Перспективный план образовательной деятельности по формированию лексики в старшей логопедической группе для детей с ФФН и ОНР. Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»,
календарно-тематическое планирование (логопедия, старшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное казенное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 5 «Золотая рыбка»

Перспективный план

образовательной деятельности по формированию лексики  в старшей логопедической группе для детей с ФФН и ОНР. Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ», раздел программы «ДЕТСТВО» - «Развиваем речь и коммуникативные способности» на 2012-2013 учебный год.

Учитель-логопед: Романова Е.Г.

Месяц, неделя

Лексическая тема

Цели  и задачи

Рекомендации родителям

1-2 неделя сентября


Диагностика.

3 неделя сентября


Детский сад (Школа).

- Воспитывать любовь к детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к сотрудникам, желание помогать, доставлять им радость;

- употребление в речи неполных ответов (использование существительных единственного и множественного числа в именительном падеже).

- воспитывать любовь к школе; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к старшим;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- описывать школьные принадлежности, используя сенсорные свойства, признаки предметов;

- описание сюжетных предметных картинок. Ответы на вопросы.

- Выучить название детского сада.


- Выучить имена-отчества воспитателя, младшего воспитателя, заведующей, музыкального руководителя, логопеда.

4 неделя сентября


Игрушки

- Продолжать воспитывать у детей привязанность к детскому саду;

- вызвать желание рассказать о своих любимых игрушках в детском саду, о том, как дети с ними играют;

- договаривание предложений по картинкам (использование существительных в родительном падеже множественного числа);

- составление предложений по сюжетным картинкам (с помощью вопросов);

- Составлять короткие рассказы

про игрушки.

1 неделя октября


Ранняя осень.

 - Формировать представление о состоянии растений осенью;

- дать знания о плодах, семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений;

- уточнить представление детей об условиях жизни растений и животных;

- договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в родительном падеже множественного числа со словом «много»);

- составление короткого рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов.

-Чтения стихотворения. А. Твардовский «Лес осенью».

- Д/и «Скажи, какой, какая, какие?»

- Составление рассказа по графическому плану.

- Закрепить название осенних месяцев.


- Разучивание стихотворения об осени.

- Наблюдение за изменениями в природе с приходом осени.

2 неделя октября


Фрукты, сад

- Употребление в речи неполных ответов (использование существительных единственного и множительного числа в косвенных падежах);

- формировать бережное отношение к природе;

- закреплять представление о том, где растут  фрукты и что необходимо для их роста, о свойствах и признаках фруктов (цвет, форма, величина), об использовании их человеком;

- упражнять детей в различении фруктов на вкус.

-Игровые упражнения: «Узнай по описанию»,  «Определи на ощупь».

- Д/и «Подбери родственные слова».

- Составление загадок о фруктах.

- Закрепить обобщающее понятие – фрукты.

-Знать названия фруктов.

3 неделя октября


Овощи, огород

 - Употребление в речи неполных ответов (использование существительных Единственного и множительного числа в косвенных падежах);

- формировать бережное отношение к природе;

- закреплять представление о том, где растут овощи и что необходимо для их роста, о свойствах и признаках овощей (цвет, форма, величина), об использовании их человеком.

- упражнять детей в различении овощей  на вкус.

- Игровые упражнения: «Определи на ощупь», «Определи на вкус»

- Д/и «Скажи наоборот»

- Составление загадки об овоще.

- Закрепить обобщающее понятие – овощи.

-Разучить загадку об овощах.

-Знать названия овощей.

4 неделя октября


Лес, грибы, ягоды

- Формировать представление о состоянии растений осенью;

- дать знания о плодах, грибах, ягодах, семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений;

- уточнить представление детей об условиях жизни растений и животных в лесу;

- договаривание предложений по картинкам ( использование существительных в родительном падеже множественного числа со словом «много»).

- Составление короткого рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов.

-Выучить названия ягод и грибов.

1 неделя ноября


Перелетные птицы

- Знакомить с разновидностями птиц, их средой обитания, особенностями повадками. Загадки о птицах.

- Развитие знаний об окружающем мире;

- развитие связной речи: составление коротких рассказов о птицах.

- Знать перелетных птиц.

2 неделя ноября


Дикие животные и их детеныши

- Учить узнавать и называть  диких животных и их детенышей, различать их по особенностям поведения, повадкам. Загадки о животных.

- Развитие знаний об окружающем мире;

- составление коротких рассказов по сюжетным картинкам (по образцу) о животном;

- активизация словаря по теме дикие  животные.

-Закрепить название животных и их детенышей наших лесов.

-Выучить загадки о животных.

3 неделя ноября


Домашние животные и

птицы

- Учить узнавать и называть домашних животных, различать их по среде обитания, по особенностям поведения, повадкам. Загадки о животных.

- Развитие знаний об окружающем мире.

- Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам (по образцу)  о домашнем животном.

- Активизация словаря по теме Домашние животные и их детеныши

-Знать и называть домашних птиц и птенцов.

- Знать обобщающее слово – дом птицы.

-Знать и называть домашних животных и их детенышей.

