Сотрудничество учителя-логопеда с семьей через совместную деятельность родителей и детей с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Юдина Светлана Анатольевна

Речь идет об использовании разнообразных методов совместной творческой деятельности педагогов, родителей и воспитанников логопедической группы, которую посещают дети с общим недоразвитием речи (II уровень), дизартрией. Активные формы взаимодействия с семьёй являются наиболее продуктивными для привлечения родителей в коррекционный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с родителями36 КБ

Предварительный просмотр:

Коробейникова Светлана Анатольевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

МБДОУ д/с № 8  комбинированного вида №8

 г. Североморска «Журавушка»  

Сотрудничество учителя-логопеда с семьей через совместную

деятельность родителей и детей с ОНР.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей. Без сотрудничества с родителями воспитанников дошкольное учреждение не способно в должной мере выполнять свои функции. Важно найти такую форму общения с ними, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и обучения. Мы выбрали такую форму, которая позволяет строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода.

Речь идет об использовании разнообразных методов совместной творческой деятельности педагогов, родителей и воспитанников логопедической группы, которую посещают дети с общим недоразвитием речи (II уровень), дизартрией. Активные формы взаимодействия с семьёй являются наиболее продуктивными для привлечения родителей в коррекционный процесс.

Цель такой работы – повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста посредством совместного взаимодействия учителя-логопеда, родителей и ребёнка. Для детей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже, стимулировать познавательную активность дошкольников, создавать творческие игровые ситуации. На эти особенности организации домашних заданий с детьми мы нацеливаем родителей.

Большую популярность составляют практические средства просвещения родителей: памятки, буклеты, папки-передвижки, тематические выставки, фотогазеты, журналы, «Почтовый ящик» и др. Памятки и буклеты чаще всего родители получают в рамках проводимых мною мероприятий (родительских собраний, консультаций, практикумов и т.д.).  Памятки родители получают с соответствующими рекомендациями в индивидуальной форме. Буклет для родителей – прекрасное средство информирования о достижениях в науке и практике коррекционного образования дошкольников. Папки-передвижки привлекают родителей своей конкретностью, направленностью на удовлетворение интересующих их вопросов.

 Дети совместно с родителями изготавливают фризы, мнемотаблицы по лексическим темам, изученным на коррекционных занятиях. Это позволяет в интересной и игровой  форме закрепить с детьми пройденный материал, расширить и обогатить словарный запас детей, сформировать грамматический строй речи, развить связную речь. На альбомном листе дети наклеивают подобранные и вырезанные заранее картинки из журналов, буклетов, реклам на определенные лексические темы, рисуют схемы – модели, которые используют при пересказе, заучивание стихов, при составлении описательных и творческих рассказов. Моделируя сюжетное содержание произведения, альбомный лист делится на блоки-квадраты, которые последовательно заполняют условными, силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов.

Например, при изучении лексической темы «Осень», дети наклеивают на лист разрезанный полосками  пакет – «дождь», засушенные листья. Взрослый может вместе с ребёнком дорисовать силуэты улетающих птиц, тучи, получается красивая «Осенняя картина». При изучении  лексической темы «Дом», дети наклеивают на лист вырезанные домики, получается «Цветная улица». Затем следующая лексическая тема  «Зима», дети наклеивают на этот же лист комочки ваты – «снежные хлопья», рисуют силуэт снеговика, родители здесь же дорисовывают более сложные элементы: горку, северное сияние и т.д. Фризы могут быть изготовлены, как на одном листе бумаги и пополняться материалом, так и каждая тема может выноситься на отдельный лист. Созданные «картины» лексических тем,  дети приносят в детский сад и используют на занятиях. Одна из задач изготовления фризов – создать атмосферу творческой работы, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.

Для заинтересованности и привлечения родителей к работе по развитию речи я предложила создавать фотогазеты, где отражается совместная деятельность дома. В издаваемых газетах  содержится материал с комментариями самих родителей,  происходящего на фото. Для развития умения создавать творческие рассказы используются вопросы к детям: «Представь с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?». Чтобы легче это было представить родители при изготовлении газеты используют дорожку времени, имеющую начало (зеленый цвет), середину (красный цвет), конец (синий цвет) и гнома, который передвигается по дорожке. Далее выстраиваются события. Изготовление данных изданий – дело коллективное, поэтому в этом процессе принимают участие все члены семьи: вносят предложения, коррективы; высказывают собственные мнения и пожелания. Эта форма работы удобна тем, что родители могут познакомиться с газетами других семей.

Совместными усилиями  всех участников педагогического процесса создаём  «Библиотеку  Звуковичка». Это книжки – малышки на определённый звук. Чтобы создать такую книжку необходимо подобрать речевой материал, соответствующий поставленному у ребёнка звуку, а также проявить творческие способности. Для родителей провела ряд консультаций, практикумов, какой речевой и иллюстративный материал подбирать для создания книжек – малышек. Такая работа способствует системному и эмоциональному повторению речевого материала. Дети на практике по назначению применяют свои книжки-малышки для автоматизации звуков. Они обмениваются книжками, выступают в роли «учителя» и контролируют звуки у других детей. Просматривая книжки, они самостоятельно выполняют представленные в ней задания и упражнения. Иллюстративный материал самостоятельно изготовленных пособий делает выполнение домашних заданий более интересными и яркими.

Разнообразные формы, используемые мной в работе с родителями, дают положительные результаты, активизируют и обогащают педагогические знания и умения родителей. По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорении сроков автоматизации,  в сформированности лексико-грамматического строя  и развитии связной речи у детей с ОНР. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивают его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Литература:

  1. Давыдова О.И., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика – синтез, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.

Пояснительная записка.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.ИСТОЧНИКОригинальность заключ...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

планирование сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР

  Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.    Наша задач...

Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи

Одним из направлений  коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...

Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи (продолжение)

Одним из направлений  коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...

Новые формы сотрудничества учителя-логопеда и семьи

Материал для работы логопедов с родителями....

« Кейс-иллюстрация, как новая форма сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Применяя кейс-технологию в условиях сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, процесс коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразви...