Сообщение на тему: "Виды интеграции в дошкольном образовании и способы их обеспечения"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Бахаева Елена Станиславовна

 

Интеграция – в переводе с латинского – это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Сообщение на тему:        

«Виды интеграции в дошкольном образовании и способы их обеспечения»

                                                         Подготовила: воспитатель старшей

                                                                   логопедической группы ДОУ № 113

                                                         Бахаева Елена Станиславовна

Липецк 2014

Педагогическая система  каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества  следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребенок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования,  способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

        Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в дошкольных учреждениях рассмотрена недостаточно. Зато в практике детских садов мы можем наблюдать довольно положительное ее применение в виде интегрированных НОД и тематических недель. И проведение интегрированных НОД под силу каждому педагогу, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

С одной стороны, интегративный подход в организации образовательного процесса вызывает много вопросов, с другой – достаточно хорошо разработан в отечественной психолого-педагогической науке, но не достаточно структурирован и систематизирован.

Интеграция – в переводе с латинского – это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Какие же можно вывести основы интеграции:

*Физиологическая,  строится на теории Петра Кузьмича Анохина, Владимира Михайловича Бехтерева о взаимодействии анализаторов, что обеспечивает прочность в познании ребенком окружающего мира, позволяет получить целостную информацию об окружающем мире;

*Психологическая:  предоставление каждому ребенку возможности самореализации, т.е. ребенок должен видеть и понимать применимость своих знаний, умений и навыков в значимой для него практической деятельности: продуктивной, музыкально-художественной, игровой, познавательно-исследовательской и др.

Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования поминается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса». Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач психолого-педагогической работы, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.

Т.е. организация воспитательно-образовательного процесса рассматривается, как единство содержательных и процессуальных сторон, (содержательных: знаний, умений и навыков, процессуальных: способов и форм организации, средств, приемов и методов) – определение М.Берулава.

В чем же цель интегрированных НОД:

- систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,

- обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,

- создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

        В чем преимущество к организации именно таких НОД:

- количество и продолжительность  строго не регламентируется,

- педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста,

- связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Важно заметить, что  методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычной НОД. В процессе обучения на таких НОД используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективных из них следующие:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ,

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких НОД характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами;

Формы интегрированных НОД должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и т.д. А обучение дошкольников рассматривается, как управление развитием личности ребенка, где взрослый соучастник, где его позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя».

        Примерная структура интегрированной НОД

  • Мотивация, должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия.

Определяя мотивацию, воспитатель в первую очередь должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитывать текущие проблемы и дела.

  • Содержание – должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания или закрепляются уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
  • Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность, на закреплением полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д.)

Виды интеграции образовательных областей. 

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 

Образовательная область «Физическая культура» 

«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)

«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств)

«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как  одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)

«Труд» (накопление опыта двигательной активности)

«Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики  для успешного освоения указанных областей)

 

Образовательная область «Здоровье» 

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека) 

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области  «Здоровье»)

Образовательная область «Социализация» 

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)

 Образовательная область «Безопасность» 

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания)

«Труд» (формирование представлений  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе,  гендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания)

«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира)

 

Образовательная область «Труд» 

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

 «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Труд»)

 

Образовательная область «Познание» 

 «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

«Чтение художественной литературы»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Музыка» и «Художественное творчество»  (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

«Музыка» и «Художественное творчество»  (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание)

Образовательная область «Коммуникация» 

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач  области  «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации. 

 

Образовательная область «Чтение художественной литературы» 

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений)

«Художественное творчество» (развитие детского творчества)

«Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Чтение  детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений)

Образовательная область «Художественное творчество» 

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)

«Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности)

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)

Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей

 

«Музыка», «Чтение художественной литературы»(использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»)

Образовательная область «Музыка» 

 «Физическая культура» (развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки)

«Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также  окружающем мире в части культуры и музыкального искусства)

 «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки)

«Физическая культура», «Художественное творчество»(использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности)

«Чтение художественной литературы» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений)

Способы их обеспечения.

Содержание интегрированного обучения сложно структурировано. В отличие от классических одновидовых занятий, в структуре которых отражается содержание одного раздела программы, в структуру интегрированных занятий включаются два и более компонентов из разных разделов программы. Структурный анализ показал, что компоненты содержания интегрированных занятий связаны определенными способами интеграции. Способом интеграции мы называем объективную характеристику структуры интегрированного занятия, которая, с одной стороны, отражает тип отношений между компонентами структуры, а с другой, определяет силу взаимодействия этих компонентов. Анализ отношений между компонентами структуры при изучении содержания интегрированных занятий позволил выделить два основных типа: отношения равенства и отношения неравенства. При этом неравенство может сопровождаться различной степенью подчинения одних компонентов другим. Всего мы выделили шесть базовых вариантов или способов интеграции.