-Выучить загадки и стихи о домашних животных.

4 неделя ноября


Поздняя осень (предзимье)  - обобщение по теме

- Итоговая беседа об осени;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени;

- учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме;

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

- Знать основные признаки осени, названия месяцев,

1 неделя декабря


Транспорт, ПДД, транспортные профессии

- Развитие знаний об окружающем мире;

- учить детей распознавать и называть разновидности транспортных средств (наземный, подземный, водный, воздушный);

- закреплять правила поведения в транспорте на проезжей части,

- составлять короткий рассказ на тему: «Как мы едем в детский сад (поликлинику, в цирк)».

- Закреплять дома правила дорожного движения;


- разработать безопасный маршрут к детскому саду;

2 неделя декабря


Зима. Зимующие птицы

- Отметить изменения в природе с приходом зимы;

- отметить приспособленность окружающего мира к зимнему периоду;

- составление короткого рассказа по сюжетной картинке (с использованием распространенных предложений).

- Стихи о зиме, загадки о зиме.

- Развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Кормушка для птиц», «Зимующие птицы»

- Побеседовать о зиме, отметить характерные признаки, знать названия зимних месяцев

-  Наблюдать за птицами, за их поведением.

- Чем они отличаются.

- Изготовить кормушку.

3 неделя декабря


Зимние забавы и развлечения

- Рассказы о зимних забавах и развлечениях: катание на лыжах, санках, коньках, игра в снежки, строительство снеговика, горки;

- рассказы о новогодней елке по плану;

- подготовка к празднику;

- составление письма Деду Морозу;

- Разучить народные приметы, поговорки, о зиме.

- Принимать активное участие в играх детей на прогулке.

-Побеседовать о различных видах забав и развлечений.

4 неделя декабря


Новый год.

- Вызвать у детей интерес к подготовке и участие  в праздничных мероприятиях.

- Участие в новогодних праздниках. Стихи, загадки, песни о Зимушке-зиме.

- Инсценировка сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

- Прочитать детям произведения о новогодних праздниках.


- побеседовать о том, как его встречают в разных странах.

1 неделя января


Новогодние каникулы.

2 неделя января


Моя семья.

- Рассматривание картинки «Семья».

- Логическое упражнение «Родственные отношения».


- Активизировать словарь по теме: «семья» - мама, папа, бабушка, дедушка, муж, жена, тетя, дядя, девушка, юноша, старик, старушка, ребенок, малыш, старше, младше, мальчик, девочка, сын, дочка.


- Грамматический строй речи: подбор признаков к предмету – добрая, нежная, заботливая, строгий, пожилой, молодой.

- Назвать имена и отчества родителей.

- Игра «Кто старше, кто младше?»

- Беседа об уважении к старшим.

3 неделя января


Посуда, продукты питания

- Дать представление о материалах и технологии изготовления посуды (стекло, пластмасса);

- классификация посуды: столовая, кухонная, чайная;

- развитие связной речи: составление рассказа-описания (по заданному плану) о посуде.

- Закрепить виды посуды в зависимости от назначения.

- Закрепить образование относительных прилагательных.

- Сходить в магазин, обратить внимания, а отделы, на то, что в них продают.

- «Что возьмем для салата»

4 неделя января


Профессии

- Закреплять знания о том, что такое труд, работа, профессия; их необходимость и значение;

- формировать у детей элементарную профориентацию;

- активизировать словарь детей по теме Профессии;

- составление вопросов к сюжетным и предметным картинкам о профессиях людей.

- Закрепить названия профессий.

- Воспитывать уважение к труду.

- Проговорить слова со сложной слоговой структурой (чистильщик, стекольщик, электросварщик, парикмахер)

- Беседа о том, кем они хотят быть.

- Составление рассказа Кем мечтаешь стать?»

1 неделя февраля


Мебель, квартира

- Дать представление о материалах изготовления мебели  (дерево, металл, стекло);

- ознакомить со свойствами материалов и их применением.

- Составление короткого рассказа на тему: Моя комната (квартира).

- Активизация словаря по теме.

- Закрепить названия предметов мебели, познакомить с различными видами.

- Сходить на экскурсию в мебельный магазин.

2 неделя февраля


Одежда, обувь, головные уборы.

- Активизировать словарь детей по теме: «Одежда, обувь».

- Выучить классификацию одежды, обуви и головных уборов.

-Рассказ о труде взрослых в ателье и на обувной фабрике.

-Создание игровой ситуации «Ателье»

- Дать представление о материалах изготовления одежды и обуви.

- Закрепить обобщающие понятия – одежда, обувь.

- Воспитать бережное отношение к одежде, учить ухаживать за обувью.

3 неделя февраля


Папин праздник –

 «День Защитников Отечества», военные профессии

- Рассматривание иллюстраций на военную тематику;


- знакомство с военными профессиями;


- создание подарка для папы;

- составление рассказов-описаний о папе (по плану);

- Д/и « Кому что нужно»: летчику - самолет, парашютисту - парашют.

4 неделя февраля

Зима  - обобщение

- обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.

