какой нормальной учебе не может быть и речи.

     С каждым годом большинство наших детей, особенно жители больших городов, все дальше  и дальше идут по пути разрыва интегрирующих связей между телом, мышлением и эмоциями. Они проводят большое количество времени, сидя, перед телевизором, компьютером, заполняя свое время видеоиграми. Образ жизни, как детей, так и большинства взрослых вокруг них, включает мало естественных свободных движений и требует специальных постоянных упражнений.

     К сожалению, большинством родителей интеллект рассматривается как функция, находящаяся в голове, а тело просто как приставка, которая переносит голову куда надо. Часто в теле видится даже досадная помеха «настоящей» учебе. Часто мы можем услышать: «Не вертись. Сиди спокойно!» А выражение «Дети, не бегайте!» является самым популярным в нашей стране.

Таким образом, постепенно, начиная с самых ранних лет, происходит уход от заложенного природой механизма снятия напряжения через естественное

движение, которое является основой развития мышления, творческого подхода к жизни.

     Чтобы быть стройными и красивыми, мы выбираем здоровое питание, занимаемся физкультурой и дополняем все это положительными эмоциями. Не только тело, но и мозг нуждается в постоянных тренировках. Это совсем не означает, что для этого необходимо изнурять себя решением логорифмических уравнений. Оказывается, делая определенные физические упражнения (так называемую гимнастику мозга),  можно развивать те или иные отделы головного мозга. С помощью гимнастики можно улучшить память, ускорить усвоение информации, получить навыки быстрого обучения. Сегодня я хочу познакомить вас с новым методом образовательной деятельности .

           Образовательная Кинесиология – направление , в рамках которого развитие ребенка и взрослого человека рассматривается через естественные физические движения. Основная цель Образовательной Кинесиологии — вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве.

       Иногда мы не обращаем внимания на то, насколько связано наше восприятие собственного тела и успешность в учебной деятельности.  Гармония между правой и левой, верхней и нижней, передней и задней сторонами тела создает пространственное восприятие, которое необходимо для освоения таких важных навыков, как распределение текста в пространстве листа, восприятие страницы целиком, понимание математической последовательности чисел слева направо, от меньшего числа к большему и т.д. Ребенок, находящийся в разбалансированном состоянии, тратит на эти простые действия очень большое количество времени.

       Образовательная кинесиология основана на предположении о том, что некоторые дети прилагают слишком много усилий и "отключают" механизм мозговой интеграции, необходимый для нормальной учебы. Обучение с помощью всего мозга в целом стимулируется и облегчается определенными движениями.

Основателем Образовательной Кинесиологии является Пол И. Деннисон, который всю свою профессиональную жизнь посвятил сфере образования. Его открытия основаны на понимании взаимосвязи физического становления, речевого развития и учебных достижений личности.  Образовательная кинесиология  включает в себя несколько взаимосвязанных направлений, одним из них является " Гимнастика Мозга". Название выбрано не случайно. Дело в том, что разрабатывалась методика в центре для неуспевающих под названием "Долина". Именно там в течении 20 лет Деннисон помогал детям и взрослым успешно справляться с их трудностями, поэтому нужно было найти название, привлекательное для детей, и в то же время отражающие суть происходящего. "Гимнастика Мозга" - это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Упражнения эти довольно просты, не требуют много сил и времени для выполнения. Их легко делать в игровой форме, они доступны и взрослым, и детям.

.С момента основания в 1987 году организации « Образовательной Кинесиологии», исследовательские проекты, использующие "Гимнастику мозга", распространились по всему миру и принесли замечательные результаты. 

Образовательная Кинесиология - молодое направление науки и практики в области человекознания. Вместе с тем, сегодня она успешно развивается более чем в 30 странах мира и стала частью профессиональной жизни специалистов - психологов, педагогов, медицинских работников и др.

"Гимнастика мозга" также высокоэффективна для занятий спортом, музыкой, живописью и танцами всех видов.

На что направлена программа:

  1. поддержание и развитие нейрофизиологических связей между телом и мозгом;
  2. улучшение эмоционально-мотивационной сферы;
  3. развитие спонтанности и непроизвольности;
  4. следование за натуральными (природными) законами развития познавательных возможностей человека;
  5. активизацию нервной сети тела и межполушарных связей;
  6. развитие личности;
  7. интеграцию мото-сенсорных процессов;
  8. осознавание своего тела через движение;
  9. позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичными  
  10. познание себя
  11. достижение понимающего слушания, чтения, творческого письма

                         Описание упражнений.

Гимнастика мозга представляет собой простые  движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию. Процедуры и упражнения этого комплекса делятся на базовые и дополнительные.

К базовым относятся

  1. "Кнопки мозга".
  2. "Перекрестный шаг".
  3. "Крюки".

