Система работы логопеда с русскими народными сказками
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Родина Надежда Николаевна
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в в веках гуманистическую философию мира, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Как Колобок свою сестрицу догонял

                          (по опорным картинкам    Л.Н. Ефименкова, стр.83)

       Катился однажды вечером Колобок по луговой тропинке, с кочки на кочку

перекатывался. И вдруг видит – катится по небу…. другой Колобок. Самый на-

стоящий, с весёлыми глазами, курносым носом и ртом до ушей.

        Удивился Колобок и спрашивает: - Ты кто?    -Сестрица я твоя, Колобок,

Луна, давай со мной в догонялки играть. И покатилась по звёздной дорожке.

А Колобок говорит:  - Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а ты, сестрица

от меня не уйдёшь!

        Катится, катится Колобок, а навстречу ему Конь – Огонь.  – Здравствуй,

Колобок, куда катишься?    - Да я сестрицу догоняю.  – Садись, вместе догонять

будем.  Вскочил Колобок в седло, и помчался Конь-Огонь .  Грива на ветру

развевается, искры из-под копыт сыплются, а сестрица всё впереди. Остановился

Конь – Огонь и говорит: - Проворная у тебя сестрица, Колобок! Не догнать мне её.

Может, тебе Машина – Скорые Шины поможет?

         Ускакал Конь – Огонь. А Колобок дальше покатился. Прикатился в гараж

и говорит:  - Здравствуй, Машина - Скорые Шины!   -Здравствуй, Колобок!

Куда катишься?  - Да вот, сестрицу свою догоняю.  –Садись, вместе догонять

будем.  Сел Колобок за руль, и помчалась Машина – Скорые Шины, а сестрица

всё впереди. Остановилась Машина – Скорые Шины и говорит:  -Проворная у

тебя сестрица, колобок! Не догнать мне её. Может тебе Тепловоз – Сто Колёс

поможет?

         Уехала Машина – Скорые Шины а Колобок дальше покатился. Прикатился

на станцию, и говорит:  - Здравствуй, Тепловоз – Сто Колёс!

-Здравствуй, Колобок, куда катишься?    - Вот сестрицу свою догоняю.

-Садись, вместе догонять будем!  Вкатился Колобок по лестнице наверх и

помчался Тепловоз – Сто Колёс. Колёса стучат, земля дрожит, а сестрица всё

впереди. Остановился Тепловоз – Сто Колёс и говорит:  - Проворная у тебя сестрица,

Колобок! Не догнать мне её. Может тебе Самолёт – Быстролёт поможет?

        Уехал Тепловоз – Сто Колёс, а Колобок дальше покатился. Прикатился на

аэродром и говорит:  -Здравствуй, Самолёт – Быстролёт!   -Здравствуй, Колобок!

Куда катишься?  - Да вот сестрицу свою догоняю. –Садись, вместе догонять будем!

      Влез Колобок в кабину, и помчался Самолёт – Быстролёт. Земля внизу осталась,

а сестрица всё впереди. Опустился Самолёт – Быстролёт на землю и говорит:

-Проворная у тебя сестрица, Колобок! Не догнать мне её. Может быть тебе ракета

поможет?

         Улетел Самолёт – Быстролёт, а Колобок дальше покатился. Прикатился на

космодром и говорит: - Здравствуй, Ракета!  -Здравствуй, Колобок, куда катишься?

- Да вот сестрицу свою догоняю.  – Садись, вместе догонять будем!

            Сел Колобок в Ракету, и взлетела Ракета в небеса. Сестрица и оглянуться

не успела, а Колобок уже рядом и говорит:  - Теперь ты нас, сестрица Луна

догоняй!



Предварительный просмотр:

 

Новый  год  от  Бабы  Яги

   Было это под самый Новый год. Стало вдруг Бабе Яге грустно. Все её боятся, все

избегают. А праздника хочется! Что делать? Решила Баба Яга лесным жителям

приглашения разослать, чтобы вместе Новый год встретить. Только никто не ото-

звался. Все подумали, что Баба Яга , как обычно, хитрит: к себе в избушку заманит,

зажарит и съест. Это Бабе Яге сорока на хвосте принесла.

   Тогда Баба Яга задумала приготовить угощение для всего леса. Запахи вкусные

по лесу пошли. Даже медведи в берлогах от них проснулись. Вкусненького хочет-

ся, а страшно. Вдруг Яга отравит, она может. Не торопятся звери к ней в гости.

     Уже темнеть начало. А от лесных жителей никаких вестей, кроме тех, что

сорока носит.

     Приуныла Баба Яга, повздыхала. О том, о сём подумала, и вот что придумала.

Всем зверушкам подарки сделать. Деду Морозу – то можно, а чем она Яга хуже.

Медведям – мёду кадушку, зайцам- кочаны капусты, белкам- орешки, лисе- бусы

из рябины, волку- шерстяные носки. А то он жаловался, что лапы зимой мёрзнут.

Птичкам зёрнышек и семечек насыпала.

      До самой ночи Баба Яга по всему лесу подарки развозила. Хорошо, что ступа

и метла есть. Едва к бою курантов домой вернуться успела. Устала, пока по

лесу носилась. А настроение праздничное! Тут Баба Яга поняла, как же приятно

подарки дарить! А самое удивительное, что вскоре к ней сам Дед Мороз зашёл

с поздравлением и благодарностью за помощь.

     На следующее утро весь лес знал про подарки от Бабы Яги, и что к ней Дед

Мороз приходил. И пошли к Яге гости, все её поздравляют и подарки вручают.

