Артикулляционная гимнастика
консультация по логопедии на тему

Мартынова Юлиана Владимировна

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.3. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. 4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.5. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему.5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

Упражнения:

1.Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

2."Улыбка".Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

3.Хоботок".Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления.

4."Хомячок".Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза

 5."Лопатка".Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок.

6."Котенок лакает молоко".Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок.

7."Чашечка".Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну.

8."Качели".Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю.

9."Иголочка".Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд.

10."Маятник".Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть.



 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

  1. «ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. «ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. «ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык

выдвинут вперед.                

  1. «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  2. «ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  3. «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА.

  1. «ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.
  2. «ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  3. «КАЧЕЛИ». Рот приоткрыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к

верхним и нижним резцам.        

  1. «ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри  в одну, затем в другую щеку.
  2. «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговыми движениями языка обвести между губами и зубами.
  3. «КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
  4. «ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  5. «ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу и, не отрывая его от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  6. «МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.        
  7. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 11. «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

12. «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК». Рот приоткрыт. Положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ.

  1. «УЛЫБОЧКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. «ЗАБОРЧИК». Губы растянуты в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.
  3. «ТРУБОЧКА», «ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед длинной трубочкой.
  4. «БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Видны верхние и нижние резцы.
  5. «КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа поднята и обнажает верхние резцы.
  6. «ЗАБОРЧИК» - «БУБЛИК»,

«УЛЫБКА» - «ХОБОТОК». Чередование положений губ.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикулляционная гимнастика

Комплекс заданий по общей и частной артикулляционной гимнастики....

Артикулляционная гимнастика из сказки Новотворцева

Артикулляционная гимнастика из сказки Новотворцева...

Картотека артикулляционной гимнастики.

Артикулляционная гимнастика для детей 4-5 лет....