НОД "Путешествие в Страну Невыученных Уроков"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

шаповалова ольга борисовна

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctran.nevyuch._urokov.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

Красноярский муниципальный детский сад № 5 «Тополек» Жирновского                                 муниципального района Волгоградской области

«Путешествие в Страну Невыученных Уроков»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе.

Шаповалова Ольга Борисовна

 учитель-логопед ДОУ КМДС

 №5 «Тополек».

                                                                   2013г.

Вид деятельности: познавательно-игровая.

Тип: интеллектуально-развивающая.

Образовательная область: «Познание».

Возраст детей: 6-7 лет.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье».

Формы организованной образовательной  деятельности:

Двигательная --игровые упражнения «Две сороконожки», «Рассчитайся по порядку».

Игровая – игры с правилами «Проложи путь», «Раздели слова на слоги».

Коммуникативная—ситуативный разговор «Каким я буду в путешествии», создание ситуации успеха, речевая ситуация «Оцени себя», отгадывание загадок о буквах.

Познавательная—игры с правилами «Узнай букву на ощупь», «Фонетический куб», «Сложи слово», решение ребусов.

Музыкально-художественная—инсценировки «Гласные звуки», «Согласные звуки», исполнение танца «Мамочка».

 Форма организации: подгруппа детей.

                                                                 

                                                                        Задачи

Образовательные:

  • Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные»;
  • умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
  • различать на слух твердые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук;
  • разрушать стереотип соотношения цвета буквы с характеристикой обозначаемого ею звука;
  • упражнять в слитном чтении, печатании букв.
  • Упражнять в умении отображать геометрические фигуры;
  • совершенствовать порядковый счет, употреблять в речи числительные.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, пространственные ориентировки, конструктивный  праксис, тактильные и мускульные ощущения.
  • Умение видеть скрытый смысл, разгадывать загадки.
  • Формировать интонационную выразительности речи, совершенствовать

танцевальные движения.

Воспитательные:

  • Формировать коммуникативные навыки, культуру взаимоотношений.
  • Воспитывать умение слушать своих товарищей, работать в подгруппе и самостоятельно.
  • Самоконтроль за речью.

Предварительная работа: Разучивание стихов о цифрах, инсценировки о звуках, танцевальных движений.      

                                                   

Материал и оборудование:

  • -мультимедиапроектор;
  • -мантия Феи Знаний;
  • -колпачки для гномов;
  • -доска с гвоздиками и  резинками (авторское пособие);
  • -конверты с заданиями;
  • -картинки для деления слов на слоги;
  • -фонетический куб с фишками (авторское пособие);
  • -ребусы;
  • -плоскостные буквы из наждачной бумаги;
  • -ларец, дерево без листьев, «волшебный» карандаш;
  • -цифры по кол-ву детей;
  • -музыкальное сопровождение.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

На экране мультимедийной установки заставка «Страна НЕВЫУЧЕННЫХ уроков». На видном месте ларец.

 Педагог: Ребята, кто-то прислал нам ларец. Посмотрите, что в нем?

Дети достают конверт.

Педагог: Это письмо. Гномы позвали нас на помощь, Их страна превратилась в «Страну НЕВЫУЧЕННЫХ уроков». Как вы думаете, почему это произошло?

Дети, рассматривая заставку, отвечают: Потому, что жители этой страны не научились правильно выполнять школьные задания, слушать учителя, быть опрятными, опаздывают на уроки, получают плохие оценки.

Педагог: Хотите помочь жителям этой страны? Приглашаю вас  отправиться в путешествие по «Стране невыученных уроков». Чтобы было интересней, предлагаю превратиться в гномов. А я превращусь в Фею Знаний.

 Дети достают из ларца и надевают колпачки красного, синего и зеленого цвета, соответственно характеристикам звуков. Педагог—мантию Феи Знаний.

Фея Знаний: Дорогие гномики, давайте скажем какими мы будем в путешествии и пожелаем друг другу успеха.

Создание ситуации успеха.  Гномики и Ф.З. берутся за руки и каждый проговаривает каким он хочет быть в путешествии: добрым, умным, находчивым и т.д. Затем желают друг другу успеха.

Фея Знаний: Перед нами нелегкий путь, в конце которого нас ждет сюрприз. Но, добираясь до сюрприза, мы должны выполнить множество трудных заданий, как школьники выполняют уроки. И тогда «Страна Невыученных Уроков» превратится в «Страну Выученных Уроков». Теперь мы должны проложить путь, по которому пойдем. Предлагаю вам игру « Проложи путь». На доске с гвоздиками из резинок разного цвета нужно построить и назвать геометрическую фигуру. Фигуры располагаются от нижнего левого угла к левому верхнему до правого верхнего и до правого нижнего (приложение №1).

