Пути преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

Расширены рамки традиционной логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи, путём включения пропедевтического этапа, направленного на формирование мыслительных операций анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_tyutrina.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Пути преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза

у    дошкольников с общим недоразвитием речи

           Анализ результатов диагностического обследования дошкольников  с общим недоразвитием речи позволил выявить недостаточный уровень сформированности мыслительных операций анализа и синтеза. Их несформированность приводит к трудностям овладения навыками фонематического анализа и синтеза.  Исходя из этого, я расширила рамки традиционной логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с ОНР и включила пропедевтический этап, направленный на формирование мыслительных операций анализа и синтеза.

          Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию фонематических процессов определяется двумя этапами.

1-ый этап - пропедевтический. Его цель: формирование базовых мыслительных операций и развитие продуктивных типов понятийного мышления.

В рамках данного этапа работа осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. развитие наглядно-действенного мышления;
  2. развитие наглядно-образного мышления;
  3. развитие понятийного речевого и образного типов мышления.

2-ой этап - основной. Его цель: развитие фонематических  процессов.

Направления работы:

  1. формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне;
  2. формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне:
  • развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем);
  • развитие фонематического анализа и синтеза.

1-ый этап

           Коррекционная работа по развитию базовых мыслительных процессов способствует переходу от практического действенного способа решения мыслительных задач к внутренним умственным действиям.                    

          На начальных стадиях работы  ребёнка необходимо научить  решать интеллектуальные задачи в практической деятельности (развить его наглядно-действенное мышление).

           Педагог  помогает ребёнку осознать связь между действием и достигнутым результатом. Важно, чтобы дошкольник  накопил богатый опыт осуществления анализа и синтеза (разобрать – собрать) в практической деятельности.                                                                            

          Знакомство с окружающим миром сопровождается постановкой простых интеллектуальных задач: сообразить (Как достать? Как сложить? Как собрать из частей целое?), сравнить (больше, меньше, короче, длиннее), установить в действиях связи (в тепле снег тает, мокрый песок лучше лепится), обобщать. Ребёнка обучают рациональным действиям, приёмам проверки правильности решения задач: поставить рядом, измерить, соотнести, сгруппировать по заданному образцу. Стимулируют выполнение символических действий и использование предметов-заместителей.

          Развитию наглядно-действенного мышления способствуют  задания и упражнения с конструктором, спичками или счётными палочками:

  1. Сложить фигуру по образцу.

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

  1. Дом составлен из 10 спичек.  Нужно повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички.                                                

            В дальнейшем  новые продуктивные формы мышления опираются на образы, наглядные представления о вещах и отношениях.

            Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструктором, спичками,  но уже  не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или собственному замыслу ребёнка.

            Позднее особое внимание необходимо уделить  развитию понятийного речевого и образного типов мышления. Развивается умение действовать в уме путём оперирования образами, наглядными схемами, осуществлять мысленное расчленение на составные части и группировку в соответствии с задачей. Формируются умения пользоваться символами, знаками, условными обозначениями, выполняющими замещающую функцию.

2 – ой этап

          Логопедическая работа на этапе формирования восприятия устной речи на фонетическом уровне проводится по двум направлениям.

     1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

          Методом слогов у детей формируют  навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал.

          В работе используют  слоговые таблицы, включающие слоги типа: СГ, ГС, СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну и научиться разговаривать на волшебном языке.  На столе  перед детьми конструируют  фигурки волшебных человечков. Логопед называет слоги, а дети их воспроизводят. Если ребёнок неправильно воспроизводит предъявленный слог, то волшебный человечек убегает. Остальные дети исправляют ошибку ребёнка, волшебный человечек возвращается.

     2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука:

        а)  распознавание дефектного произношения, отличающегося от  собственного

        Развитие слухового контроля ведётся параллельно с формированием правильного артикуляционного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинетических ощущений.

        Логопед читает детям стихотворение и затем выясняет, какой звук они чаще всего слышали. Уточняется артикуляционный уклад  данного  звука. Экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, логопед произносит слоги различной структуры с этим звуком, с различными гласными; слова, в которых заданный звук встречается в различных фонетических условиях. Ребёнок, услышав дефектное произношение звука, поднимает флажок, сигнализирует об этом.

        б)  распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному

         Логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребёнка или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего  дефект, назвать свои картинки.

         Работа по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне осуществляется в двух направлениях.

  1. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем).

           Работа по этому направлению проводится  в следующей последовательности:

        а)  уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

        б) выделение звука на фоне слога (из ряда слогов выделить слог с заданным звуком, выложить фишку);

        в) выделение звука на фоне слова (на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его).

