Семинар для воспитателей массовых детских садов "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей 4-7лет"
консультация по логопедии (средняя группа) по теме

Царегородцева Елена Юрьевна

В работе представлена система занятий по формированию лекско-грамматического строя речи,дана характеристика словарного запаса и грамматического строя речи детей в норме,предложена структура,план занятий,выделены направления работы,также предложены примерные игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19.06.13.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                  Формирование лексико-грамматического строя речи у детей 4-7лет

  Известно,что начиная уже с младшего дошкольного возраста,ребенок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом,создает новые слова,ориентируясь как на смысловую,так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие доя его лингвистического развития,в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Только такое развитие ведет к подлинному овладению всем богатством родного языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие лети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение,главной задачей которого является следующее:вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи,тенденцию к ее саморазвитию.

  Для развития правильной речи важны следующие условия:

· здоровая (органически и функионально) нервная система, здоровые нервно-мышечные и костно-хрящевые периферические аппараты речи.

· здоровые психические функции (мышление,память,восприятие и т.п.)

· нормальная речь окружающих ребенка. Речь членов семьи и близких к нему людей,особенно учителя,воспитателя. Речь их должна стать образцом для подражания: правильной,неторопливой,четкой и прнятной. Ребенок должен говорить на одном языке до укрепления в нем (5-7 лет).

· правильное воспитание речи с младенчества (работа над речевым дыханием,голосом,звукопроизношением,фонематическим восприятием и т.п.)

· нормальные связи и отношения с окружающими. Ребенок в трудном для него процессе выработки речи должен встречать со стороны взрослых внимательное отношение к себе и помощь.

             Характеристика словарного запаса детей в норме

     При нормальном речевом развитии ребенка и благополучных условиях воспитания (приведенных выше) его активный словарь увеличивается очень быстро. Он растет как в количественном,так и качественном отношении,например,в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов.

  Дети правильно называют окружающие их предметы и явления,владеют достаточным количеством слов,обозначающих качества предметов,действий,стараются активно пользоваться в речи как видовыми,так и родовыми понятиями,словами с противоположными значениями,словами-синонимами.

  Но в этом возрасте все еще остается влияние окончания -ОВ у существительных на другие склонения ("стулов"). Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении ("на кОне").

  При усвоении глаголов в возрасте 3-4года часто нарушается чередование в основах.

  Сохраняются неологизмы с использованием приставок ("искрасил"-выкрасил; "растемнело" и т.п.)

 В этом возрасте усваиваются сравнительные степени прилагательных,наречий.

  Одновременно с увеличением количественной и качественной стороны слованого запаса у детей постепенно формируется навык словообразования. Так,четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами:"пальчик, зайчик,лобик,носик,куколка".

  Дошкольники в 5-6 лет свободно выполняют упражнения на словообразование.

От одного корня они могут образовать различные частм речи:существительные,глаголы,прилагательные и др.(например: красный,краснеть,краснота)

  Дети справляются с заданиями на образование пилагателтных от существительных,причем это касается не только обиходных,часто встречающихся слов (железо- железный;дерево- деревянный), но и  менее употребительных в бытуслов: ситцевый, снежный,картонный.

  Но у детей в этом возрасте имеют место нарушения согласования числительног с существительным в косвенных падежах.

            Характеристика грамматического стоя речи у детей в норме

   При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами

 склонения существительных, т.е.правильно употребляют существительные,прилагательные во всех падежах единственного и множественного чисел. Отдельные трудности,которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном  именительном падежах множественного числа (стулы,деревы,колесов,деревов)

  Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги,верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3-4 годам дети,в основном,правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги ( в,на,под,с,за,у,из,к,по,после),свободно пользуются ими в своих высказываниях.

  Таким образом,существуют определенные нррмы,которые позволяют отделить патологию от нормального речевого развития ребенка.

   Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности,однако центральным,доминирующим является обучение родному языку на специальных языковых занятиях. Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря,работа над смысловой стороной словы,формирование грамматического строя речи,воспитание звуковой культуры.

  Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка строятся с учетом требований общей дошкольной педагогики.

