Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме «Игрушки».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме "Игрушки" для детей 7-го года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_demonstratsionnogo_zanyatiya.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №17»

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ.

СОСТАВИЛА

                                                      учитель-логопед Болотова Н.В.

Г. Сергиев Посад

2013г.

ТЕМА: Звуки Л, Р в лексической теме «Игрушки».

Комплексное индивидуально-подгрупповое занятие для детей 7-го года жизни.

Технологии: коррекция звукопроизношения В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; формирование связной устрой речи Т. Ткаченко.

ЦЕЛЬ: Коррекция произношения звуков Л и Р в словах и предложениях.

 ЗАДАЧИ:

  1. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
  2. Тренировать кинему для звуков Р и Л.
  3. Продолжать учить детей дифференцировать звуки Р и Л.
  4. Совершенствовать звуковой анализ и синтез.
  5. Продолжать учить детей согласовывать движения с речью в сочетании с упражнениями для тонкой моторики.
  6. Совершенствовать грамматический строй речи.
  7. Развивать речемыслительную деятельность.
  8. Совершенствовать умение составлять описание по схеме-плану.

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные зеркала, картинки к артикуляционной гимнастке, коробочка-чердак, игрушка кот, картинки с игрушками (белка, ведро, жираф, кукла, лопатка, Лунтик, пирамидка,  рыба, слон, стул, тигр, трактор), домик для звуков, картинки с изображением игрушек (клоун без колпака, акула без плавника, робот без руки, носорог без рога), бумажный волчок, схема для описания игрушки, картинка с изображением ламы, индивидуальные разрезные кассы букв и слогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

 

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем  машинку».)

Учитель-логопед: Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Дети: Об игрушках.

  1. Сообщение темы занятия.

Учитель-логопед: Правильно. Сегодня мы будем говорить об игрушках, но не только о них. Ещё мы сегодня будем говорить о звуках Л и Р.

  1. Основная часть.

Учитель-логопед:  А кто из вас напомнит о том, как правильно надо произносить звук Р? Давайте-ка возьмём зеркальце, произнесём звук Р и вспомним, как в это время выглядит ротик и что происходит с язычком.

Вариант ответа детей: Рот открыт, язык поднят вверх и вибрирует.

Учитель-логопед:  А кто вспомнит, как произносится звук Л? Давайте опять посмотрим в зеркальце, произнесём Л и посмотрим, какой формы губы и в каком положении находится язычок.

Вариант ответа ребёнка:  Губы растянуты, видно нижние и верхние зубки, язычок упирается в верхние зубки.

Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:  Нам нужно потренировать наши язычки, чтобы нам было проще произносить звуки Р и Л.  Для этого мы сделаем артикуляционную гимнастику.

Выполняются упражнения: «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Моторчик» в сочетании с движениями кистей или пальцев рук с опорой на картинки.

(«Качели» - движения обеими кистями рук вверх и вниз, «Маляр» - сгибание и разгибание ладоней тыльной стороной наружу обеих рук, «Лошадка» - щелканья большим и средним с указательным пальцами обеих рук либо хлопки в ладоши, «Моторчик» - потряхивание кончиками пальцев рук тыльной стороной ладоней вверх.)

Изолированное произношение звуков Р и Л.

Учитель-логопед предлагает детям изолированно произнести звуки Р и Л длительно.

Дифференциация звуков Л и Р.

Учитель-логопед:  К нам в гости пришёл кот бабы Яги. Пришёл не просто так, а за помощь. Когда баба Яга улетала, то наказала ему строго-настрого навести порядок на чердаке, где кот хранит свои игрушки. Зовут его Мурзилло. Поздоровайтесь с Мурзилло. Ну что, поможем Мурзилло навести порядок?

Учитель-логопед достаёт коробку (чердак), в которой лежат картинки с игрушками, и просит детей разложить игрушки на две кучки: в одну со звуком Л, в другую со звуком Р. Предлагаются картинки: белка, ведро, жираф, кукла, лопатка, Лунтик, пирамидка,  рыба, слон, стул, тигр, трактор.

Вариант ответа ребёнка: Я положил картинку с трактором слева, потому что в этом слове есть звук Р.

Учитель-логопед: Давайте спросим у Мурзилло, помогли ли мы ему?