1. «Склеивание» наблюдается в тех случаях, когда все компоненты содержания занятия объединяются одной темой, но не связаны между собой способами детской деятельности (они различны) и реализуются последовательно друг за другом, без приоритетов. Формальные цели интегрированного обучения при таком способе практически не выполняются.

2. «Симбиоз» характеризуется равноправным соотношением компонентов содержания, при этом у них есть «интегративное ядро» – общее для всех компонентов представление о чем-либо, художественный образ и т.п., но есть и относительно самостоятельные части содержания, которые решают собственные образовательные задачи.

3. «Размывание» – способ интеграции, характеризующий интегрированные занятия с самым сильным взаимопроникновением компонентов содержания, когда границы между ними «размываются» и они образуют однородное содержание.

4. «Соподчинение» – способ интеграции, который предполагает подчинение одного (вспомогательного) компонента другому (главному, ведущему). В таком занятии есть «интегративное ядро» с общим для всех компонентов содержанием, позволяющим решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи не на каждом компоненте содержания в отдельности, а на их сочетании, но вспомогательный компонент решает также собственные, относительно самостоятельные цели и задачи.

5. «Ретрансляционное сопряжение» – это способ интеграции, при котором один компонент (главный) реализуется средствами другого (вспомогательного). Указанный способ предполагает сильное взаимопроникновение компонентов содержания.

6. «Снятие» – это способ интеграции, когда один компонент – главный, поглощает другой – второстепенный – в какой-либо части занятия. Интегрированные занятия, построенные на этом способе, напоминают обычные традиционные занятия, поскольку главный, ведущий компонент вбирает полностью вспомогательный и подчиняет реализации своих целей и задач.

В целях преодоления разнокачественности компонентов содержания и создания целостности вводятся интегрирующие факторы общего и предметного плана. Интегрирующий фактор – это компонент педагогического процесса, служащий основанием для объединения разнокачественного содержания в единое целое и усиления его развивающей и воспитательной направленности.

Почти все перечисленные интегрирующие факторы в той или иной степени проявляются и в содержании дошкольного образования. К интегрирующим факторам общего плана мы отнесли следующие: тему, цели и задачи; деятельностный характер содержания; интеллектуальные технологии (ТРИЗ и др.); игру; образ «Я»; элементарные проблемные ситуации; региональный компонент; экологический компонент. К интегрирующим факторам предметного плана относятся художественные образы, представления о предметах, объектах, явлениях окружающего мира, которые включаются в «интегративное ядро» и являются общими, а значит и объединяющими для всех компонентов интегрированного содержания.

В заключении хочется отметить, что проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого – выравнивание стартовых возможностей детей из разных  социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в дошкольном и предшкольном образовании позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания;  усилить мировоззренческую направленность интересов; более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают  связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция образовательных областей приводит к более  заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов, осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на основе образовательной программы, концентрирующей содержание дошкольного образования.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Применение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестандартных решений от всех участников образовательного процесса.

Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе  к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

        Литература:

- «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приложение к Положению Минобрнауки Р.Ф. № 655 от 23.11.2009 г.;

- С.Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М.. 2008 г.;

- статья: Т.Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010 г. Стр.36.;

- статья: О.Скоролупова, Н.Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании», журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010 г., стр.40;

- статья: М.Крулехт «инновационные программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2003 г., стр.76;

- статья М.Крулехт «О программе «Детство», журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2004 г., стр.21;

- пособие «Методические советы к программе «Детство» под ред.Т.Бабаевой, З.Михайловой, С-П., «Детство-Пресс», 2003 г.;

- статья: О.Скоролупова, Н.Федина «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция», журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2010., стр.;

- статья: О.Скоролупова, Н.Федина «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2010 г, стр.6;

- статья: А.Пронина «Преодоление, познание, гармония», журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2010 г., стр.2.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеграция содержания дошкольного образования на основе проектной деятельности".

, интеграция содержания образования на основе проектной деятельности позволяет повысить качество образования, расширить возможности образовательного пространства, предупредить перегрузки детей, ...

«Принцип интеграции в дошкольном образовании»

Дошкольная педагогика в настоящее время претерпевает  значительные изменения.Особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей. По мнению многочисленных исследователей, интег...

Коммуникативная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности д...

«Интеграция с дошкольным образованием как инструмент устойчивого развития агро - технического образования школьников». Выступление подготовили: Старший воспитатель Баринова А.А.; воспитатель Мартын Н.В.

Агробизнес-образование – это раннее формирование у воспитанников предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села. Задача педагогов и родителей помочь дошкольни...

Сообщение для воспитателей «Федеральная образовательная программа дошкольного образования».

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее — Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеоб...