"Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Зарипова Равзия Киамовна

Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующего сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_leksiko.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАИЯ» АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Конспект комплексного

интегрированного занятия

в старшей группе на тему:

«Формирование лексико – грамматического строя

 у детей старшего дошкольного возраста»

Учитель – логопед:

Зарипова Равзия Киамовна

ДОУ № 24

Альметьевск, 2013 г.

        

Формирование лексико – грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то здесь можно добиться значительных результатов.

ДНИ НЕДЕЛИ. ЧАСТИ СУТОК.

Употребление глаголов с частицей «ся» («сь»).

        ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Закрепление знаний о последовательности дней недели.
  • Знакомство с понятиями «сутки», «части суток», («утро», «день», «вечер», «ночь»).
  • Упражнение в употреблении глаголов с частицей «ся» («сь»).
  • Упражнение в употреблении названий дней недели в косвенных падежах единственного числа.
  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.

        Потребуются шапочка с надписями «День» и «Ночь», условные обозначения дней недели, сюжетные картинки с изображением частей суток, игрушка Чебурашка.

* * *

Организационный момент

        Логопед. Сейчас я загадаю вам загадку.

        Братьев этих ровно семь.

        Вам они известны всем.

        Каждую неделю кругом

Братья ходят друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний.

                                                (Дни недели).

(Раздает детям условные обозначения дней недели и задает вопросы). Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели наступит после среды? И т.д.?

        Отвечая на вопрос, ребенок показывает соответствующее обозначение дня недели и называет его.

Основная часть

        Приходит Чебурашка.

        Чебурашка. Здравствуйте, дети! Сегодня воскресенье, и я решил прийти к вам в гости.

        Дети. Нет, Чебурашка, ты ошибся, сегодня среда.

        Чебурашка. Значит, завтра будет воскресенье.

        Дети. Нет, Чебурашка, завтра будет четверг.

        Чебурашка. Да что же это такое? Я все дни недели перепутал.

        Дети. Оставайся, Чебурашка, у нас на занятии. Мы сегодня будем говорить о днях недели, и ты все вспомнишь вместе с нами.

        Чебурашка. Ладно, я останусь.

        Логопед. Скажите, дети, сколько дней в недели?

        Дети. Семь.

        Логопед. С какого дня начинается неделя?

        Дети. С понедельника.

        Логопед. А заканчивается каким днем?

        Дети. Воскресеньем.

        Логопед. Сколько рабочих дней в недели?

        Дети. Пять.

        Логопед. А выходных?

        Дети. Два.

        Логопед. Назовите рабочие дни недели.

        Дети. Понедельник, вторник……… и т.д.

        Логопед. Назовите выходные дни.

        Дети. Суббота, воскресенье.

        Логопед. А сколько дней в неделе вы посещаете детский сад?

        Дети. Пять.

        Логопед. Что наступает раньше – воскресенье или суббота?

        Дети. Суббота.

        Логопед. А теперь, ребята, задайте вопросы о днях недели Чебурашке.

Дети выполняют.

Решение задач

        Логопед. Слушайте первую задачу. Маша приехала в гости к бабушке в четверг, а ее брат на один день раньше. В какой день приехал Коля?

        Дети. В среду.

        Логопед. Кто из детей гостил у бабушки дольше, если вернули они вместе?

        Дети. Коля гостил у бабушки дольше.

        Логопед. Теперь вторая задача. Встретились две подружки. Одна их них говорит: «Я вчера, в воскресенье, ходила с мамой на сборник мультфильмов «Ну, погоди!», - «А я пойду завтра», - ответила другая. В какой день недели встретились подружки?

        Дети. В понедельник.

        Логопед. Когда другая девочка пойдет смотреть «Ну, погоди!»?

        Дети. Во вторник.

День и ночь

Появляются двое детей: мальчик в шапочке с надписью «День» и девочка – «Ночь». Сначала идет День, а за ним – Ночь.

        Логопед. Отгадайте загадку.

        Друг за другом чередой

        Мирно ходят брат с сестрой.

        Братец будит весь народ, -

        А сестра наоборот, -

        Спать медленно зовет.

