"Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Профессии".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Бегун Ирина Олеговна

Цели непрерывной образовательной деятельности:

- Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое внимание,  «Общеречевые навыки», «Ручная моторика».

- Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

- Совершенствовать  умение образовывать существительные в форме родительного падежа;

-  Расширять словаря глаголов;

- Упражнять в образовании относительных прилагательных;

- Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи;

- Развитие зрительного внимания и восприятия;

- Закреплять и активизировать словарь по теме «Профессии»;

- Воспитывать активность, самостоятельность высказываний;

Образовательная область «Познание»

-Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях;

- Развивать общеречевые навыки, общую и мелкую моторику;

Образовательная область «Здоровье»

- Совершенствовать двигательную активность;

Образовательная область «Социализация»

- Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игр и норм поведения;

- Воспитывать умение действовать в команде;

- Развивать инициативу.

Методы и приёмы:

- Наглядный (пособие и картинки);

- Словесный  (совместная речевая деятельность, загадки);

- Игровой  (дидактические игры);

- Практический (выполнение заданий, разгадывание загадок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста

с логопедическим заключением ОНР

по формированию лексико-грамматического строя речи

на тему «Профессии».

2012 – 2013уч. год

Цели непрерывной образовательной деятельности:

- Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое внимание,  «Общеречевые навыки», «Ручная моторика».

- Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

- Совершенствовать  умение образовывать существительные в форме родительного падежа;

-  Расширять словаря глаголов;

- Упражнять в образовании относительных прилагательных;

- Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи;

- Развитие зрительного внимания и восприятия;

- Закреплять и активизировать словарь по теме «Профессии»;

- Воспитывать активность, самостоятельность высказываний;

Образовательная область «Познание»

-Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях;

- Развивать общеречевые навыки, общую и мелкую моторику;

Образовательная область «Здоровье»

- Совершенствовать двигательную активность;

Образовательная область «Социализация»

- Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игр и норм поведения;

- Воспитывать умение действовать в команде;

- Развивать инициативу.

Методы и приёмы:

- Наглядный (пособие и картинки);

- Словесный  (совместная речевая деятельность, загадки);

- Игровой  (дидактические игры);

- Практический (выполнение заданий, разгадывание загадок)

Словарная работа: закрепление и активизация словаря по теме «Профессии».

Материал и оборудование: ноутбук (слайды с изображением людей разных профессии),  бумажные самолетики, мешок, игрушечная машинка, мяч, кастрюля, игрушечный градусник, картинки с изображением профессии, бумажные лепестки с названиями черт характера каждого человека определенной профессии.

Предварительная работа:

- рассматривание картинок по теме «Профессии»;

- сооружение бумажных самолетиков;

- разучивание упражнения  «Я – пилот» (координация речи с движением);

- организация и проведение дидактических игр, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Профессии»;

Ход занятия:

  1. Орг. момент. (Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии».

Объявление темы занятия)

Логопед приглашает детей в группу. Дети поздороваются с гостями и присядут на стульчики.

Л: На этой недели мы с вами изучали разные профессии.

Давайте перечислим, какие же вы знаете профессии. Дети перечисляют профессии, по очереди поднимая руку. Сегодня ребята, мы продолжим разговор на тему профессии. Давайте посмотрим, кто будет самым внимательным. Сейчас, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Загадки  -слайды с ответами  (Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи)  

Скажи, кто так вкусно                                                                                                     Готовит щи капустные,                                                                              Пахучие котлеты,                                                                                            Салаты, винегреты,                                                                                                Все завтраки, обеды?                                                      (Повар)

В корзину мячи он легко забивает,                                                                                  Всегда волейбол, баскетбол он играет,                                                                  Его в эстафетах не сыщешь быстрее                                                                         Что он за учитель? Ответьте быстрее    (Учитель физической культуры)

Сред облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте,

Счастливо жили люди в нем.                                 (Строитель)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз,

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а…………….                                          (машинист)

Он на мостике стоит,

И имеет грозный вид,

Управляет кораблем,

А бинокль всегда при нем.                                        (капитан)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи?                                                        (пилот)

Кто у постели больного сидит, -

И как лечится он всем говорит.

