Подгрупповое логопедическое занятие "Путишествие в Страну Сказок"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Исаева Наталья Алексеевна

В дошкольном возрасте ребёнок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребёнок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребёнок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слёзы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.

Но дошкольники всё ещё остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всём поведении.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Путешествие в страну Сказок»56 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие

«Путешествие в страну Сказок»

для детей подготовительной к школе группы

Проводила на методическом

объединении учителей-логопедов

г. Вельска и Вельского района

18 марта 2008 г.

учитель-логопед МДОУ «№30

д/сад «Ласточка»

Исаева Наталья Алексеевна

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Работа над развитием диафрагмального дыхания, внимания и связной речи.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие умения по словообразованию.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формирование навыков фонематического анализа.
  • Обучение произвольному улавливанию основных телесных ощущений.
  • Формирование осознанного восприятия эмоций.
  • Обучение навыкам самооценки своего труда с помощью простейших моделей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитание желания активно работать на занятиях.
  • Воспитание умения взаимодействовать в коллективе, договариваться и уступать.
  • Воспитывать чувства сопереживания героям, вызывание желания помочь.

Оборудование:

Цветок, игрушка Гномик, волшебная книга, картинки для поддувания, мозаика, карточки с эмоциональными состояниями, мед, лимон, торт, 5 коробок с цифрами, схема рассказа-описания, картинка Мухи-Цокотухи, шарик, картинки зверей, картинки с недорисованной посудой, медальки-пиктограммы.

Предварительная работа:

  • Знакомство с произведениями К.И.Чуковского
  • Заучивание текста пальчиковой гимнастики

Ход занятия

  1. Организация начала занятия.

Упражнение «Поглаживание»

Дети заходят и садятся на стульчики.

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю, которая приключилась со мной. Однажды, когда мне было очень грустно и одиноко, меня вдруг кто-то погладил по спине. Вот так… (подходит к каждому ребенку и поглаживает по спине) я обернулась и никого не увидела. Я даже немного испугалась, но кто-то мне сразу сказал: «Не бойся, я просто хотел с тобой подружиться» - и погладил меня по руке. Вот так … (подходит  к каждому ребенку и поглаживает по руке)

Я повернула голову и увидела маленького гномика. Показывается Гном. Он очень внимательно посмотрел на меня. Вот так … (смотрит на каждого ребенка по-доброму)  и спросил: «Почему ты грустишь?» Я не знала что ответить, потому что не знала кто он и  какой он – добрый, веселый или злой? А как вы думаете, как можно узнать?

Дети: Посмотреть на него, спросить, поиграть.

Логопед: я так и сделала, а он ответил мне, что он обычный сказочный Гномик. И научил меня одной игре.

  1. Игра «Щекотушки»

Дети сидят с грустными выражениями лица. Логопед подходит к каждому и легонько щекочет. Задача детей не рассмеяться и сидеть с  грустным выражением лица.

Ребята, гномик приглашает нас с вами в страну Сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым умным, добрым, чутким и внимательным. Ну, а Гномик останется и подождет нас в детском саду.

 Вы не испугаетесь отправиться в это сложное путешествие?

Дети: Нет!

Логопед: Ну, тогда вперед. А поможет попасть в волшебную страну наш волшебный цветок.

  1. Ритуал вхождения в сказку

Дети встают вкруг и берутся за цветок. Закрывают глаза  и проговаривают слова:

Волшебный Цветок, в сказку введи,

Не дай цветок ослабнуть в пути

Ты смелость и свет нам подари

И сказку новую оживи!

Отодвигается ширма. Дети открывают глаза и оказываются  в сказке.

Логопед: Ребята мы попали в страну сказок. Но волшебная страна не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка улыбнемся, как весеннее солнышко и скажем друг другу ласковые слова.

Дети по кругу говорят комплименты.

Вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.

Раздается стук в дверь. Входит Федора с книгой сказок в руке.

