Практические занятия и рекомендации,которые способствуют развитию мелкой моторики,фонематического слуха,артикуляционной моторики в игровой форме по В. В. Цвынтарному."Играем,слушаем,подражаем- звуки получаем.
методическая разработка (логопедия) по теме

Каравасилиади Светлана Константиновна

Уникальное по простоте и эффективности пособие для родителей,воспитателей,логопедов домов ребёнка и логопедических групп детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzuya_igrovuyu_situaciyu_i_podrazhatelnye_sposobnosti_detey.docx13.88 КБ
Файл zvuk.docx21.3 КБ
Файл zvuk_l.docx212.61 КБ

Предварительный просмотр:

    Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей, можно легко добиться того  или иного звука. Дети с большим желанием включаются в игру. Можно разыгрывать различные сценки: «на птичьем дворе», « на скотном дворе», «мама-птичка и птенчики» и т. д. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им.Игры, обычно, проходят на высоком эмоциональном уровне.
   Нельзя требовать от ребёнка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одно подражание, постепенно переходим к другому. В процессе игры у ребёнка постепенно развивается  слуховое внимание, вырабатывается координация движений, как артикуляторная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи.
    Артикуляционные уклады описываются в простой форме ,а также особенности работы при том или ином звуке. Для закрепления звука даётся следующий материал: слоги, слова, предложения, пословицы, поговорки стишки и рассказы.
    Кроме того обязательно нужно научить детей правильному дыханию, т. К. дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергического выдоха.

     Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы:»хомячок» -пошмыгать носом(рот закрыт) ,»собаке жарко»- часто подышать с высунутым языком. При этих упражнениях надо чувствовать движения стенки живота. Удлинять выдох: подуть на ватку, полоски бумаги, на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта.
    Сложнее: носом вдох- живот при этом одновременно выпячивается вперёд(надуть  животик) , ртом выдох- живот вбираем в себя. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при входе не поднимать! Его нужно отработать до автоматизма.
     Для языка: подвигать им вперёд-назад, в стороны (часики), облизывать верхнюю губу. Покусать широкий язычок. Кончиком языка постучать по верхним альвеолам- «молоточек»- ддд и «паровозик»- ччч, предварительно положив на нижние зубы карандаш, чтобы ребёнку было легче поднимать язык вверх. Последние упражнения делать на энергичном выдохе.
      Для губ: губы в «трубочку»- О,  в «улыбку»- И:  ОИ-ОИ-ОИ,  АУ-АУ-АУ.

  Для нижней челюсти: подержать несколько секунд широко открытый рот. Так проделать несколько раз.

      Это пособие можно использовать и для детей с физическими отклонениями: для детей с  ДЦП, с расщелиной мягкого и твёрдого нёба. На занятиях с такими детьми нужно учитывать их особенности.

     



Предварительный просмотр:

ЗВУК «Л»(твёрдый)

При этом звуке зубы обнажены и между ними небольшое пространство примерно 2 мм. Кончик широкого языка упирается в верхние зубы и при этом не напряжен. Края языка не прижимаются к коренным зубам: между ним и последними образуется щель, через которую проходит выдыхаемый воздух. Корневая часть языка и мягкое нёбо подняты. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Так образуется этот звук.

 А теперь игра. Изображаем кистями рук «колокольчик».

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребёнок им свободно двигает в ту и другую сторону («часики»).
                                      «Толстый» колокольчик песенку запел и басисто
                                   очень громко зазвенел – ла- ла-ла.

Для того, чтобы ребёнок правильно подражал, нужно обнажить все зубы в «улыбке» и покусать широкий язык (мы улыбаемся и язычок становится широким рефлекторно).Язык  узким не делать, а то звук будет смягчаться. Язык много не высовывать и не  напрягать его:  язык как бы пролезает сквозь зубы, а мы его не пускаем. Кусая язычок, одновременно  произносим звук «А», получая – ла- ла- ла.
        Одновременно ребёнок изображает «толстый» колокольчик пальчиками и подражает его звону. Чтобы создать у ребёнка иллюзию «толстого» колокольчика, нужно поднять локти на уровне плеч. Затем имитацию звона колокольчика ла- ла- ла  замедляем и начинаем просто «гудеть»- ллл (без гласного «а»). Строго следить, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке», как следует: через них выходит тёплый воздух. Иногда, испытывая напряжение, ребёнок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога ла- ла- ла. В этом случае можно начать с гласного «А» - а- ла- ла- ла. Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения.

          Родители постоянно обращают внимание ребёнка на положение его губ, языка, зубов и, если надо, то проводят коррекцию. Если ребёнок может долго протянуть звук «Л» , то значит у него получается и можно проводить его закрепление.

          Берём слова с открытыми слогами, которые могут находиться в начале , середине или в конце слова.