Фея хвалит гномиков и предлагает посмотреть, что же еще лежит в ларце.  Один из детей достает конверт с цифрой 1. Один из гномиков рассказывает четверостишие о цифре 1.

Вот один, иль единица,

  Очень тонкая, как спица.

 Фея читает задание в конверте: Чтобы не потеряться в дороге, нужно рассчитаться по порядку.

 Игра «Рассчитайся по порядку». Гномики берут любую цифру на карточке и строятся по порядку.  Используются числительные первый, второй и т.д.

Гномик достает из ларца конверт с цифрой 2. Стихотворение о цифре.

Два похожа на утенка,

С длинной шеей,

Шеей тонкой.

 Фея читает задание.

Загадка: Оно может быть ласковым, может быть грубым,

Оно может быть тихим, может быть громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать, но для этого нужно знать буквы.

Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как их отличить? Их можно измерить. А как же измерить слово, линейкой?

Дети: Слова мы умеем измерять хлопками, сколько хлопков—столько слогов.

Гномик: Измерить длиннющее слово—

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать—

Хлопать в ладоши пора начинать!

Фея: Гномики, определите количество слогов в этих словах. Ответить вам поможет волшебный карандаш. Ига «Раздели слова на слоги».  Дети называют картинки из конверта, на которых изображены школьные принадлежности, хлопками делят слова на слоги, отвечает только  получивший в руки «волшебный карандаш».

Гномик достает следующий конверт. Один из детей рассказывает стихотворение о цифре 3.                                              Это—месяц дугой,

Ниже месяц другой,

А теперь, посмотри,

      Получилась цифра три!

 

Фея: Гномики, из чего состоят слова, когда мы их произносим?

Гномики: Слова состоят из звуков.

Инсценировка «Гласные звуки».  Звучит спокойная музыка.  Шестеро гномиков в красных колпачках выходят для инсценировки.

Фея.

Я расскажу вам сказку.

В звонком городе, на певучей улице звуки жили гласные, песни пели разные.

А,О,У,Ы,Э,И вместе жили, не тужили и давно дружили.

Первым просыпался А.

А.

А-а-а! вставать уже пора!

Фея.

Отвечал ему звук У.

У.

У-у-у… ну я же не хочу!

Фея.

Вслед за ним стонал звук О.

О.

О-о-о… Как рано-то еще!

Фея.

Дальше ныл ленивый Ы.

Ы.

Разве бы-ыли мы-ы должны-ы?

Фея.

Вдруг, ну как из-под земли,

Появились Э и И.

Э.

Э-э-э! проснитесь побыстрей!

Собирайтесь в путь скорей!

Чтобы было веселей,

Надо нам найти друзей!

И.

И тогда не будет грустно,

И не будем мы скучать,

И с друзьями вместе будем

И петь песни и играть!

Под музыку дети садятся на места.

Фея предлагает одному из гномиков достать из ларца конверт с цифрой 4. Стихотворение о цифре 4 читает желающий ребенок.

За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря.

Фея: гласные звуки пошли искать друзей. Кто дружит с гласными звуками?

 Дети: Конечно, согласные!

Фея: Послушайте, какую я расскажу вам историю. Живут в одной сказочной стране два гномика Динь и Дон.  Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки: ль, мь, дь. А серьезный Дон—твердые: р, ж, д. Комната Диня-- зеленая, комната Дона—синяя. Ой! Кто-то к нам в гости спешит. Давайте послушаем.

 Под музыку появляются дети-гномики в синем и зеленом колпачках.

Динь.

Я—Динь, веселый гномик,

Люблю зеленый цвет!

Люблю я звуки мягкие,

А брат мой старший—нет!

Дон.

Я—Дон, люблю звук твердый,

Люблю я синий цвет.

Сегодня мы проснулись,

А наших звуков нет!

Вместе.

Кто-то звуки нам смешал,

Все картинки разбросал!

 Игра «Фонетический куб». Фея: для гномиков  Динь и Дон нужно выбрать фишки, где согласные звуки в начале слова звучат мягко или твердо и прикрепить их на соответствующее цветовое поле фонетического куба (приложение №1).

 Проверяется правильность выполнения задания. Гномики отвечают, получив волшебный карандаш: Я прикрепил фишку с картинкой МЯЧ на зеленое поле, потому что первый звук М` – мягкий.

Гномик берет пятый конверт.  Стихотворение о цифре 5.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

 Фея: предлагаю перед следующим заданием  «активизировать мозг». Что нам в этом поможет?

 Дети: Пальчиковая гимнастика.