      2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

         Система логопедической работы учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, а также условия выделения звука (определённое положение звука в слове, характер звука, количество звуков в звуковом ряду). В связи с указанным выше, предусматривается определённая последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

        а) ряд гласных звуков (ау, иуа, ауэи);

        б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс; открытые: ро, сы);

        в) слоги со стечением согласных (урс, вла);

        г) слова без стечения согласных:

              - односложные слова, состоящие из открытого слога (сад, луг);

              - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (лапа);

  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (сахар, кубок);
  • трехсложные слова (берёза, сарафан).

        д) слова со стечением согласных:

              -двусложные слова со стечением согласных  звуков на стыке слогов ( марка, кошка);

              - односложные  слова со стечением согласных звуков в начале слова (стол, крот);

             - односложные слова со стечение согласных звуков в конце слова (куст, мост);

             - двусложные слова со стечение согласных звуков в начале слова (крыша, дрова);

             - двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и

               середине слова (клумба, стекло);

        е) трёхсложные слова со стечением согласных (крапива, лодочка, скамейка).

    Развитие навыков фонематического анализа и синтеза  осуществляется поэтапно:

          -работа с опорой на материализацию (использование вспомогательных  

           средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек);

          -опора на речевое проговаривание (при назывании слов);

          - на основе представлений (без опоры на вспомогательные средства и

            проговаривание).

     Предлагается следующая  последовательность упражнений:

     а) определение наличия заданного звука в слове;

          б) вычленение первого и последнего звука в слове,

          в) определение местонахождения заданного звука;  

          г) определение последовательности  и количества звуков в слове;

          д) определение места звука по отношению к другим звука.

          Проводимая в ДОУ комплексная логопедическая работа, включающая в себя формирование базовых мыслительных операций, способствует успешному усвоению навыков фонематического анализа и синтеза. Последовательное формирование базовых мыслительных действий и поэтапное развитие фонематических процессов может быть использовано в качестве составной части программы подготовки детей  к овладению грамотой.

 Приложение № 1.

Дидактические игры, направленные на формирование наглядно-действенного мышления:

1.  «Достань то, что лежит  в трубке»

Цель: учить решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.

Оборудование: прозрачная трубка, в которой застряла маленькая игрушка, скрученная проволока.

Ход игры. Ребёнка просят посмотреть, что находится в трубке, и достать игрушку. Дошкольник должен догадаться разогнуть проволоку и использовать её для выталкивания игрушки.  

           

2.«Забор вокруг дома»

Цель: учить использовать имитирующие орудия  труда, соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия.

Оборудование: пластмассовый домик, кубики с отверстиями, гвоздики, инструменты.

Ход игры. Ребёнка просят сделать забор вокруг дома. Для этого в отверстия кубиков надо вставить гвоздики. Рукой это сделать трудно. Задача состоит в том, чтобы ребёнок догадался  выбрать нужное орудие (молоток) и использовал его.

Приложение № 2.

Дидактические игры, направленные на формирование наглядно-образного мышления:

1.«Кому какое угощение»  

Цель: учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.                                                                                                                                                                                                                                         

Оборудование: предметные картинки с изображением зайца, ежа, предметов-орудий (вилка, ложка, сачок, палочка); картинка с изображением двух банок с узким горлышком (в одной лежит морковь, а в другой – яблоко).

Ход игры. Ребёнка просят рассмотреть картинки и сказать, кому какое нужно достать угощение. После этого он должен взять картинку с изображением орудия и подложить её к основной картинке с рисунком банки.

2.«Работа с разрезными картинками»

Цель: развитие перцептивных навыков анализа и синтеза.

Оборудование: картинки, разрезанные сначала на 2 части, потом на 3, 4 части (сначала по вертикали, горизонтали; потом – по диагоналям).

Ход игры:

  1. Составить целую картинку.
  2. Узнать по части картинки целый предмет, затем сложить его.
  3. Сложить двустороннюю разрезную картинку (на одной стороне нарисована лошадь, на другой – корова).
  4. Дорисовать часть картинки до целого предмета. Сложить разрезную картинку, чтобы проверить себя.

3.«Картинки по названию»

Цель: развитие связи слово – образ – графическое изображение.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход игры. Педагог диктует, что надо нарисовать:

  1. Три звезды под месяцем.
  2. Справа от дома ёлка, слева – берёза.
  3. Грустный клоун выше, чем весёлый.
  4. Красная лента длиннее зелёной, но короче синей.
  5. По шесть рыбок в двух аквариумах.

         

                 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи

Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза....

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

      Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...

"Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи"

Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи....

Трудности усвоения навыков языкового анализа и синтеза, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза должно осуществляться на уровне слова и предложения, слога, фонемы.Самой сложной формой языкового анализа и синтеза является полный фонематический анал...