Кто болен, он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, – разрешит погулять.                    (врач)

Кто учит детишек,

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать?                                                  (учитель)

  1. Игра «Волшебный мешочек» (совершенствование грамматического строя речи).

Логопед приглашает детей поиграть в игру «Волшебный мешочек»

В этом мешочке спрятаны небольшие предметы (игрушечная кастрюля, зеркало, самолёт, машинка, поезд, лекарство, мяч)

Для начала опустите руки в «волшебный мешочек» и попробуйте определить на ощупь что же это за предмет. Расскажите, что вы выбрали, кому и для чего нужен этот предмет.

1-йребенок. Это зеркало. Оно нужно логопеду, чтобы проводить с детьми артикуляционную гимнастику.

2-й ребенок. Это кастрюля. Она нужна повару, чтобы варить в ней суп.

3-й ребенок. Это лекарство. Оно нужно врачу, чтобы лечить людей.

4-й ребенок. Это весы. Они нужны продавцу, чтобы взвешивать продукты.

Л: А в нашем детском саду повар  тоже взвешивает продукты, когда варит щи , компот.

5-й ребенок. Это пианино. Оно нужно музыкальному руководителю, чтобы заниматься с детьми пением и танцами.

 Л: Ещё этот музыкальный инструмент нужен музыкантам и артистам.

          6-й ребенок. Это мяч. Он нужен учителю физкультуры, чтобы учить нас быть ловкими, сильными и смелыми.

Л: Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим не простым заданием. Но, а сейчас давайте проверим насколько внимательны ваши глазки.

  1. Игра «Чего не стало?» (Развитие зрительного внимания и восприятия).

Логопед помещает на стол различные предметы (зеркало, самолетик, лекарство, градусник, машинку, мяч, корабль, молоток)

Пока логопед размещает картинки на столе, можно предложить детям назвать их.

Логопед. Следующая игра - на внимание. Посмотрите на эти предметы, запомните как они выглядят, и закройте глаза.

Логопед убирает один из предметов.

Л: Откройте глаза и скажите, чего не стало.

  1. Упражнение «Я – пилот» (координация речи с движением)

Логопед. А сейчас вы станете летчиками и отправитесь в полёт на самолётиках.  Дети проходят на ковер.

         Мой самолет готов к полету                   Стоят, расставив руки

Пропеллер ловко раскручу,                       Согнутые в локтях руки вращают

Взревет мотор, и я с друзьями                  перед собой круговыми движениями                            

Под облаками полечу,                             Летят.

И покружусь над полем, лесом,             На месте покачивают руками-

Над быстрой синею рекой.                       «крыльями»

Я пролечу над нашим домом                  Ставят руки над головой в виде 

И маме помашу рукой.                            «крыши дома»

У-У-У-У!                                                  Летят  по кругу покачивают 

Дальше, дальше я лечу.                           руками-«крыльями»

Я ведь – опытный пилот.                        Опять летят прямо.

Готов к посадке самолёт.                        Замедляют движение бега.

                                                                   Приседают на корточки.

Логопед: Мы с вами побегали, размялись. Теперь надо восстановить дыхание. Для того чтобы красиво говорить нам нужно спокойно и ровно дышать.

  1. Упражнение «Самолеты» (Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струй)

Логопед приглашает детей к столикам, где лежат бумажные самолетики, закрепленные на коктейльных палочках.

Логопед. Возьмите в руки свои самолётики. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек. Упражнение проводится 4-5 раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

  1. Игра с мячом «Кто что делает?» (Расширение словаря глаголов; развитие ловкости)

Логопед берет в руки мяч.