- закрепить знания об особенностях существования растений зимой

- обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой

- формировать эстетическое отношение к зимним явлениям

- пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

- описательные рассказы о зиме с опорой на картинки, используя сенсорные свойства и признаки предметов.

- знать основные признаки зимы, выучить зимние месяцы

1 неделя марта


Мамин праздник  -

 «8 Марта»

- Отметить изменения в природе с приходом весны: увеличение светового дня, таяние снега, возвращение птиц, оживление природы, появление травы, первоцветов;

- стихи о весне, загадки;

- составление описательных рассказов: «Подснежник», «Весна (по плану), используя сенсорные свойства и признаки предметов;

- вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях к Дню 8 Марта (разучивание стихов, песен о маме, изготовление подарков).

- Знать название весенних месяцев.

- Беседа о маме, о весеннем празднике.

2 неделя марта


Ранняя весна.

- Активизировать словарный запас детей по теме «Ранняя весна»;

- составление рассказов о весенней природе, рассматривание картин;

- учить составлять вопросы о прочитанных рассказах и рассмотренной картине, используя сенсорные свойства и признаки предметов.

- Знать название весенних месяцев.

- Выучить стихотворение о весне.

-  Побеседовать о содержании стихотворения.

- Учить понимать образные выражения, которые встречаются в стихах.

3 неделя марта


Перелетные птицы. Природа весной.

-  Развивать знание об окружающем мире, об изменениях в природе ранней весной;

- развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни;

- пересказ коротких рассказов о перелетных птицах и весне.

- Коллективное составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

- Описание перелетных птиц (по предметным картинкам).

- Наблюдение за птицами весной;


- знать перелетных птиц.

4 неделя марта


Человек. Части тела.

- Знакомство с частями тела человека;


- Беседа о воспитании  культурно-гигиенические навыки.

- Закрепить части тела.

- Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

1 неделя апреля


Насекомые

 - Систематизировать представление детей о многообразии насекомых;

- учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы),местам обитания (наземные, водные); способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

 - Закрепить знания об общих признаках насекомых.

- Учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания;

- воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

- Краткое описание насекомых по плану, используя сенсорные свойства и признаки.

- Знать основных насекомых, описывать насекомых;

2 неделя апреля


Планета Земля, первые космонавты

- Формировать представление о Земле, о жизни людей на Земле, о своей стране;

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли;

- ознакомить детей с макетом Земного шара;

- Познакомить детей с понятием «космос», с профессией «космонавт», с первыми космонавтами.

- Знать название нашей планеты – ЗЕМЛЯ;


- выучить имена первых космонавтов

3 неделя апреля


Весна. Цветы цветут!

- Развивать знание об окружающем мире и об изменениях в природе весной;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние;

- ознакомить с разновидностью цветов (садовые, луговые, полевые);

- уметь описывать цветы;

- учить составлять вопросы по содержанию предметных картинок (описание цветов).

- Учиться описывать цветы;


-знать названия некоторых цветов

 4 неделя апреля


Мой город. Моя улица.

- Прививать любовь к родному краю;

- уточнять знания о родном городе;

- продолжать знакомить с достопримечательностями города;

- составить рассказ-описание о своем городе.

- Повторить названия улиц, на которой живет ребенок, его родственник.


- Закрепить слова со сложной слоговой структурой.

- Знать свой адрес.

1 неделя мая


Моя страна Россия – моя родина

- Воспитывать интерес и уважение к людям и их деятельности, культуре, быту;

- формировать представление о России, о жизни людей в России;

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям России;

- знать символику Республики;

- знать национальную одежду, обувь, утварь, предметы быта, кухню;

- ознакомить с выдающимися людьми (народные умельцы, писатели, художники, скульпторы, артисты, певцы).

- выучить название своей Родины – Россия;

- выучить название своей области и города;

2 неделя мая


9Мая – «День Победы». Отечественная война.

- «День Победы».

-Познакомить детей с праздником Победы, провести беседы о войне, о погибших солдатах; о героях войны.

-Чтение произведения Л. Косиля «Твои защитники»

- Побеседовать о празднике.


- Рассказать кто такие ветераны.


- Возложить цветы к монументу памятника.

- Побеседовать о празднике.


- Рассказать кто такие ветераны.


- Возложить цветы к монументу памятника.

3 неделя мая


Весна. Труд людей весной. Сад, огород. Парк.

- Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

- Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

- Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

- Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

- Закрепить понятия: озимая пшеница, «ранняя весна, поздняя весна».

- Проговорить слова: комбайн, комбайнер.

4 неделя мая


Обобщение по теме «Времена года».

- Расширить и уточнить представление детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе;

- активизировать речевую деятельность детей;

- учить детей составлять описательный и сравнительный рассказ о времени года, используя сенсорные свойства и признаки предметов.

- знать названия всех времен года,


- знать названия месяцев;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей логопедической группе Тема: «Грибы».( образов. область лепка.)

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.  (Лепка). Цель: 1.Расширять знания детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные).  Задачи:  1.  Ф...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...