Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.
картотека по логопедии (младшая группа) по теме

Шевелёва Алина Анатольевна

Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отдельно или сразу весь комплекс, тренируя переключение движений. Выполнение комплексов поэтапное- сначала одной, потом двумя руками сопряжённо со взрослым, включая физическую помощь. Затем-отражённо, по слуховой инструкции,и в конце- полностью самостоятельно, контролируя переключение движений без участия взрослого.Одновременное выполнение оппозиционных движений способствует формированию межполушарных связей (например, упражнение "Лапки утки" или "Клювики"). Комплексы давались в рекомендациях родителям для закрепления материала дома, а также выполнялись воспитателями в вечернее время. Названия упражнений способствуют закреплению и активизации словаря по лексической теме, а также повышению эмоционального положительного фона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерные комплексы пальчиковой гимнастики с учётом лексических тем в группах для детей с ОНР и ЗПР.

Тема «ИГРУШКИ». Упражнения: «Пирамидка»(треугольник  с основанием из больших пальцев и сторонами из ладоней)- «Юла»(вращение ладоней, пальцы вместе)- «Кубики» («строить башню», поочерёдно ставя кулачки один на другой).

Тема «ОВОЩИ». Упражнения: «Помидоры» (сжатые кулаки вниз)- «Рвём овощи» (поочерёдное сжимание кулаков внизу, «хватание»)- «Зелёный лук» (Щиплющие движения большим пальцем  со всеми остальными поочерёдно). Или использовать всем известную речевую игру про капусту.

Тема «Фрукты». Упражнения: «Яблочки»(сжатые кулаки вверху)- «Рвём фрукты» (хватательные движения с поочерёдным сжиманием кулаков вверху)- «Режем фрукты» (вытянутыми указательными пальчиками поочерёдно).

Тема «Дикие звери». Упражнения: «Лисий хвост»(вертеть соединёнными ладонями)- «Волк» (аналогично упр. «Собака»)- «Ёж» (соединить ладони, растопырить соединённые пальцы). Можно поиграть в теневой театр с использованием этих позиций.

Тема «Домашние звери». Упражнения: «Собака»(вытянуть ладонь под прямым углом к предплечью, большой палец вверх, отводить и приставлять мизинец к ладони- «собака лает»)- «Коза»(вытянуты указательный палец и мизинец, остальные зажаты. Можно «пободаться рожками» обеих рук или друг с другом)- «Кошка»(напрячь ладонь, пальцы подогнуть-выпустить коготки).

Тема «Птицы». Упражнения: «Гнездо»(соединить согнутые ладони ковшиком) -  «Клювики» («клевать» щепотью из трёх пальцев вместе или поочерёдно двумя руками) – «Птенчики»(наклонить перпендикулярно руке все пальцы, соединённые с большим внизу. Открывать и закрывать «клювики» синхронно или поочерёдно)- «Птицы летят» (соединить большие пальцы, помахивать «крыльями»- остальными пальцами).

Тема «Домашние птицы». Упражнения: «Утки»(синхронно или поочерёдно шлёпать по столу «лапками»-ладонями)- «Гуси»(согнуть руки в локтях вверх-шея, соединить большой и остальные пальцы, опустить-голова с клювом) -  «Петушок»(соединить и растопырить пальцы, поднять на голову, изображая гребешок).

Тема «Рыбы». Упражнения: «Плывут рыбки»(совершать волнообразные движения руками навстречу друг другу) – «Аквариум»(соединять поочерёдно вытянутый большой палец с остальными, изображая мелких рыбок) – «Сом»(перекрестить под носом указательные пальцы).

Тема «Насекомые». Упражнения: «Паучок»(поставить все пальцы на стол. Двигаться вперёд и назад, быстро перебирая «лапками»)- «Кузнечик»(поставить кулак на стол, вытянуть вперёд указательный и средний пальцы, шевелить «усиками»)- «Стрекоза»(соединить предплечья, большим и остальными пальцами сделать колечки- большие «глаза»).

 «Гусеница»(вытянуть указательный палец, совершать им волнообразные движения)- «Куколка»(соединить ладони «ковшиком», прикрыть его вытянутыми большими пальцами)- «Бабочка»( соединить большие пальцы вдоль, остальными махать, изображая крылья).

Тема «мебель». Упражнения: «Стол»(на кулак положить прямую ладонь)- «Стул»(переместить ладонь сбоку от кулака пальцами вверх)- «Кровать»(вытянутые большие пальцы соединить кончиками по краю стола, остальные соединить и поднять вверх).

Тема «Обувь». Прибиваем каблучок,(поочерёдно стучать сжатыми кулаками по столу)

                            Зашиваем сапожок (выпрямить указательные пальцы, тыкать в стол поочерёдно).

«Молоток- шило» (одна рука в кулак, вторая-кулак с выпрямленным указательным пальцем. Одновременно менять позиции).

Тема «Посуда». «Вилка»(вытянуть безымянный, средний, указательный пальцы, совершать накалывающие движения); «Ложка»(согнуть ложечкой соединённые пальцы, совершать зачёрпывающие движения; «Нож»(вытянуть указательные пальцы, совершать разрезающие движения).

Тема «Части тела». –Мы слушаем ушами (приставить ладони к ушам),

                                       А смотрим мы глазами (приставить «колечки» из большого и указательного пальцев к глазам),                     Всё трогаем руками (трогать пальцами одной руки пальцы другой),

                                     А ходим мы ногами (топать).

                                    Кушаем мы ротиком (поочерёдно прикладывать ладошки ко рту),

                                       Нюхаем мы носиком (поочерёдно прикладывать  крыльям носа указательные пальцы).

Тема «Одежда». «Ножницы»(указательным и средним пальцами «резать» воздух); «Игла» (вытянуть указательные пальцы, остальные в кулак); «Шитьё»(три пальца в щепоть, «шить» на ладони другой руки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста

Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...

Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...

Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста через нетрадиционные формы художественно-эстетического развития.

Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста  через нетрадиционные формы художественно-эстетического  развития....

Комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников.

Упражнения для развития мелкой моторики дошкольников по лексическим темам....

Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего и среднего дошкольного возраст

Целью данного сборника является:-приучить детей слышать речь, правильно проговаривать, вникать в смысл потешки;-соотносить слова с действиями пальцев...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...

Комплекс игровых упражнений на развитие мелкой моторики рук с использованием мячей Су-Джок для детей 2-3 лет

Комплекс игровых упражнений на развитие мелкой моторики рук с использованием мячей Су-Джок для детей 2-3 лет...


 

Комментарии

Шевелёва Алина Анатольевна

большое спасибо за отзывы))