Л: Давайте, вспомним что делают люди разных профессии. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращайте мяч мне. Старайтесь сказать, как можно больше слов о каждом человеке.

Л:  Что делает Шофер?

1 ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на педали.

Л:Что делает Капитан?

2 ребенок. Смотрит на карту, держит штурвал, отдает команды, смотрит бинокль.

Л: Что делает Машинист?

3 ребенок. Дает сигнал, останавливает поезд, тормозит, ведет поезд.

Л: Что делает Водитель трамвая?

4 ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, сигналит.

         Л: Что делает Учитель?

         5 ребенок. Учитель учит детей

         Л: Что делает продавец?

         6 ребенок. Продавец продаёт товар

         -Что делает врач? (Врач лечит людей)

         -Что делает строитель? (Строитель строит здания)

         -Что делает художник? (Художник рисует картины)

         -Что делает повар? (Повар готовит еду)

          Л: Молодцы! Это была очень трудная игра. Я горжусь вами.

                                                                                                                                                                    6. Игра «Какой должен быть ……?» (Расширение словаря относительных прилагательных)

Л: Ребята, когда вы станете совсем взрослыми, и каждый выберет себе ту профессию, которая больше всего нравится. Давайте немного помечтаем и расскажем, кем бы хотели стать?

Дети по очереди говорят, кем бы хотели стать.

Л: Вы мечтаете об очень хороших профессиях. Но сейчас, давайте поиграем и узнаем, какой же должен быть характер водителя, учителя, врача, пожарного, продавца?

 В руках у логопеда разноцветные карточки круглой формы с обратной стороны, которых картинки с изображением людей разных профессии. Дети выбирают карточки и по очереди называют, какая же профессия им досталась. Далее, логопед берет лепестки из цветной бумаги с названием черт характера каждого человека определенной профессии.  

Л: Внимательно посмотрите на свои карточки с изображением профессии. Скажите  ребята, как вы думаете, кто же должен быть внимательный, добрый, умный, аккуратный?

-Какой должен быть водитель?

(внимательный, добрый, умный)

-Какой должен быть учитель?

(терпеливый, умный, внимательный, наблюдательный)

-Какой должен быть врач?

(внимательный, наблюдательный, умный, ответственный)

-Какой должен быть строитель?

(ответственный, добросовестный, внимательный)

-Какой должен быть пожарный?

(грамотный, мужественный, смелый, сильный, умный)

-Какой должен быть продавец?

(аккуратный, вежливый, добрый, терпеливый, умный)

-Какой должен быть повар?

(умный, аккуратный, ловкий, быстрый)

Л: Посмотрите, что же у нас получилось. Пожарный должен быть и смелый, и сильный, и умный. Продавец должен быть вежливый, терпеливый, аккуратный. Я хочу пожелать вам ребята, когда вы вырастите пусть исполнятся ваши мечты и выберете ту профессию, которая больше всего нравится.

Итог занятия.

Л: Мы говорили сегодня о разных профессиях.

Что вам больше всего понравилось?

Занятие закончено.

Resource id #1850

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)

Конспект  подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)...

Совместная деятельность « Волшебница вода»с детьми дошкольного возраста.

Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста....

Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста.

Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста рекомендован для освоения детьми навыка осознанно делить слова на слоги и составлять многосложные слова....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

Актуальность программы.Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи...

Использование современной методики «Бумажное путешествие» в совместной деятельности педагога- психолога с детьми дошкольного возраста

Методика «Бумажное путешествие» помогает педагогам включиться в игру и реализовать образовательную деятельность в игровой форме. ...

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи 1 часть

     Вашему вниманию предлагаю цикл статей практического характера, написанный в виде домашних заданий, которые помогут вам в развитии речи вашего малыша.  Предлагаемые зада...

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи 2 часть

  Вашему вниманию предлагаю цикл статей практического характера, написанный в виде домашних заданий, которые помогут вам в развитии речи вашего малыша.  Предлагаемые задания помогут р...