                                                         (День и ночь).

        Дети, как вы думаете, день сразу после ночи наступает или нет?

        Дети. Нет. Сначала наступает утро, а потом день.

        Логопед. А ночь наступает сразу после дня?

        Дети. Нет, после дня наступает вечер, а потом ночь.

        Логопед. Как вместе называются утро, день, вечер и ночь?

        Дети. Сутки.

        Логопед. Сколько частей в сутках?

        Дети. Четыре.

        Логопед. Чебурашка, назови части суток по порядку.

        Дети. Ночь, день, утро и вечер.

        Логопед. Дети, правильно ли Чебурашка назвал порядок частей суток?

        Дети. Нет, нужно так: утро, день, вечер, ночь.

        Логопед. Ребята, рассмотрите картинки с изображением частей суток и расставьте их по порядку.

Физкультминутка

Логопед читает стихи, дети выполняют движения, соответствующие тексту.

        Логопед.

        В понедельник я стирала,

        Пол во вторник подметала,

        В среду я пекла калач,

        Весь четверг искала мяч,

        Чашки в пятницу помыла,

        А в субботу торт купила,

        Всех подружек в воскресенье

        Позвала на день рожденья.

Игра – упражнение «Мишина неделя»

        Логопед. Сейчас я прочитаю вам предложения и задам вопросы.

        В понедельник Миша гуляет в парке.

        В понедельник Миша прогуливается в парке.

        Какое слово изменилось?

        Дети. Слово – действие «гуляет» поменялось на «прогуливается». В конце слова появилась частица «ся».

        Логопед. Что изменилось во втором предложении?

        Во вторник Миша ходит на тренировку в спортзал.

        Во вторник Миша тренируется в спортзале.

        Дети. Вместо «ходит на тренировки» появилось слово «тренируется» с частицей «ся».

        Логопед. Что изменилось во втором предложении?

        В среду Миша ходит в бассейн.

        В среду Миша купается в бассейне.

        Дети. Вместо «ходит в бассейн» появилось «купаться в бассейне» с частицей «ся».

        Логопед. Что изменилось во втором предложении?

        В четверг Миша ходит музыкальную школу.

        В четверг Миша учится в музыкальной школе.

        Дети. Вместо «ходит в музыкальную школу» появилось «учится в музыкальной школе».

        

В пятницу Миша убирает свою комнату.

        В пятницу Миша убирается в своей комнате.

        В субботу Миша моет себя в ванне

        В субботу Миша моется в ванне.

        В воскресенье Миша встретит Сашу.

        В воскресенье Миша встретиться с Сашей.

В каждом случае дети называют предложения, в которых употребляются слова – действия с частицей «ся».

        Логопед. А теперь вспомните, что делал Миша всю неделю, и расскажите про себя.        Дети. В понедельник я прогуливаюсь в парке. Во вторник я тренируюсь в спортзале. В среду я купаюсь в бассейне. В четверг я учусь в музыкальной школе. В пятницу я убираюсь в своей комнате. В субботу я моюсь в ванне. В воскресенье я встречаюсь с Сашей.

        Логопед. Скажите, что изменилось в словах – действиях, когда вы стали говорить о себе?

        Дети. Частица «ся» поменялась на «сь».

Итог занятия

        Логопед. О чем мы говорили сегодня на занятии?

        Дети. О днях недели.

        Логопед. А еще о чем?

        Дети. О частях суток.

        Логопед. Чего больше – дней в неделе или частей в сутках?

        Дети. Дней недели больше, чем частей в сутках, так как семь больше, чем четыре.

Чебурашка прощается с детьми и уходит довольный.

         

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Составление сравнительного рассказа – описания

со сложными союзными предложениями

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Уточнение знаний о домашних животных, их характерных признаков, особенностей строения тела.
  • Обучение сравнительному описанию внешнего вида животных.
  • Развитие фонематического слуха
  • Составление сложных предложений с противительным союзом «а».
  • Развитие логического мышления.

Потребуются предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, сюжетная картинка «Сельский двор».