                                         

     

                             «Кнопки мозга»

Выполнение «Кнопок мозга» способствует:

  1.  обогащению мозга кислородом, за счет этого улучшается восприятие информации
  2. выполняются перед чтением или другой работой глаз,способствует продуктивной работе за компьютером.

"Кнопки мозга" расположены вблизи артерий, снабжающих кровью головной мозг. Стимуляция этих зон способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг.

Упражнение выполняется стоя или сидя.

1. Ноги стоят удобно, параллельно друг другу. Если вы стоите, то колени расслаблены. Одна рука кладется на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний – на другой.

2. Далее слегка массируем эти точки пальцами. Рука лежит просто спокойно на пупке.

3. Меняем руки и повторяем упражнение.

Внимание! Продолжительность выполнения – по собственному ощущению. Дышим в обычном темпе.

                                       «Перекрестные шаги»

Перекрестные шаги:

  1.  активизируют работу обоих полушарий мозга.
  2. упражнение помогает активизироваться для выполнения любой деятельности
  3. способствует более быстрому включению в ситуацию, усвоению информации
  4. способствует развитию способности быстрого чтения, активного понимающего слушания.

Перекрестные шаги – это перекрестно – латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем поднимающегося навстречу левого колена, а затем наоборот, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий. Это упражнение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли.

Упражнение выполняется стоя или сидя.

Локтем левой руки нужно тянуться к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, потом локтем правой руки тянуться к поднимающемуся навстречу колену левой руки.

Внимание!

Упражнение желательно делать в медленном темпе. Выполняя его, мы чувствуем, как «работают» мышцы живота. Если этого ощущения нет, значит, упражнение выполняется неправильно: либо слишком низко наклоняется локоть, либо слишком высоко поднимается колено.«Встреча» должна происходить посередине. Продолжительность выполнения – по ощущению.

                                                     “Крюки”

Это упражнение:

  1.  углубляет позитивное отношение
  2.  поднимает настроение.
  3. упражнение «Крюки» используют при выполнении контрольных работ
  4. позволяет сохранять способность целеустремленности в любых ситуациях.

Упражнение состоит из двух частей, выполняется сидя или стоя.

Поза "Крюков" способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

1. Займите удобное положение. Скрестите ноги. Вытяните руки перед собой и перекрестите — одна поверх другой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди.

Внимание!

Продолжительность выполнения – по собственному ощущению. Дышим в обычном темпе. Дети выполняют упражнение с открытыми глазами, взрослые с закрытыми глазами.

 1.Взгляд направлен вверх, язык прижат к твердому небу.

2.  Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите в обычном темпе. Взгляд направлен вниз, и язык прижат к твердому небу.

                                       «Думательный колпак»

Упражнение способствует:

     -лучшему усвоению информации на слух;

     -усиливает фокус внимания;

  1. улучшает равновесие, особенно, в движущемся транспорте.

Выполняется стоя или сидя.

Это упражнение способствует лучшему усвоению информации на слух. Рекомендуется делать, когда нужно что-нибудь запомнить или вспомнить. Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти.

  1. Берем оба уха руками таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные спереди.
  2. Мягко массируем край уха сверху вниз, чуть выворачивая назад (в сторону затылка). Затем разминаем мочку уха.
  3. Повторить 4 раза.

Внимание! Дыхание в привычном темпе.

                                           «Сова»
Упражнение способствует:

- снятию напряжения, возникающего при длительном письме или сидении в статичной позе;

- нормализует приток крови к головному мозгу;

-улучшает навыки внимания, памяти, чтения.

Выполняется стоя или сидя.

Во время выполнения этого упражнения происходит снятие напряжения, возникающего при длительном письме или сидении в статичной позе, нормализуется приток крови в головному мозгу. Это позитивно влияет на навыки внимания, памяти, чтения. Также благодаря "уханью" освобождаются челюстные зажимы, что способствует более плавной и связной речи. Снимается напряжение при работе с компьютером и другой техникой.

  1. Правая рука захватывает надостную мышцу (посередине плеча) с левой стороны (обычно мы массируем ее, чтобы снять усталость).
  2. Далее все движения выполняются синхронно: рука сжимает мышцу; губы вытягиваются трубочкой и произносят звук «ух»; шея сдвигается немного вперед, подбородок выпячивается; глаза расширяются.
  3. Возвращаемся в исходное положение: рука отпускает мышцу; губы расслабляются, шея занимает свое естественное положение, глаза тоже.
  4. Далее пункты 2 и 3 чередуются. На каждое «ух» голова немного сдвигается, перемещаясь по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу. На эту дугу приходится 5-6 «ух».
  5. Делаем с одной рукой столько раз, сколько считаем нужным. Далее левой рукой захватываем правую надостную мышцу и делаем то же самое.

