Использование средств художественной литературы в логопедической работе с детьми с ОНР
статья по логопедии по теме

Зяблова Елена Олеговна

Использование загадок помогают педагогу оживить занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sredstv_khudozhestvennoy_literatury.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование средств художественной литературы

в логопедической работе с детьми с Общиим недоразвитием речи

                                                                   

                                                                    Учитель-логопед  Зяблова Е.О.

        Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста представляет собой комплекс нарушений, при которых отстают от нормы не только лексика, грамматика, фонетика, но и   память, внимание, мышление, восприятие. Для развития и коррекции  психических процессов дошкольников с ОНР  я часто использую на своих занятиях один из видов художественной литературы – загадки.

       Загадки – это вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или краткое описание предмета или явления, чаще всего в занимательной, стихотворной форме.

      Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т.д.  Созданные народом на протяжении многовековой истории, а также детскими писателями они составляют неоценимое богатство нашего  языка.

       Использование загадок  помогает педагогу оживить занятия,   сделать их более интересными, а значит,  и усвоение материала  более глубоким и прочным.  Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи дошкольников с ОНР.        

        Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с развития умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления  с разных сторон. Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.

       Загадки заставляют ребенка внимательно вслушиваться и вдумываться в каждое   слово.     Это    имеет    немаловажное    значение    для   выработки   у

   

дошкольников умения выделять главное, основное в наблюдаемом явлении природы или в каком-то понятии.

           Загадки   вызывают  у детей  положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой.  Загадки можно  использовать, чтобы сосредоточить внимание дошколят на  каком-то изучаемом понятии, слове, букве, звуке и т.д.  Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и отгадка.

       Чтобы подвести ребенка к выделению определенного звука или буквы, педагог может прибегнуть к загадке.  Например, на занятии, посвященном знакомству с буквой и звуком  «Ж»,  можно использовать загадку про жука:

                                   Не жужжу, когда сижу,

                                   Не жужжу, когда хожу,

                                   Если в воздухе кружусь,

                                   Тут уж вдоволь нажужжусь.

       Педагог предлагает детям внимательно послушать загадку, сказать, какой звук слышится чаще всего в тексте загадки.  Отгадать загадку, назвать звук, с которого начинается это слово. Детей старшего дошкольного возраста можно попросить определить количество слогов, назвать последовательность звуков в слове «ЖУК»,  назвать еще несколько слов на звук Ж. Предложить детям отгадать другие загадки, и предупредить их, что слово-отгадка начинается тоже на звук Ж.

       Несомненную помощь педагогу окажут загадки при ознакомлении детей с явлениями природы, животным и  растительным миром, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и даже на занятиях по формированию элементарных математических представлений.  А на прогулке загадка поможет воспитателю привлечь внимание детей к тем или иным изменениям в природе.      

        Чаще всего загадки систематизированы по темам: «Человек», «Явления природы», «Животные», «Транспорт»,  «Деревья», «Овощи, фрукты» и другие.

     Мною был  составлен сборник загадок «Веселые загадки для маленьких ребяток», где загадки подобраны так, что слова-отгадки начинаются на один звук. Использую эту книгу на логопедических занятиях по изучению определенного звука и буквы.   Дети отгадывают несколько загадок,  называют

звук, на который начинаются слова-отгадки, называют еще несколько слов на этот звук. Можно разделить слова-отгадки на слоги, определить количество звуков, составить с ними  предложения или словосочетания.

        Предлагаю родителям   в выходные дни разгадывать вместе с детьми загадки по той или иной лексической теме, заучивать их, а потом загадывать своим друзьям на праздниках, днях рождения. А при хорошей фантазии родителей можно придумывать загадки, а предмет-отгадку рисовать или лепить из пластилина.

       Разгадывание загадок способствует более глубокому познанию детьми с Общим недоразвитием речи окружающей действительности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе.

Практически на все лексические темы, по которым работают логопеды Санкт-Петербурга можно подобрать литературное произведение.Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предва...

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Конспект интегрированной организованной - образовательной деятельности в первой младшей группе « Умывание куклы Маши» с использованием средств художественной литературы воспитателя МБДОУ №32 "Сказка" Будько Ирины Вадимовны

Тема; "Купание куклы Маши"Цель: привитие культурно-гигиенических навыков.Задачи: Познавательное развитие: помогать познавать самих себя.Речевое развитие: закрепить название предметов туалета и их...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Использование художественной литературы в организации работы с детьми в ДОУ (статья)

В статье рассматривается актуальной в наше время проблема - снижение интереса к прочтению книг у детей....

Доклад на тему: «Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития воспитанников второй младшей группы»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6»  Доклад на тему:«Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного р...

Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Важно использовать в работе с детьми только высокохудожественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия. В данной подборке представлен лексический  материал по ...