* * *

Организационный момент

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

        Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Узнав животное по голосу, ребенок показывает картинку и садится на место.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игра «Сельский двор»

        Логопед  (показывает картинку «Сельский двор»). Послушайте небольшой рассказ и ответьте на вопросы.

        В деревне Сосновка жил – был крестьянин Иван Петров. У него большой двор и много домашних животных. За ним он хорошо ухаживал, и животные были благодарны своему хозяину.

        А теперь назовите, какие животные жили у Ивана Петрова?

        Дети. Корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка.

        Логопед. Как вы думаете, каким образом они благодарили своего хозяина?

        Дети. Корова давала молоко, лошадь возила грузы, овца давала шерсть, собака сторожила дом, кошка ловила мышей.

        Логопед. У всех животных был свой дом. Назовите, в каких домах жили животные Ивана Петрова?

        Дети. Корова жила в коровнике, лошадь – в конюшне, овца – в хлеве, свинья – с свинарнике, собака – в конуре, кошка – вместе с хозяином в доме.

Игра – упражнение «Угадай животное по описанию»

        Логопед. Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная, злая, вислоухая.

        Дети. Собака.

Один из детей показывает собаку, помещает ее в «Сельский двор» и повторяет все слова – признаки. То же делается со всеми другими животными.

        Логопед. Спокойная, большая, ласковая, грустная, рогатая, бодливая.

        Дети. Корова.

        Логопед. Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая.

        Дети. Лошадь.

        Логопед. Толстая, неповоротливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная.

        Дети. Свинья.

        Логопед. Кудрявая, спокойная, короткохвостая, глупая.

        Дети. Овца.

        Логопед. Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, мурлыкающая.

        Дети. Кошка.

        Логопед. Гладкошерстная, тонконогая, рогатая, бодливая, остромордая, бородатая, спокойная.

        Дети. Коза.

Семьи домашних животных

        Логопед. Каждый год у домашних животных появляются детеныши. Предлагаю поместить их всех в «Сельский двор» к своим мамам, называя каждого.

        Дети. У коровы – теленок, у лошади – жеребенок и т.д.

        Логопед. А теперь, поместив детенышей к мамам, назовите семьи домашних животных.

        Дети. Бык – корова – телята. Конь – лошадь – жеребята. Козел – коза – козлята. Боров – свинья – поросята. Пес – собака – щенята. Кот – кошка – котята.

Физкультминутка

Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения, соответствующие тексту.

        Логопед

        Осторожно, словно кошка,

        От дивана до окошка

        На носочках я пройдусь,

        Лягу и в кольцо свернусь.

        А теперь пора проснуться,

        Распрямиться, потянуться.

        Я легко с дивана спрыгну,

        Спинку я дугою выгну,

        И из блюдца молочко

        Полакаю язычком.

Описание лошади и коровы по плану

        Логопед. Назовите, чем похожи корова и лошадь.

        Дети. Лошадь и корова – это большие (крупные) домашние животные. У них продолговатая голова, сильные и крепкие ноги с копытами, длинные хвосты, тело покрыто короткой, гладкой шерстью.

        Логопед. А теперь скажите, чем корова и лошадь отличаются друг от друга?

        Дети. У коровы есть рога, а у лошади их нет. У лошади есть грива, а у коровы – нет. У лошади копыта сплошные, а у коровы – раздвоенные. У лошади хвост похож на метлу, а у коровы – на кисть. Корова дает молоко, а лошадь перевозит грузы.

В конце подводится итог занятия.

        ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Образование притяжательных прилагательных

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Уточнение знаний о домашних животных.
  • Упражнение в образовании притяжательных прилагательных, согласовании числительных с существительными.
  • Развитие зрительной и слуховой памяти.

Потребуются предметные картинки с изображением домашних животных птиц, сюжетная картинка «Сельский двор», шапочка с петушиным гребнем.

* * *

Организационный момент

Игра – упражнение «Узнай птицу по ее части»

        

Логопед. Дети, я предлагаю вам узнать и назвать птицу по части ее тела: голове, хвосту, туловищу, ногам, клюву (показывает картинки).