Определение места звуков в словах.

 Учитель-логопед обращается к коту и за него отвечает, что баба Яга просила разобрать игрушки по специальным домикам для звуков.

После чего детям предлагается распределить те же самые картинки по домикам для звуков, определив, где находится звук (в начале, середине или конце слова).

Вариант ответа ребёнка: Я положил картинку с Лунтиком в первое окошечко домика, потому что звук Л находится в начале слова.

Учитель-логопед предлагает подумать над картинкой с трактором, если дети сами не догадаются.

Физкультминутка.

Учитель-логопед сообщает детям, что Мурзилло сильно устал да и сами дети тоже и предлагает немного отдохнуть.

Игра с мячом.

Учитель-логопед предлагает одним детям ловить мяч, когда произносит слово со звуком Р, и откидывать, когда произносит слово со звуком Л; другим, наоборот, - ловить со звуком Л, а откидывать со звуком Р. При этом ребёнок должен повторить за логопедом слово.

Упрощённый вариант: все дети сперва ловят мяч, когда в словах есть звук Л, а откидывают, когда его нет. Затем все ловят, когда есть звук Р, а откидывают, когда нет.

Слова: шары, скакалка, ёлка,  карта, барабан, волчок, парусник, катер, лодка, юла, ворона, галка, Петрушка, топор, клоун, крот; граната, лук, флаг, бобры, пружинка, хлопушка, игрушка, колокольчик, балалайка, носорог, морж, солдатик, акробат, стол, транспорт, грузовик.

Игра «Чего нет?»

Учитель-логопед сообщает детям, что у Мурзилло есть сломанные игрушки, которые необходимо починить.

Детям предлагаются картинки с игрушками, у которых что-либо отсутствует.

Дети должны дорисовать отсутствующую деталь и озвучить свои действия.

Вариант ответа ребёнка: У куклы нет руки. Я дорисовала кукле руку.

Описание игрушки.

Учитель-логопед хвалит детей от лица Мурзилло и сообщает, что ему один мальчик подарил какую-то игрушку. Что это за игрушка, Мурзилло не знает, но мальчик называл игрушку волчком или юлой.

Учитель-логопед предлагает детям догадаться, как играть с этой игрушкой и описать её по плану: название, цвет, размер, форма, из чего сделана, как с ней играть (используется схема-картинка).

Вариант ответа ребёнка: Это волчок, он красного цвета, небольшой, он квадратной формы, сделан из бумаги, его можно крутить.

Работа с разрезной кассой букв и слогов.

Учитель-логопед говорит детям, что баба Яга обещала привезти Мурзилло подарок за то, что он разобрался на чердаке. Но он не скажет детям название игрушки, он загадает им ребус.

Учитель-логопед предлагает детям взять индивидуальные кассы букв.

Сложить из букв два слова: рама, лак. У первого слова убрать первый слог, а у последнего последнюю букву. Оставшийся от последнего слова слог положить первым, а за ним положить слог, оставшийся от второго слова. Какое слово получилось?

Дети: Лама

Учитель-логопед: А вы знаете, кто такая лама?

Демонстрируется картинка с изображением ламы и в случае необходимости детям объясняется, что лама – это одомашненное животное, которое человек использует как вьючное.

  1. Итог занятия.

Учитель-логопед спрашивает детей о том, что им понравилось на занятии, узнали ли они что-то новое.

Сегодня мы с вами произносили слова со звуками Р и Л, сделали доброе дело: помогли Мурзилло разобрать его игрушки на чердаке и даже починили поломанные, объяснили Мурзилло, что за игрушку подарил ему мальчик и как с ней играть. Вам хочется, чтобы в ваших игрушках всегда был порядок?  Теперь вы сможете самостоятельно дома разобрать свои игрушки таким же образом или разобрать игрушки в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми с ОВЗ. Лексическая тема: "Игрушки"

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком с интеллектуальной недостаточностью.  Лексическая тема "Игрушки"...

Конспект индивидуально-подгруппового занятия по лексической теме "Перелетные птицы"

Конспект составлен для дошкольников 5-6 лет по лексической теме "Перелетные птицы". В конспекте отражена работа по дифференциации в произношении звуков Ш и Ж....