Развитие звукопроизношения с элементами логоритмики
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Петрова Вера Дмитриевна

Развитие звукопроизношения сэлементами логоритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_zvukoproiznosheniya_s_elementami_logoritmiki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звукопроизношения с элементами логоритмики.

Это занятие будет полезно как для детей не имеющих проблемы с речью, так и для детей с выраженными речевыми трудностями. Данное занятие является подготовительным этапом в постановке звуков. Также оно может помочь развить артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук, научиться самомассажу.

Цель:

Развитие правильного звукопроизношения у детей.

Задачи:

1. Развитие артикуляционного аппарата

а) артикуляционная гимнастика

б) дыхательные упражнения.

в) упражнения для голоса, мимики, интонации

г) самомассаж языка и артикуляционного аппарата(для старшей группы)

2. Развитие мелкой и общей моторики

а) пальчиковые игры

б) игры для общей моторики

в) самомассаж (с помощью мамы)

3. Развитие звукопроизношения

а) фонетическая ритмика

б) звукоподражания

в) речевые игры

Групповое занятие по развитию звукопроизношения включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба в различных направлениях.

Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Они направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. В этом блоке активно используются самомассаж с помощью мячиков и стерильных салфеток.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Упражнения проводятся в полном соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большем количестве они включаются в занятия, проводимые в начале коррекционного курса. Цель упражнений — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

5. Артикуляционные упражнения направленые на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Эти упражнения очень важны, так как могут помочь добиться правильного звукопроизношения без дополнительных индивидуальных занятий.

6. Упражнения на развитие мимики.

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

7. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

8. Коррекция звукопроизношения.

На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

9. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

10. Ритмические упражнения.

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз.

11. Пальчиковые игры.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

12. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Организуя двигательную сферу, педагог формируют у занимающихся готовность действовать определенным образом в определенном направлении. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.

Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Конспект занятия по развитию речи (с элементами логоритмики.) Тема " В гости сказка к нам пришла "

Тема: «В гости сказка к нам пришла ».Цели и задачи: 1.- создание эмоционального фона занятия;  2.- развитие координации речи с движением и моторных функций, мелкой и артикуляционной моторики...

Конспект НОД по развитию речи с элементами логоритмики. «Мишутка и друзья»

Для использования в младших группах. Занятие было показано на районном методическом объединении....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами логоритмики «Мишутка в гостях у ребят»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами логоритмики «Мишутка в гостях у ребят»...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики в старшей разновозрастной группе «Цветик-семицветик» В. Катаев

занятие совместно с родителями по обучению рассказыванию сказки с опорой на картинку...