Дети по очереди угадывают птиц и садятся на  место.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

        Логопед (показывает картинку «Сельский двор»). Ребята, давайте вспомним, чей это двор?

        Дети. Это двор крестьянина Ивана Петрова.

        Логопед. Какие животные живут во дворе Ивана Петрова?

        Дети. Корова, лошадь, овца, коза, собака, кошка.

        Логопед. А кто еще живет в этом дворе?

        Дети. Гуси, куры, утки, индюки.

        Логопед. Как мы их назовем одним словом?

        Дети. Домашние птицы.

        Логопед. Почему мы называем их домашними?

        Дети. Они живут в специальных постройках около дома, и за ними ухаживает хозяин.

        Логопед. Почему люди решили держать их возле дома и ухаживать за ними?

        Дети. Эти птицы приносят пользу: несут яйца, дают перо и пух и т.д.

Игра «Кого поселим первым»?

        Логопед. Давайте расселим домашних птиц в хозяйство к Ивану Петрову. Сначала поселим тех птиц, которые выводят цыплят.

Дети помещают в «Сельский двор» кур.

        

Затем поселим тех птиц, которые крякают.

Дети помещают уток.

        

Следующими поселим тех птиц, которые болбочут.

Дети помещают индюков.

        Кого поселим последними?

        Дети. Гусей.

        Логопед. А они как кричат?

        Дети. Га-га-га.

        Логопед. Но у всех домашних птиц есть свои детеныши, их тоже нужно поселить к своим мамам.

        Дети (помещают детенышей и называют, сколько их). У курицы – восемь цыплят, у утки – семь утят, у гусыни – пять гусят, у индюшки – четыре индюшонка.

        Логопед. Кто из домашних животных умеет плавать?

        Дети. Гуси, утки.

        Логопед. Чем отличатся ноги плавающих птиц от  ног курицы и индюка?

        Дети. У плавающих птиц на ногах между пальцами есть перепонки.

Физкультминутка

Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения в соответствии с текстом.

        Логопед

        Ах, красавец – петушок!

        На макушке – гребешок,

        А под клювом – то бородка,

        Очень гордая походка:

        Лапы кверху поднимает,

        Важно головой качает,

        Раньше всех петух встает,

        Громко на заре поет:

         - Ку – ка – ре –ку! Хватит спать!

        Всем давно пора вставать!

Семьи домашних птиц

        Логопед. Назовите целиком семьи домашних птиц: папу, маму и их детей.

        Дети. Петух – курица – цыплята. Гусь – гусыня – гусята. Селезень – утка – утята. Индюк – индюшка – индюшата.

        Логопед. А теперь, ребята, внимательно прослушайте стихи и ответьте на вопросы.

        

У курицы куриный  гребешок,

        Под перьями куриный есть пушок,

        А скромная куриная головка

        Сидит на длинной шее очень ловко.

        Какой у курицы гребешок?

        Дети. Куриный.

        Логопед. А какой пушок?

        Дети. Куриный.

        Логопед. Какая головка у курицы?

        Дети. Куриная.

        Логопед

        У утки утиная шея,

        Утиные красные лапки,

        Но утка совсем не умеет

        Носить красивые тапки.

        Какая у утки шея?

        Дети. Утиная.

        Логопед. А лапки какие?

        Дети. Утиные.

        Логопед. Скажите, а у гуся какая голова?

        Дети. Гусиная.

        Логопед. Какой хвост у петуха?

        Дети. Петушиный.

        Логопед. А перья какие в хвосте?

        Дети. Петушиные.

        Логопед. Какая голова у индюшки?

        Дети. Индюшачья.

        Логопед. Какие ноги у индюшки?

        Дети. Индюшачьи.

        Логопед. Предлагаю вам задать друг другу подобные вопросы.

Итог занятия

        Логопед. О каких птицах мы сегодня говорили?

        Дети. О домашних.

        Логопед. Чем домашние птицы отличаются от домашних животных?

Дети отвечают на этот и подобные вопросы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, является интегрированное по типу, обобщающим по теме "Птицы". Грамматические категории, отрабатываемые  ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Кошкин дом» по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»

АННОТАЦИЯЗанятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей катег...