Федора: Ах, вы бедные сиротки мои,

        Утюги и сковородки мои!

        Вы вернитесь-ка немытые домой.

        Я помою вас водою ключевой.

Логопед: Ребята, узнали кто это? Из какой она сказки?

Дети отвечают на вопросы.

Логопед: Что случилось с тобой Федора?

Федора: Ох, горе у меня ребята!  Жила я вот в этой  волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да, я была неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги. А вернуться  я смогу только тогда, когда выполню их трудные задания. Одной мне не справиться. А я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.

Логопед:  Ну, что поможем Федоре?

Дети: Да!

Логопед: Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди, ищи свою посуду, да в порядок ее приведи.

Федора уходит, оставляет волшебную книгу. Дети садятся за стол.

  1. Формирование направленного длительного выдоха

Логопед: (открывает первую страницу сказок)

Ребята, я прочитаю несколько фраз  из сказки, а вы попробуете отгадать ее название.

« Приходи к нему лечится и корова и волчица

И жучок и паучок и медведица.

Всех излечит исцелит. Добрый доктор ……

Дети: Айболит.

Логопед: показывает детям иллюстрацию. Достает листы с заданиями 

Ребята, Айболит очень заботится о вашем здоровье  и поэтому предлагает вам выполнить дыхательную гимнастику.

Детям раздаются картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками. Приложение №1

Поднесите карточку к губам, положите язычок на нижнюю губу и подуйте на нее так, чтобы спрятанная картинка открылась. Вы ведь знаете, как правильно дышать. Вдыхаем носиком, а выдыхаем через ротик, не надувая щеки. Небольшая подсказка: на картинках спрятаны животные, которых лечил Айболит. Дети выполняют задание.

  1. Выделение первого звука в слове

Логопед: Сейчас вы по-очереди  будите показывать свои картинки, называть первый звук в слове и рассказывать какой он: гласный, согласный мягкий или твердый.

Ребенок выходит и отвечает, и выставляет соответствующую фишку на магнитной доске. После того как высказались три человека, по получившейся схеме дети придумывают новое слово.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием Айболита.

  1. Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.

Логопед: Открываем вторую страницу волшебной книги и угадываем ее название по фразе.

Убежало одеяло, улетела простыня

И подушка как лягушка ускакала от меня.

Вдруг, из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой, выбегает умывальник

И качает головой…

Дети: Мойдодыр!

Логопед: Правильно! Мойдодыр тоже приготовил задание для вас, посмотрите внимательно на доску.

На доске вывешены 3 картинки с изображением одинаковых мальчиков с различными эмоциональными состояниями: радость, грусть, испуг. Приложение №2.

Кто скажет, чем они отличаются?  

Дети: настроением.

Давайте повторим чистоговорки.

        А-А-А – мыться мне пора.

У-У-У – от Мойдодыра убегу.

        О-О-О – чистое лицо!

А теперь подумайте и попробуйте определить, кто из мальчиков мог так сказать, подберите для каждой картинки подходящую чистоговорку.

Дети сами пытаются подобрать нужную интонацию.

  1. Театр пальчиков и языка.

Логопед: Мы все немного устали и, наверное, вы не против отдохнуть.

Выходят в центр зала.

Приложение № 3.

Логопед: Вот мы и отдохнула, но ведь у нас  впереди еще много заданий.

Подходят к книге

  1. Анализ звукового состава слова.

Логопед: открывает следующую страницу в книге  сказок.

А в этой книге праздник. А сколько здесь гостей.

Конечно, ведь Муха Цокотуха именинница.

Пригласила Муха и Федору на свой праздник. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать.

Ребята, поможем ей.

Предлагаю купить подарки к чаю в сказочном магазине. Но в сказках нет денег, и в магазине необходимо будет назвать как можно больше слов-признаков, только тогда товар будет ваш.

Дети подходят к прилавку, где  лежит мед.

Что это?

Дети: Мед.