ЛА                          ЛО                       ЛУ                     ЛЫ

Лак                                              Лом                                      Лук                                      Лыжи

Лапа                                           Лось                                      Лунка                                 Лыжник
Лама                                           Лоб                                       Лужа                                   Лыко

Лампа                                         Ложка                                  Лупа                                    Малыш

Пила                                            Село                                      Белуга                                Улыбка
Мила                                           Сало                                       Колун                                 Волы

Школа                                          Весело                                  Шалун                                Столы  
       
Затем берём слова с обратными слогами.


АЛ                                         ОЛ                                   УЛ                                  ЫЛ
взял                                                   ёлка                                            белка                                      Михаил
гонял                                                 козёл                                          ел                                             бил
 
занял                                                 котёл                                        бел                                           купил
менял                                                метёлка                                   мел                                          носил

нанял                                                 новосёл                                    мелко                                      вилка

паял                                                    осёл                                          сел                                            косилка
понял                                                 пчёлка                                      шумел                                      носилки

И в конце берём слова со стечением согласных (бла, пла, фла, гла, бло, блу, кла, кло, клу, пло, плу, сло, слу, глы, плы и т. д.).    

благо                                                  плот                                            зло                                             блуза

глаза                                                   плут                                            злодей                                     клубок
класс                                                   плуг                                            слон                                          клумба
платок                                                 блокада                                    слово                                        глыба

флаг                                                     блокнот                                     клок                                         слух
сладость                                             флот                                           клоп                                         заслуга
шлак                                                     флоксы                                     клоун                                       глупый
Со слогами можно придумать стишки-стихотворки.

                                              Ла-ла- ла  за столом сидит Мила
                                             ло-ло- ло  она пьёт молоко
                                               лу-лу- лу     мама хвалит Милу
                                              лы- лы-лы  весёлая улыбка у Милы
Учим стишки со словами, в которых содержится звук «Л».

Зайка зимой становится бел,

Он словно снег цветом как мел.
Зайки не видно на белом снегу,

И уж совсем в снеговую пургу.


Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала.
Задышала, ожила.
                          (С. Маршак)
Стихи можно подбирать из сборников известных авторов. Можно загадывать загадки, пословицы, поговорки.
                           Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Плуг)

                                       В зимний холод всякий молод.
                                           Галка сидит на палке.

Придумываем предложения, в которых слова содержат звук «Л».
    У лайки белая лапка. Лайка лает на волка. Володя кладёт в лодку весла. Мила катается на лыжах. Слава везёт салазки. В саду поспели сладкие яблоки. У Клавы новое платье. Павел уехал на футбол. Мила поставила бутылку с молоком на стол.


К одному существительному добавляем глаголы.
Мила спала
           встала
           умылась

            покушала
           играла
Дополнить предложение словом – начальный звук (букву), слог подсказать.
               
Стул упал на п… (пол). Папа на Новый год купил Ё…. (ёлку). Мама умывается мы… (мылом).  Дедушка посадил в саду яб… (яблоню).
                                 
                                              Мила и пчела
   
Было тепло .Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчёлы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед.
      Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы её прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.
Нужно добиваться, чтобы ребёнок в каждом слове правильно произносил звук «Л», т. е. чётко выдерживал позиции зубов, языка, губ. Проговаривайте слово медленно, по слогам, а затем слитно, в умеренном темпе.


                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

ЗВУК ЛЬ

При этом звуке расстояние между зубов примерно 10 – 12 мм. Они обнажены (улыбка). Кончик поднятого языка слегка упирается в верхние альвеолы (дёсны). Выдыхаемая струя при этом тёплая. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Так образуется этот звук. Теперь мы знаем, что при твёрдом звуке «Л» кончик языка внизу и как бы «пролезает» сквозь зубы, а при мягком «Ль» кончик языка поднимается к верхним дёснам. При этом обязательно зубы обнажены в «улыбке».
А теперь поиграем. Давайте сделаем «тоненький» колокольчик и послушаем,  как он звенит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти не на уровне плеч, как при «толстом» колокольчике, а опущены вниз. Крайний мизинец, словно язычок колокольчика, двигается вверх- вниз слегка ударяясь в другой мизинец (язычок ударяется в корпус колокольчика). При этом ребёнок подражает звонку «тонкого» колокольчика: -ля- ля- ля…
«Тонкий»  колокольчик высоко звенел,

И тихонько песенку он свою пропел: «Ля- Ля- Ля…»
Ребёнок должен подражать «колокольчику» легко и без напряжения. Он обнажает все зубки в «улыбке, обязательно сохраняет расстояние между зубов, равное 10- 12 мм. В противном случае звук будет получаться «хлюпающим», т. е. расстояние между зубов не выдерживается и амплитуда поднятия языка ограничивается. Этого нельзя допускать. Ребёнок кончиком языка легко, без напряжения стучит по верхним альвеолам (дёснам), сохраняя расстояние.

