Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Юрасова Елена Викторовна

ема «Звуки Х - Хь»

Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.

Задачи:

• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнять в определении места звука в слове;

• коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;

• коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_kh_-_kh.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звуки Х - Хь»

Цель:  дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.

Задачи:

  • коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнять в определении места звука в слове;
  • коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
  • коррекционно – воспитательные: формировать у детей навык самостоятельности, активности.

Оборудование: игрушка Хомяк, зеркала, образы звуков Х - Хь, предметные картинки на звуки Х, Хь,  звуковички (Молчанова О.Г.), звуковые фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Отгадывание загадки

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)

Цель:  подвести к теме занятия.

Инструкция: отгадайте загадку и узнаете кто к нам пришел на занятие (Хомяк Хомка)

2. Объявление темы занятия.

-  Определите первый звук в отгадке.

-  Какой звук мы сегодня будем исследовать?

3.  Акустико-артикуляционный образ звуков.

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков с опорой на артикуляцию.

Инструкция: давайте расскажем Хомке о первом звуке в его имени.  Произнесите звук Х и понаблюдайте за своим ротиком (работа с зеркалами).

- Что делают губы, зубы, язык?

- Как выходит воздух?

- Это гласный звук? Почему?

- Это согласный звук.

- Каким цветом будем его обозначать?

А теперь назовите его младшего братца. Чем похожи и чем отличаются эти звуки Х и Хь?

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Подарки для Звуковичков»

Цель:  упражнять в различении звуков Х и Хь на слух.

Инструкция: Хомка приготовил подарки для наших Звуковичков. Давайте посмотри, что он подарит каждому Звуковичку.  (Дети из мешочка достают картинки и раздают Звуковичкам по признаку мягкости - твердости)     

5 Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хомка раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хомка хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Формирование навыков звукового анализа.

Звуковой анализ слов МУХА.

Цель: упражнять в звуковом анализе слова (Олег, Таня, Тимур, Матвей самостоятельно).

Инструкция: У Хомки в домике много мух, давайте поможем избавиться Хомке от них. Для этого надо выложить схему слова муха.

 (Выполняется анализ слова по схеме:

1.Произнесите слово и послушай его.

2. Произнесите слово по слогам.

3. Сколько слогов, выложите схему. Прочитайте первый слог, второй.

4. Выделите первый звук в слове, назовите его, охарактеризуйте.

5. Обозначьте выделенный звук фишкой.

6. Протяните второй звук в слове, охарактеризуйте его.

7. Третий звук и т.д.

8. Прочитай по фишкам слово целиком.

9. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных? Назовите их.

- сколько согласных? Назовите их.

- Назовите все звуки по порядку)

Что можно изменить, чтобы получилось слово мухи?

Упражнение «Найди звук»

Цель:  упражнять в определении места звука в слове.

Инструкция: Хомка любит рисовать, давайте посмотрим рисунки Хомки и расставим их на полки: на верхнюю поставимрисунки, в названии которых звук Х в начале, на среднюю – в середине, на нижнюю – в конце. (хлеб, петух, пастух, хомяк, муха, хлебница, черепаха, лопух, пихта, хлебница). Дети достают картинки из коробки и расставляют по полкам.

     7. Итог занятия.

- Какие звуки учились различать?

- Чем они похожи?

- Что было трудным?

8. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».

Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...

Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....

СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Представлен материал еженедельного планирования взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР 3 уровня речевого развития....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе

Комплексно-тематическое планирование  образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе 2015 – 2016 уч. год II период

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе на 2015 - 2016 уч. годII период...

Методическая разработка « Развитие лексико-семантической стороны речи в старшей логопедической группе у детей с ОНР».

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекцион...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов у детей в старшей группе «В гостях у художника Карандаша».

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов  у детей в старшей группе   «В гостях у художника Карандаша»....