 При проведении занятий педагогу необходимо:

1.Определить тему и цель занятия

2.Выделить предметный и глагольный словарь,словарь признаков,,которые дети должны усвоить в активной речи

3.Отобрать лексический играмматический материал с учетом темы и цели занятия,этапа обучения,возраста,индивидуального подхода

4.Обозначить основные этапы занятия,показав их взаимосвязь и взаимообусловленность

5.Обеспечить постепенное усложнение заданий

6.Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования,контроля за своими действиями и действиями товарищей

7.При подборе програмног материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника,потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности,сложных форм восприятия

8.Использовать приемы,обеспечивающие активную работу ребенка

9.Включать в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала

  Все лексико-грамматические темы выбираются не случайно,а в соответствии с физиологическими особенностями формирования речи ребенка,програмными требованиями.

 Каждое лексико-грамматическое занятие мы предлагаем проводить по следующему плану:

1. Орг.момент

2. Обяснение нового материала

3. Закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале

4. Динамическая пауза,связанная с темой занятия

5. Закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (картинок,фишек,схем,условных обозначений)позволяет обеспечить: высокую активность детей,полный контроль за усвоением навыков и знаний,более экономное использование учебного времени.

  Кроме того,правильный подбор наглядного материала (количество,эстетический вид,формат) способствуют повышению тонуса детей,познавательного порога,а значит,росту эффективности обучения.

  На занятиях по формированию лексико-грамматического строя нередки ошибки-аграмматизмы. Как их исправлять,чтобы не снизить речевую активность дошкольников? В первую очередь- ошибки нельзя повторять. Ребенку надо коротко указать: "Неверно". Правильный ответ вначале следует искать с помощью детей,а лишь при отсутствии такового его произносит педагог.

  Все занятия проводятся в форме дидактических игр,игровых упражнений,занимательных заданий. Использование элементов соревнования,драматизации делает занятие живым.

        Работа по формированию лексики ведется в различных направлениях:

* Расширение словарного запаса,его актуализация;

* Работа над обобщающими понятиями;

* Уточнение и щакрепление межвидовых и родовидовых связей между словами; связей между словами по признаку и действию.

  Можно предложить следующие игры и задания:

Д/И "Кто,что умеет делать?" Воспитатель предлагает картинки с изобр.людей разных профессий.дети называют,кто и что делает. Или можно показать инструменты,а ребенок называет,что этим предметом делают.

Д/И"Подскажи словечко" Воспитатель начинает фразу,а дети заканчивают."Сова летает,а кролик..."

Д/И"Звуки улицы"(Машина гудит,поезд стучит,ветер свистит...)

Отгадывание загадок.Например,угадать профессию человека по описанию деятельности или угадать животное по описанию.

Придумать слова,отвечающие на вопрос:"Что?" по теме "Овощи","Фрукты"

                  Работа над обобщающими понятиями

Игра "Кто знает,пусть продолжает" (Взрослый называет обобщ.слово,а дети- конкретные существительные.Мебель- диван,стол,кресло)

Игра "Универмаг" (Разложить товары по отделам)

Игра "Что лишнее?" (Перед ребенком разложены картинки:яблоко,помидор,огурей,тыква)

Классафикация предметов (по картинкам)

- Далеких по значению предметов( чашка,ложка,тарелка-автобус,машина,поезд) .Картинки разложены вперемешку.Дети выбирают и раскладывают их,объясняя.

- Классификация близких по значению предметов (волк,лиса,заяц-кошка,собака,свинья)

                                 Работа над антонимами

                     ( старшая и подготовительная группа)

Игра "Наоборот"

Водящий называет слова,а дети- с противоположным значением.Используются существительные,прилагательные,глаголы,наречия.

Игра "Сравни"

Предлагается сравнить по вкусу горчицу и мед,по цвету-снег и сажу,ро весу-перо и гирю...

Придумать к словам слова-неприятели. День-...; восход-...;входить-...;твердый-...;плохо-...;ярко-...;чисто-... .

                                     Работа над синонимами

                        (старшая и подготовительная группа)

Придумать слова -приятели к данным словам.

