Нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией
статья по логопедии по теме

Коробова Екатерина Владимировна

Стёртая дизартрия — представляет собой сложное речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией

 

                                           

      В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является стёртая дизартрия – одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи при котором ведущим в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.  Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Филичева Т.Б. (1999), Гуровец Г.В.(1982),  Левина Р.Е. (1958), Лопатина Л.В. (1996),  Серебрякова Н.В. (2001), Соботович Е.Ф. (1976)).

Стёртая дизартрия — представляет собой сложное речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи).

Эта речевая патология рассматривается  как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Стёртая дизартрия часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с общим недоразвитием речи. При стертой дизартрии все симптомы проявляются в не резко выраженной стёртой форме. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. В настоящее время сосуществуют понятия стертая дизартрия, «мягкая» дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства.

Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Основным симптомом стёртой дизартрии является нарушения звукопроизношения и просодики, то есть: темпа, ритма, интонации, мелодики, паузации.  Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.

В настоящее время накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при дизартрических расстройствах. Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования звукопроизношения у детей с указанным речевым расстройством.  

Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно дифференцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при проявлении стёртой дизартрии.

Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с другой стороны.

Объектом исследования является фонетическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой  дизартрией.

Предметом исследования – особенности нарушения звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией.

Цель исследования: определение эффективных направлений логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией.

Стёртая дизартрия - одна из степеней выраженности дизартрии, характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической симптоматики. Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стёртых порезов  изменений тонуса мышц, гиперкинезах (избыточных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, нарушении вегетативной нервной системы.

Клиническая картина дизартрии была описана около 100 лет назад. Одни авторы относят к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены параличами артикуляционных мышц. Другие описывают дизартрию более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы (Митронович-Моджеевская  А.1965).

Стертая дизартрия в логопедической практике — одна из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.  Гуцман Н.  в 1911 году впервые выделяет среди детей с полиморфным нарушением звукопроизношения категорию детей, у которых выявляется стёртость артикуляции и у которых процесс коррекции звукопроизношения крайне затруднен.

Наряду с расстройствами артикуляции при стёртой дизартрии обычно имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изменение произношения отдельных звуков, приводит к их удлинению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стёртой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней  ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами (Гуровец Г.В.(1982), Маевская С.И.(1982)). Эти нарушения проявляются в сужении объёма движений нижней челюсти    (неточность, ограниченность движений, синкинезии губ и языка), в сглаженности, ассиметричности носогубных складок, недостаточном объёме мимических движений, движений губ при оскаливании. У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва  (недостаточное поднятие мягкого нёба). В этих случаях ведущими нарушениями являются расстройства фонации, появление назализации, искажении или отсутствие заднеязычных  звуков, саливации, ограниченному объёму движений средней части и корня языка. Значительно искажается голос: становиться хриплым, тихим, слабым, напряжённым.

Для детей со стёртой дизартрией характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствиях трёх групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.  Во многих исследованиях, посвящённых изучению стёртой дизартрии отмечается, что у детей распространены нарушения фонематического восприятия (Гуровец Г.В.(1982), Маевская С.И. (1982), Соботович(1976), Лопатина Л.В. (1996)).

У детей возникают трудности в различии звуков на слух: твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты  составляющие их элементы. Дети с трудом владеют звукослоговым анализом и синтезом,  при формировании фонематических представлении.

Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения при стёртой дизартрии наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

 Гуровец Г.В. (1982), Маевская С.И. (1982) указывают на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стёртой дизартрией, проявляющееся в одностороннем птозе, касоглазии, ограничении объёма движения глазных яблок.

 Правдина – Винарская Е.Н. (1959) и Эйдинова М.Б.(1959) анализируют случаи нарушения моторики. Нарушение ручной моторики подробно описывают Лопатина Л.В.(1996), Серебрякова. Н.В. (2001), также отмечают неточность движениЙ, недостаточную динамическую организованность движений.

Наблюдаются нарушения в двигательной сфере - псевдолеворукость. Движения детей неловкие, неточные, замедленные, некоординированные.

У детей со стёртой дизартрией отмечается недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи (Соботович Е.Ф. (1976),  Лопатина Л.В. (1996)).

Дети со стёртой формой дизартрии испытывают трудности в самастоятельной речевой продукции, в нарушении формирования пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Формирование ряда высших психических функций и процессов у детей со стёртой формой дизартрии, имеет свои особенности: ослабление мыслительной деятельности, снижение функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, определении логической последовательности событий в сюжетных сериях, нарушения в установлении причинно- следственных связей.

Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свидетельствует о задержке локомоторных функций: моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч. Наблюдается отсутствие или неправильность ползания (назад, вбок).

Исследователи, занимавшиеся проблемой речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечают, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дизадаптации. Данные нарушения  затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.  Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи. Лопатина Л.В и Серебрякова Н.В.         считают, что дети с нарушениями речи к семи годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку, так как речедвигательный дефект влияет на письменную речь и приводит к наличию фонематической и артикуляционно-акустической дисграфии.

   Таким образом при изучении специальной литературы можно отнести следующие симптомы стёртой дизартрии у детей:

          - нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.
        - поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи — головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

        - стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи:
       - нарушение общей моторики,  и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.                Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу, характеризуется задержкой и искажением формирования ряда высших психических функций и процессов.

Особенностью проявления стёртой формы дизартрии является её смешанный характер, сглаживание внешних проявлений, частое сочетание различных речевых патологий (резкая элиминация). Следовательно, для определения доминирующих нарушений, необходимо целенаправленное, углублённое обследование детей.

Изучение природы дизартрии нашло известное отражение в практике отечественной логопедии. Так, Правдина О.В.(1969) определяет понятие дизартрии с неврологической    позиции. В работе  Панченко И.И.(1972) делается попытка разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей и создать патогенетически обоснованную методику логопедической работы.

Несмотря на несомненные успехи в изучении проблемы дизартрии и основанное на этих успехах совершенствования диагностической практики и реабилитационной работы с больными дизартрией, само это понятие остаётся ещё довольно и недостаточно определённым и окончательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией и методы ее коррекции».

Изучение особенностей фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией по данным литературы.реферат предназначен для педагогов логогрупп ....

Особенности развития фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

В статье содержится информация о проблемах в формировании фонематических функций, возникающих у детей со стёртой дизартрией....

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....

«Актуальность проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией»

Статья отражающая проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВАННЫХ СТРОК

Аннотация: в данной статье отражено исследование состояния сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием. О...

Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.

АннотацияВ статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определены этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопро...