Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме «Деревья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Воронина Ольга Павловна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексико-грамматичекой теме "Деревья" предназначен для практической работы логопедов ДОУ. На занятии по данной теме мы закрепляем с детьми обобщающее понятие "Деревья", учимся различать лиственные и хвойные деревья, формируем грамматические категории русского языка (   образование форм мн.ч. от существительных в ед.ч.; словообразование существительных с уменьшительными суффиксами; образование форм Р.п. ед.ч. существительных; образование относительных прилагательных); развиваем связную речь дошкольников. Использован сюрпризный момент: появление персонажа-ежика - лесного жителя, который принес на своих иголках задания для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon логопедическое занятие35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе для детей с ОНР

по лексико-грамматической теме «Деревья»

Составила

учитель-логопед МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88»

                                                                                                Воронина Ольга Павловна

Тема: «Деревья».

Цели: - образовательные: * закреплять в словаре детей обобщающее понятие «деревья»;

* учить различать хвойные и лиственные деревья;

* обогатить словарный запас дошкольников;

* формировать грамматические категории русского языка: образование форм мн.ч. от существительных в ед.ч.; словообразование существительных с уменьшительными суффиксами; образование форм Р.п. ед.ч. существительных; образование относительных прилагательных;

                     - коррекционные: *способствовать коррекции дыхания, общей и мелкой моторики;

* развивать связную речь дошкольников;

* развивать слуховую память и внимание детей;

                     - воспитательные: * прививать интерес к окружающей природе.

Оборудование: игрушка «ёжик» с наклеенными листочками на спине, предметные картинки по теме «Деревья», картины «Строение дерева» и «Тело человека», трафареты листьев, белые листы бумаги, цветные карандаши, картинки «Деревья и их листья».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

 - Ребята, отгадайте загадку:

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала,

Да побежала.

 - Кто это? (Ёж) Посмотрите, к нам из леса в гости пожаловал ежик. Ой, сколько он нам всего принес на своих иголках! (на иголках листочки с заданиями) Что же он нам хочет сказать? Прочитаем записку: «Здравствуйте, ребята. Я очень хочу с вами поиграть, но так быстро бежал из леса, что запыхался и не могу отдышаться». Ребята, давайте поможем ежику восстановить дыхание, подышим правильно.

Дыхательная гимнастика: упражнение «Надуем животики»( вдох – выдох – 2 раза; вдох – несколько кратких выдохов – 2 раза)

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

 - Что ещё у ежика на иголках? Вот загадка:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

 -  Ребята, ежик хочет поговорить с вами о деревьях. Но разговаривает он очень тихо, поэтому я буду брать его записки и читать вам.

 - Как называется место, где растет много деревьев? (Лес)

2. Беседа.

 - Правильно, ребята. В лесу много деревьев, и все они очень разные. Есть деревья, у которых на веточках растут листья. Такие деревья называются лиственные. Давайте посмотрим на картинки и назовем лиственные деревья: береза, рябина, дуб, тополь, клен.

А ещё есть деревья, на которых растут иголки. Это хвойные деревья. Иголки называют хвоей. Самое известное хвойное дерево – это ель или елка. Вот вы видите её на картинке. К хвойным деревьям относятся также пихта, сосна, кедр.

 - Следующая записка: «Дерево имеет много схожих черт с человеком. Какие это сходства?»

(Вывешиваются картины «Строение дерева» и «Тело человека»)

Туловище у человека, а у дерева - ……. (ствол)

Руки у человека, а у дерева - …….(ветки)

Ладошки у человека, а у дерева - ………(листья)

Ноги у человека, а у дерева - ………(корни)

Кожа у человека, а у дерева - ………(кора)

 - Чем покрыт ствол дерева? (Ствол дерева покрыт корой)

 - Знаете ли вы, для чего дереву нужны корни и кора? (Через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева от повреждений и вредных насекомых)

3. Физминутка.

Станем мы деревьями              

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Ноги – это корни.

Их расставим шире.

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далеких

Воду добывали.

                Тело наше – ствол могучий.

                Он чуть-чуть качается

                И своей верхушкой острой

                В небо упирается.

Наши руки – это ветви.

Крону вместе образуют.

Вместе им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

               Пальцы – веточками будут.

               Листья закрывают их.

               Как придет за летом осень,

               Разлетятся листья вмиг.                             (Алябьева)

4. Лексико-грамматические игры и упражнения.

А) - Следующая записка: «Ребята, поиграйте, пожалуйста, со мной в игру «Один-много»:

Дуб – дубы, береза – …., ель – …., ветка – ….., рябина – ….., сосна – ….., дерево – ……

Б) Игра «Назови ласково»:

Дуб – дубочек, береза – березонька, елка – елочка, ветка – веточка, рябина – рябинушка, дерево – дЕревце (и деревцО), сосна – сОсенка (и сосЁнка).

В) Игра «Чей листок?»

Сосновый лист – это лист сосны,

Березовый лист – это чей лист? (это лист березы)

Дубовый лист - ……..(это лист дуба)

Рябиновый лист – …….(это лист рябины)

Кленовый лист - ……(это лист клена)

Тополиный пух - ……..(это пух тополя)

Еловая иголка - …….(это иголка ели)

5. Развитие связной речи.

 - Ребята, у меня на столе все листья перемешались, и ежик не может понять, с каких деревьев эти листочки упали. Давайте ему поможем. (Дети берут по-одному листочку, называют, с какого дерева этот лист, и прикрепляют его магнитом на картинку с соответствующим деревом. Ответы детей: «Это лист березы. Это березовый лист» Или: «Это лист дуба. Это дубовый лист».)  

6. Упражнение на коррекцию мелкой моторики.

 - Ежику пора убегать в лес. Давайте сделаем ему небольшой подарок. У вас на столе лежат листья с разных деревьев. Положите их на белые листы бумаги и обведите простым карандашом. А потом раскрасьте их. И свои листочки вы подарите ежику.

III. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР Тема: "Продукты питания"

Закрепление знаний и представлений детей о продуктах питания;  откуда берутся продукты;  что из разных продуктов можно приготовить;  как нужно хранить тот или иной продукт питания; поле...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...