Здание-...(дом); печаль-...; приятель-...; идти-....; смелый-.... .

Игра "На что похоже?"

Детям предлагают подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на (что?) .....

Синий лед похож на (что?) .....

  В процессе формирования лексики необходимо заострить внимание детей на многозначность некоторых слов русского языка. Необходимо объяснить детям,что существуют слова,которые звучат одинаково,но имеют разное значение.

 С этой целью можно предложить следующие задания:

*Рассмотреть картинки с многозначными словами

*Попросить детей объяснить значения слов в словосочетаниях :прозрачный ключ,железный ключ; острая коса,длинноя коса; меткий лук,зеленый лук)

*Определить,применительно к каким предметам используются эти слова. Предлагаются вопросы: "У кого?", "У чего?". Например:Ручка-у ребенка,у двери,у чемодана. Язычок- у человека,у колокола,у ботинка.

   Развитие грамматического строя речи целесообразно проводить параллельно с формированием лексики и на материале темы.

                             Формирование словообразования

   Проводится по следующим направлениям:

1. Дифференциация именительного падежа существительного единств.и множеств.числа

Игра "Что в магазине?"

У взрослого один предмет,у ребенка несколько.

2. Образование формы множ.числа существительных,обозначающих детенышей животных и употребение этих существительных в именит.и родит.падежах (лисята-лисят)

Игра "Найди свою маму"

Ребенку показывают картинку зверя.Ребенок спрашивает:"Где мои зайчата?"

Игра "Кого не стало?"

Перед ребенком лежат картинки,изображающие детенышей животных. Ребенок смотрит на ряд картинок,повторяет их:лисята,волчата,бобрята.Затем закрывает глаза.Воспитатель убирает 1 картинку. Кого не стало?

3. Обучение правильному использованию формы множественного числа родительного падежа существительных.

Игра "Что без чего?"(Лексические темы"Мебель","Транспорт","Посуда")

На картинках изображены предметы,которые надо починить. Стул без ножки. Кастрюля без ручки.

4. Закрепление согласования существительных с прилагательными.(средняя группа)

Игра "Какой это предмет?"

Воспитатель называет признак и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет предмет,обладающий этим признаком(длинный- шнурок,поезд,огурец,день)

Игра "Какого цвета?"

У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Воспитатель называет цвет,а ребенок находит предмет этого цвета и нащывает его.

5.Закрепление согласования существительных с глаголом в числе

Игра "Умная стрелка"

Воспитатель называет действие,дети находят сюжетную картинку с изображением этого действия и составляют предложение.(Дети копают...)

                       Формирование словообразовательной функции

 1.Учить образовывать однокоренные слова

Игра "Слова-родственники"

Из какого слова "выросли" слова садовник,садовод,рассада,посадки?

Подбери к данным словам слова-"родственники"(лед,лес,дерево,гриб,лист)

Игра "Словесный сад"

Деревос однокоренными словами

2. Закрепление умения образовывать слова с помощью уменьш.-ласкат.суффиксов

Игра "Назови ласково"

3. Образование существительных с помощью суффиксов -онок,-енок.

Игра "Кто,чей ребенок?"

4.Игра "Женские профессии"

Назвать женские профессии(летчик-...,повар-..., учитель-... .)

5. Образование приставочных глаголов

Детям предлагают назвать действия,выполняемые воспитателем (Наливает сок.Выпивает сок.Переливает сок.)

6.Образование сравнительной степени прилагательных(подготовит.группа)

Игра "Сравни и закончи предложение"

Апельсин большой,а арбуз еще...

Дыня сладкая,а арбуз еще...

7.Образование слов с помощью слияния основ и соединительной гласной О

Объясните,почему так называются:рыболов,вездеход,пчеловод,листопад,пешеход,трубочист

8.Игра "Что для чего?"

Воспитатель предлагает назвать предметы на столе.Затем предлагает ответить,где хранятся эти предметы(сахар-в сахарницк,суп-в супнице)

9.Образовывать множественное число существительных,обозначающих детенышей животных

Послушайте названия детенышей животных:бельчонок,зайчонок,волчонок. Какая общая часть в этих словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и  логопедам....

Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...

Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"

Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"...