Нельзя забывать, что этот звук выполняется на выдохе: тёплый воздух выходит через уголки рта. Если ребёнок долго может потянуть звук «Ль», то это означает, что он у него получается. Можно провести дифференциацию, т. е. попросить ребёнка изобразить фигуркой и звуком то «толстый» колокольчик, то «тонкий»: ла- ла- ла------ ля- ля- ля.
Теперь несколько упражнений для закрепления. Подбираем слова, в которых звук «ль» находился бы в прямых, обратных слогах, на конце слова.

ЛЯ                                ЛЕ                                       ЛЁ                                             ЛИ                              ЛЮ                                                                                                                

Валя

лес

Лёва

лимон

лютик

лямка

лейка

лён

лифт

люк

Ляля

лента

Лёша

малина

люди

Коля

поле

клён

лиса

клюква

поляна

колесо

самолёт

улитка

ключ

пуля

лепить

взлёт

блин

клюшка

лягушка

лев

лёд

липа

Люба

клякса

лечение

плёнка

линейка

любовь


АЛЬ                   ЕЛЬ                    ОЛЬ                    ЫЛЬ                        ИЛЬ

даль

ель

боль

быль

фитиль

медаль

мель

соль

ковыль

будильник

шаль

щавель

моль

пыль

килька

жаль

свирель

толь

бутыль

сильный

мальчик

метель

король

костыль

миленький

пальто

цель

большой

мотыль

ванильный

                                             
                      Придумываем стишки - стихотворки.  Ребёнок тоже включается в работу: он начинает произносить слоги, а родители с ним составляют ритмические фразы.
                                    Ля - ля- ля  у меня подружка Валя


                                    Ли - ли- ли в лес ходили мы
                                   ле – ле - ле  жук сидел на пне
                                   лю – лю - лю  Валю я люблю

  Учим стишки, пословицы, загадки со словами, в которых содержится звук «Ль».


                                    В зелёном , зелёном, зелёном  лесу
                                   Зелёный листок, как флажок, я несу.
                                   Зелёная шишка под ёлкой молчит.
                                   Зелёная музыка где - то звучит.  


Лежебок рыжий кот отлежал себе живот.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
       
                                    Из земли вырастаю,
                                    Весь мир одеваю.
                                                                  (Лён)
К существительным добавляем глаголы.
Мальчики  
бегали
                     играли
                     шумели


                      Кричали….


Придумываем предложения, в которых слова содержат звук «Ль», и проговариваем их вместе с ребёнком.


  Лёд покрыл речку. Лебедь плавает в пруду. Лёва пьёт чай с лимоном. У лисы маленькие лисята. Оля и  Лена лепят из пластилина грибок. У нас на улице растут тополя и липы. Юля и Толя отдыхали на поляне. У Вали в коляске кукла Ляля. Мама печёт блины.
Далее  работаем с рассказиком: ребёнок слушает его, отвечает на вопросы и старается пересказать.
                                По ягоды


Было лето. Валя и Лёня пошли в лес. Они взяли с собой маленькие корзиночки. В лесу уже поспела земляника. Скоро они набрали много  ягод  и пошли домой. На поляне Валя и Лёня увидели лису. Лиса испугалась их и убежала в кусты. Вскоре дети пришли домой. Они  были усталые, но довольные.
     
При закреплении звука родители следят за правильным произношением ребёнка, за тем как он вслушивается в этот звук, старается сам себя поправить. Проговариваем слова с этим звуком медленно, не торопим ребёнка. И в самом  конце, когда ребёнок правильно произносит звуки «Л» и «Ль», проводится их дифференциация, т. е. даются слова, которые поочерёдно содержат эти звуки.



Лак - ляг

Лоб - лёг

Лужа - Люба

Был - бил

Лавка - лямка

Лом - лён

Метла - петля

Мол - моль

Лыжи - липа

Лук - люк

Улыбка - улитка

Кол – колено


Сравним настоящий колокольчик с колокольчиком – цветком.




                                                                   В лесу, на опушке, живёт колокольчик.
                                                                   Толстый и важный, ворчливый всегда.
                                                                   Лишь только проснётся, в лесу раздаётся
                                                                   Его недовольное: «Ла – ла – ла – ла».
                                                                   Соседки его на тоненьких ножках
                                                                   В ответ ему весело: «Ля – ля – ля – ля!»
                                                                   Хватит ворчать, бурчать и сердиться
                                                                   Пой лучше с нами «Ля – ля – ля – ля!»


        






Можно рисовать колокольчики, лепить, выкладывать из мозаики, раскрашивать, делать аппликацию .                                                                    



                                     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации."

Памятка предназначена для родителей детей старшей и подготовительной группы....

Дидактические игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей

Сборник игр и упражнений с пластилином для развития мелкой моторики детей....

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

Содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Так, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то ...

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...