Логопед: Расскажите, какой он.

Дети: Желтый, липкий, вкусный, полезный….

Продавец отдает мед детям. То же с тортом и лимоном.

Логопед: Вы приобрели в сказочном магазине три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать.

Я приготовила 5 коробочек, на каждой коробочке –  цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку.

Дети выполняют задание, раскладывая подарки по коробкам.

Молодцы! Подарки упакованы, вечером вы всей группой подарите их Мухе Цокотухе. Но кроме подарков имениннице принято говорить комплименты.

Давайте, ласково назовем ее саму и ее части тела.

Дети:  (по картинке образовывают уменьшительно-ласкательную форму по очереди, передовая воздушный шарик) Муха у тебя не :

Не лапы, а лапки; Не нос, а носик; Не рот, а ротик …

Логопед: И с этим заданием вы справились!   Дети садятся.

Пришло время открыть 4-ю страницу волшебной книги.

  1. Развитие связной речи.

Логопед: А эту сказку вы узнаете по иллюстрации из книжки.

Показывается иллюстрация.

Дети: Тараканище.

Логопед: А вы помните, ребята, как испугались звери этого маленького таракашку? Даже большой и сильный медведь, смелый тигр, огромный носорог.

А кто же победил таракана, не испугавшись его усов?

Дети: Воробей.

Логопед: Правильно. Сейчас вы выберите по карточке с одним из трусливых зверей и по порядку будите выходить рассказывать по схеме про своего животного, нам показывать картинку можно только после того как мы отгадаем его.  Дети составляют по схеме рассказ-описание.

 И чтобы звери не были такими трусливыми, а чувствовали себя уверенно назовем их  в превосходной степени. Дети отвечают хором.

Слон – слонище, заяц – зайчище, медведь – медведище, крокодил – крокодилище, волк – волчище, тигр – тигрище.

Логопед: Надеюсь,  звери больше не будут такими трусливыми, а станут смелыми как наши ребята.

Вот мы и переворачиваем последнюю страницу в книге сказок, а задание в нем такое: (раздаются листы с заданиями.) Мы поможем Федоре привести в порядок ее посуду. Посмотрите, у вас на листочках нарисована посуда. Но что-то у нее не дорисовано, чего-то не хватает. Вы расскажите без чего ваш предмет и дорисуете то, чего не хватает. Дети дорисовывают предметы. А  чтобы посуда стала еще красивее и опрятней вы возьмете листочки с собой в группу и там красиво ее раскрасите.

Молодцы! Вы сегодня показали, какие вы смелые, умные, находчивые. Выполнили все задания от сказочных персонажей из волшебной книги Корнея Чуковского. Дети встают в центр зала.

А сейчас в стране Сказок произойдет чудо.

Звучит музыка. Появляется опрятно одетая Федора с чистой кастрюлей в одной руке и книжкой К.И.Чуковского в другой.

Федора: Спасибо, ребята. Вы помогли мне вернуться в мою книгу. Теперь я всегда буду аккуратная, и посуду свою буду держать в чистоте. А на прощание хочу дать почитать вам книгу. Читайте ее и будете добрыми и умными. До свиданья! Уходит.

  1.  Ритуал выхода из сказки.

Логопед: Ребята, наше время истекло, и мы должны покинуть страну Сказок. Скорее к волшебному цветку! Дети встают вокруг цветка, закрыв глаза.

Волшебный Цветок, сказка прошла

Много чудес нам принесла.

Скорее домой, Цветок, неси

И все что узнали, в нас сохрани.

Вот, мы и дома. А здесь нас заждался наш Гномик. И он хочет вас спросить, понравилось ли вам путешествие?

Дети: Да!

Логопед: А ваше поведение на занятии вам понравилось? Посмотрите, Гномик приготовил для вас медальки. Приложение № 4.

Выберете ту оценку, которая, по вашему мнению, вам подходит.

Медальки оставьте себе на память о нашем путешествии. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".

Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...