 Выполняется  пальчиковая гимнастика «Сороконожки».

Фея: На пути я вижу дерево без листьев. Если мы отгадаем  ребусы, тогда на ветках вырастут листья.

Игровое задание «Ребусы». Прочитать на листочке ребус (приложение №1) и прикрепить  этот листок на ветку дерева.

Конверт шестой достает следующий гномик.  Стихотворение о цифре шесть.

Рогалик к бублику приклей.

Да только есть его не смей!

  Не крендель это, чтобы есть,

А просто цифра шесть.

Фея: Дорогие гномики, в этом конверте необычное задание. Оно выполняется с завязанными глазами.

Игра «Узнай букву на ощупь». С завязанными глазами выбрать и назвать букву из наждачной бумаги. Если ребенок ошибается, ему предоставляется еще попытка. Ребенок все равно получает слова поощрения.

Очередной конверт.  Стихотворение о цифре 7.

Вот семерка—кочерга,

У нее одна нога.

                                                   «Загадки Феи Знаний».

 Фея: предлагаю гномикам сесть за столы, взять карандаши и на бумаге записать отгадки на загадки, которые лежат в конверте. Прочитать получившееся слово (МАМОЧКА).

Палочка, палочка, между ними галочка. (М)

Два столба наискосок, между ними поясок. (А)

Палочка, палочка, между ними галочка. (М)

В этой букве нет угла, оттого она кругла,

До того она кругла, покатиться бы могла. (О)

Кто-то взял обычный стул, вверх ногами повернул. (Ч)

На прямую палочку справа села галочка. (К)

Два столба наискосок, между ними поясок. (А)

Конверт 8. Стихотворение о восьмерке.

        Два кольца, но без конца

     В середине нет гвоздя,

Если я перевернусь,

        То совсем не изменюсь.

 Задание в конверте—станцевать танец для мамочки.

Фея: Дорогие гномики, если мы смогли прочесть замечательное слово МАМОЧКА, то давайте станцуем и танец под таким названием.

Дети танцуют, разбившись на пары.

Итог.

Фея Знаний:  мы добрались до конца пути, обратите  внимание,  куда мы попали!

На мультимедийном экране появляется заставка «Страна ВЫУЧЕННЫХ Уроков». Дети читают, рассматривают ее.

Фея: Что произошло со «Страной Невыученных Уроков»?

Дети: Она превратилась в «Страну Выученных Уроков»!

Фея: Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что, путешествуя по «Стране Невыученных Уроков», мы правильно выполняли задания, были внимательными, помогали друг другу.

Фея: Ребята, где могут пригодиться вам эти знания и умения?

Дети: В школе, на уроках.

Фея: Наше путешествие закончилось. Чтобы вернуться в детский сад нужно снять колпачки и положить в ларец. Выполняя задания, вы, ребята, заработали оценки.

 Упражнение «Оцени себя».  Каждому ребенку предлагается выбрать оценку своей деятельности 4 или 5 и объяснить свой выбор.

ФЕЯ: Ваня, почему ты выбрал оценку 5?

Примерный ответ ребенка: Я выбрал оценку 5 потому, что во время путешествия не ошибался, выполняя задания (помогал товарищу, был находчивым, следил за своей речью и т.д.).

Педагог хвалит детей. С выбранной оценкой дети покидают занятие.


Красноярский муниципальный детский сад № 5 «Тополек» Жирновского                                 муниципального района Волгоградской области

«Путешествие в Страну Невыученных Уроков»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе.

Шаповалова Ольга Борисовна

 учитель-логопед ДОУ КМДС

 №5 «Тополек».

                                                                   2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В стране Невыученных уроков" (занятие по математике)

Занятие по математике в подготовительной группе....

НОД Математическое развитие "Путешествие в страну невыученных уроков."

Итоговое занятие по математическому развитию в подготовительной группе . В ходе занятия дети попадают в волшебную страну ,где помогают девочке выполнить задания ....

«Путешествие в Страну невыученных уроков»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности 5-6 лет...

Развлечение-викторина "В стране невыученных уроков"

Цель: развивать познавательную активность, интерес к устному народному творчеству.Задачи: воспитывать положительное  отношение к школьным предметам, приобщать к духовно-нравственным...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе № 5 «Сказка» по образовательной области «Познание» Тема: «В стране невыученных уроков или спасаем Королеву Знаний»

конспект этой деятельности можно использовать и как, КПЗ и как аттестационное. А вообще я показывала её (деятельность) для подтверждения  1  квалификационной категории....

Конспект занятия по ФЭМП «В стране Невыученных уроков»

Цель: развивать познавательную активность ребенка средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей. Основные задачи.Образовательные задачи:*...