Внимание! Упражнение выглядит забавно. Детям нравится, взрослые могут стесняться. Обязательно соблюдать синхронность сжимания мышцы и «уханья».

                         «Двойные рисунки»

Упражнение способствует:

- расширению зрительного поля;

- движения глаз становятся более плавными;

- улучшению навыков письма, чтения, понимающего чтения;

  1. лучшему выполнению любых творческих заданий.

Выполняется стоя, сидя.

Это действие способствует расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, а также облегчает процесс слежения глазами.

  1. Представьте, что у вас в каждой руке по карандашу, а перед вами доска.
  2. Одновременно двумя руками начинайте рисовать на воображаемой доске рисунки. Они должны быть зеркальные. То есть две руки рисуют одно и то же. Глаза следят за рисунком. Руки вытянуты и чуть согнуты в локтях.

Внимание! Дыхание в естественном ритме. Если руки начинают уставать, значит, упражнение выполняется неверно. Найдите удобное положение.

Другие варианты упражнения «Двойные рисунки»:
1. На бумаге рисуем карандашами.

  1. На парте рисуем пальчиками.

                                    «Ленивая восьмерка»

Упражнение улучшает:

  1.  все действия, требующие прослеживания глазами
  2. снимает напряжение с глаз и с плечевого пояса
  3.  включает связь «рука - глаз» (т.е. глаз видит, что делает рука)
  4. включаются в деятельность оба полушария головного мозга, как следствие, происходит улучшение концентрации внимания, чтения, письма, слежения за материалом, который написан на доске, и т. д.

Выполняется сидя, стоя.

Упражнение эффективно усиливает наружные глазные мышцы, способствует развитию и миелинизации нервных сетей, идущих от зоны, ответственной за центральное зрительное поле и точное моторное слежение. Устанавливает схемы координации "руки – глаза" и "глаза – руки".

1. Рука вытягивается вперед и чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в кулак, большой выпрямляется. Прямо перед собой этой рукой в воздухе рисуется знак «бесконечность». Он похож на цифру восемь, лежащую на боку. Глазами мы следим за вытянутым большим пальцем. То есть глаза так же вслед за рукой «рисуют» восьмерку, лежащую на боку. Делаем 4 восьмерки одной рукой.

2. То же самое другой рукой.

3. Дальше обе руки вытягиваются вперед, пальцы обеих рук перекрещиваются между собой, большие пальцы подняты. Снова 4 раза рисуем ленивую восьмерку и следим глазами за пальцами.

Внимание!

Темп выполнения упражнения средний. Желательно попросить кого-нибудь смотреть за тем, чтобы ваши глаза следили за рукой, так как они могут незаметно для нас «соскальзывать» с траектории. Если это происходит, то нужно еще раз замедленно повторить восьмерку, уделяя особое внимание тому месту, где глаза перестают следить за рукой, также важно следить за движениями руки только глазами, а не головой. Голова прямая, двигаются только глаза.

Другие варианты выполнения «Ленивой восьмерки».

Для активизации связи «рука – глаз» перед письменной работой, чтением.

     1. Восьмерка рисуется перед собой на парте. Также сначала правой рукой 4 раза, затем левой рукой 4 раза. Указательные пальцы обеих рук соединяются вместе и двумя руками 4 раза.

Для активизации связи «рука – глаз»  и концентрации внимания при работе с материалом, который уже написан на доске или который предстоит написать самостоятельно.

  1. Восьмерка рисуется мелом на доске, и ученики с места обводят ее контур в воздухе перед собой. Также сначала одной рукой, другой рукой, затем обеими.

                     « Слон»

Выполняется стоя.

1. Ноги на ширине плеч, колени расслаблены.

При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот.  

2. Рисуем "Ленивую Восьмерку" против часовой стрелки, всем телом. Для этого приседаем и корпусом как бы задаем движение руке, рисующей восьмерку. Одновременно с этим движением гудим звук "у". При этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Медленно 3 – 5 раз обеими руками.

3. Все повторяем с другой рукой.

Внимание! В этом упражнении важно добиться ощущения задействованности всего тела в процессе рисования восьмерки.

Упражнение активизирует все каналы восприятия: кинестетический (телесный), визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой). Повышается уровень внимания. Улучшается память. Улучшаются навыки понимающего чтения, чтения вслух, понимающей речи, соединения слогов в слова, слов во фразы, понимания, узнавания символов. Кратковременная и долговременная память. Стимулирование внутренней речи и способностей творческого мышления.

                                  « Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

           « Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак – ребро – ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

                    « Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью да наоборот".

