"Игра, как средство развития речи в условиях ДОУ"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Акулинина Людмила Владимировна

Доклад: "Игра, как средство развития речи в условиях ДОУ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов БДОУ города Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 306»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

 

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма

                                  и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,  

мир реализации нереализуемого».

А.С. Спиваковская

     Программа «Воспитания и обучения в детском саду» определяет круг знаний об окружающем, соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны будут усвоены детьми на каждом возрастном этапе.

   Реализация программы по разделу «развитие речи» невозможна без создания определенных условий:

  • интерес педагога к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним;
  • внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка;
  • организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни;
  • наличие дидактического материала;
  • общение детей в семье

     В логопедических группах находятся дети с нарушениями речи.  Развитие речи имеет некоторые особенности. У детей -

  • Нарушения звукопроизношения
  • Нарушения слоговой структуры слова
  • Несформированность лексико-грамматических категорий
  • Низкий уровень развития связной речи
  • Пассивный словарный запас
  • Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

     Исходя из особенностей развития речи детей,  ставятся  следующие задачи:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
  • Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат
  • закрепление и автоматизация произношения поставленных  звуков
  • Обогащение, закрепление, уточнение и активизация лексического материала на занятиях.
  • Формирование грамматических категорий
  • Формирование диалогической и монологической форм связной речи
  • Формирование навыка звуко -слогового анализа и синтеза
  • Подготовка детей к письму, формирование графических навыков
  • Развитие памяти, внимания, мышления

     Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

     Игровая деятельность:

  • побуждает детей к общению друг с другом;
  • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • способствует обогащению словаря;
  • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

          Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе  через игру очевидна. Работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

 В своей работе я использую  следующие виды дидактических игр:

  • Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
  • Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
  • Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

           Считаю, что самое главное в дидактической игре то, что дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

           Игровые действия  - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

           В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:

  • обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;

  • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.

            Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Я использую дидактические игры  для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Таким образом, использование дидактических  игр в работе, способствуют  развитию  речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.  Необходимо помнить, что развитие  в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

(Приложение – презентация к докладу).

                                                                                                                   




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопед : Акулинина Людмила Владимировна БДОУ « Центр развития ребёнка – детский сад № 306»

Слайд 3

Содержание программы по разделу «развитие речи» ЗКР Формирование словаря Формирование грамматического строя речи Формирование связной речи Ознакомление с художественной литературой Подготовка к усвоению грамоты

Слайд 4

Условия успешной реализации программы по разделу «развитие речи»: - интерес педагогов к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним; - внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка; - сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка; - организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни; - наличие дидактического материала; - общение детей в семье

Слайд 5

Особенности развития речи детей с нарушениями речи. Нарушения звукопроизношения Нарушения слоговой структуры слова Несформированность лексико-грамматических категорий Низкий уровень развития связной речи Пассивный словарный запас Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Слайд 6

Коррекционные задачи, стоящие перед педагогами логопедической группы Развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат Постановка звуков, закреплять и автоматизировать произношения поставленных звуков Обогащать, закреплять, уточнять и активизировать лексический материал на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах Формировать, закреплять грамматические категории Формировать диалогическую и монологическую формы связной речи Формировать, закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза Подготовить детей к письму, формировать графические навыки Развивать память, внимание, мышление

Слайд 7

Ведущая деятельность дошкольников – игровая!

Слайд 8

Игра дошкольников: Игровая деятельность - побуждает детей к общению друг с другом; - способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; - способствует совершенствованию разговорной речи; - способствует обогащению словаря; - оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Слайд 9

Виды дидактических игр

Слайд 11

Спектр целевых ориентации дидактической игры: обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...

Выступление на педсовете «Использование исследовательской деятельности как средство развития речи в условиях ФГОС»

laquo;Использование исследовательской деятельности  как средство развития речи  в условиях ФГОС»Подготовила: воспитатель – Макарова Светлана Евгеньевна 2018 год...

Презентация "Методы и средства развития речи детей условиях группы"

Основные компоненты языка и речи. Средства осуществления программ развития речи. Методы и приемы развития речи. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Грамматический строй речи. Связна...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...