Эти упражнения  я  использую  в  различных  формах  работы: фронтальной, подгрупповой  и  индивидуальной.  Упражнения  позволяют  повысить  иммунитет,  насыщают  клетки  мозга  кислородом,  помогают  детям  сконцентрироваться  на  заданиях  в  процессе  логопедического  занятия. Ведь  не  секрет,  что  в  настоящее  время  нам  логопедам нет  помощи  со  стороны  медицины.  Гимнастика  мозга  --  является  мощным  подпитывающим  средством  и  поддержкой  для   наших  детей-логопатов. Особенно  эта  поддержка  необходима  в  межсезонье  и  в  период  адаптации  детей  после  летних  каникул.

      Я  совместила  Гимнастику  Мозга   с  работой  над  звуковой  стороной  речи.  Часть  упражнений  носит  подготовительный  характер, помогает  улучшить  восприятие  и  внимание детей. Это  такие  упражнения  как:

  1. « Перекрёстные  шаги»
  2. « Крюки»

Затем,  исходя  из  индивидуального  маршрута  ребенка  или  темы  подгруппового,  фронтального  занятия я  использую  следующие  упражнения:

  1. «Думающий  колпак»
  2. « Сова»
  3. «Ленивая  восьмерка»
  4. « Двойные  рисунки»
  5. « Слон»

Перечисленные  упражнения  хорошо  помогают :

  1. отрабатывать поставленные  звуки – свистящие, шипящие, соноры. аффрикаты
  2. автоматизировать  поставленные  звуки  в  слогах, словах, словосочитаниях,  чистоговорках.

  Упражнения   помогают  в  работе  над  четким  ритмическим  рисунком  слова  или  фразы, способствуют  выработке  правильного  речевого  дыхания. Мне  кажется  данная  методика  была  бы  успешной  в  работе  с  заикающимися  детьми.  Соединение  Гимнастики  мозга  с  классической  логопедической  методикой  по  работе  над  звуковой  стороной  речи  приносит   хороший  результат и  положительную  динамику  развития  каждого  ребёнка.

        Работа  учителя-логопеда  не  возможна  без  тесного  сотрудничества  и  взаимодействия  с  родителями  наших  детей. Поэтому  были  проведены  циклы  родительских  собраний,  мастер-классов  по  обучению  родителей  методике  Гимнастике  мозга.

 Дома  родители  проводят  Гимнастику  мозга  с  детьми  перед  индивидуальными  занятиями  по  заданию  учителя- логопеда.

    В целом методика Пола Деннисона является совершенно новым явлением, и адаптация его работы к условиям российской образовательной системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинесиологии — науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.

       Данная  методика  эффективна  как  для детей  так  и  для  взрослых и  ее  можно  использовать  в  коррекционной  работе  с  детьми  ОНР, а  так  же

для  обучения родителей. Сочетание  классических   логопедических  методик,  использование  новых  инновационных  технологий, скоординированность  в  работе  учителя-логопеда  и  родителей, создание общих требований  дает нашим детям равные стартовые  возможности для дальнейшего обучения.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Смирнова С.С. Образовательная кинестетика
  2. Джон Ти «Оздоравливающее прикосновение»
  3. Карла Ханнафорд «Мудрое движение»
  4. Пол Деннисон «Гимнастика Мозга»
  5. Пол Деннисон «Семь измерений системы Интеллект-Тело»
  6. Пол Деннисон «Целостное преобразование работы центра тела»
  7. Варга А.Я. «Теория семейных систем Мюррея Боуэна»
  8. Лоуэн «Психология тела»
  9. Лоуэн «Депрессия и тело»
  10. Лоуэн «Терапия, которая работает с телом»
  11. Барлоу «Метод Александера»
  12. Фельденкрайз М. «Осознание через движение»
  13. Баскаков «Свободное тело»
  14. Троицкая О.И. «Долго и счастливо: всё о мужчине, женщине и семье». Комплект из 6 DVD.
  15. Материалы сайта www.kinesiology.web-box.ru
  16. Материалы сайта www.musters.ru

Тело

Эмоции

Мышление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль как одна из основных функций управления ДОУ

Схемы и таблицы для осуществления контроля за деятельностью воспитателей ДОУПерспективный план контроля на учебный год заместителя заведующего....

Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета

В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...

Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников

Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....

Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций  (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...

Презентация "Игры для формирования фонематических функций у детей среднего дошкольного возраста ( 4 года) с диагнозом ОНР.

Содержание:Игры  на определение длинных и коротких слов.Игры - лабиринты . Закрепление материала.Игры "Какое слово не подходит."Игры "Отгадай - ка!" отгадывание загадок.Определение места звука в ...

Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека

Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.  Под этим понимаются  коммуникативная, регуляционная, интеллектуальная, познавательная функции. Благодаря соединению речи и ...

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....