      С тех пор никто в том лесу Бабу Ягу не боится, а живут с ней в дружбе и

уважительно бабушкой называют.

     



Предварительный просмотр:

Емеля едет на печи                                  Когда за стеною бушует пурга,

Жуёт Емеля калачи,                                  Волшебное блюдо достанет Яга,

Газует кочергою,                                       Очистит от паутины и разные смотрит картины.

А тормозит ногою.                                    Старушка узнает немало вещей:

                                                                       Где смерть свою прячет бессмертный Кащей,

Парень слез с любимой печки,             Куда добрый молодец скачет,

За водой поплёлся к речке                     Чего красна девица плачет,

Щуку в проруби поймал,                         Любое заморское чудо

И с тех пор забот не знал.                        Покажет волшебное блюдо.

Деревянный  Буратино                            У отца был мальчик странный,

Карабаса победил:                                    Необычный – деревянный.

Дверь в каморке за картиной                 Но любил папаша сына.

Золотым ключом открыл.                         Что за странный

                                                                          Человечек деревянный -

Бабка Ёжка, костяная ножка,                     На земле и под водой

Вышла на улицу, раздавила курицу,       Ищет ключик золотой?

Курица плачет, Бабка Ёжка скачет,                Всюду нос суёт свой длинный….

Как дам по столу – все тарелки на полу!      Кто же это? (Буратино)

                                                       

Не в машине Маша едет –                      

Маша едет на медведе.

Путь – дорога далека:

От пенька и до пенька.

Жаркий выдался денёк –

Не садись на пенёк!



Предварительный просмотр:

     Русские  народные сказки -  это культурное сокровище нашего народа.

Логопеды, филологи по образованию как никто другой понимают ценность

этого материала и с успехом используют его  в своей работе.

    Правильно прочитанная сказка оставляет в душе ребёнка неизгладимый

след, чувство сопричастности с истоками, корнями древней русской куль-

туры, отзвук огромной силы духа народа.

    Сказки не только открывают перед детьми двери в чудесный мир волшеб-

ства, но и дают новые знания о мире, о непростых взаимоотношениях

между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни.

Сказки учат находить выход из трудных ситуаций, верить в себя, в силу

добра, любви и справедливости.

    Поэтому в моём учебном плане работы с детьми появилась целая

система (постоянно обновляющаяся), по использованию русских народных

сказок для решения многих задач, стоящих перед логопедом при исправле-

нии и развитии речи детей:

   -  из «Программы воспитания детей в детском саду»  распечатываю и

вклеиваю в тетради детям список сказок, которые родители должны прочи-

тать детям (с примерной схемой обсуждения)

   -  проводится занятие, где дети учатся различать рассказы, сказки и стихи,

 находить в них начало, середину и конец, а также общее значение и назна-

чение этих произведений.

   -  на занятиях по каждой лексической теме вводятся вопросы: «Какие

бывают волшебные предметы обуви, одежды, деревьев, транспорта и т.д.

  -  сказки – шутки: «Как Колобок свою сестрицу догонял», «Страшная сказка»,

«Баба Яга и Новый год», «Ёжик и Колобок».

 -  придумывание сказок по сюжетным картинам «Избушка Бабы Яги»,

«Куда летит волшебная палочка» и т.п.

 - «Сказочная викторина»

 -  для автоматизации и закрепления произношения собираю стихи о сказках

и сказочных героях,  в индивидуальных тетрадях использую наклейки

 -  дидактическая игра «Новая сказка»  -  дети произвольно достают 4 картинки

с плохим и хорошим героем, волшебным предметом и местом действия и

придумывают новую сказку. В дальнейшем можно доставать картинки  и не

в таком порядке.

 - очень весело проходят фантазийные рассказы детей типа «Чего боится

Репка», «Иван – Царевич на самолёте», «Мечта Змея Горыныча» и т. п.

 - совместно с психологом проводим игры – драматизации по русским народ-

ным  и фантазийным  сказкам.

 -  много радости доставляет детям картина «Что художник перепутал?»,

где картинка не соответствует подписи.

 -  логопедический досуг «Сказочная встреча»

-  в кабинете имеются кубики по русским народным сказкам (4 варианта),

«Сказочное лото»  и пазлы на  эту же тему, картины сказочных героев.

 

     

 



Предварительный просмотр:

       Сказочная    викторина

  1.   Не лежалось на окошке  -  покатился по дорожке

 

  1.  Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены

вылетели и печь сама пошла по улице, прямо к царю.

3   В доме том в конце концов стало множество жильцов.

4   Мне в болоте сидеть надоело, хорошо, что стрела прилетела.

5   Это кто же там бежит, что вокруг земля дрожит?

6   Моя старая подружка до сих пор живёт в избушке,

     В ступе здорово гоняет и про всё на свете знает.

7   В море золото блестит, словно солнышко горит!

      Это вовсе не ошибка, это золотая … рыбка!

8   Был обычным пареньком, только с джинном был знаком,

     Сил волшебных господин с древней лампой … Алладин.

9    Скорей бы приблизился вечер и час долгожданный настал,

      Чтоб мне в золоченной карете поехать на сказочный бал.

10  Не в машине Маша едет, Маша едет на медведе,

       путь – дорога далека, от пенька и до пенька.

       Жаркий выдался денёк  -  не садись на пенёк!

11  Девочка по лесу шла и на домик набрела,

       Из трёх чашек похлебала, в трёх кроватях полежала,

       Кто же в домике том жил, подскажите, я забыл?

       

     



Предварительный просмотр:

Чашки три и три постели,                 Возле леса, на опушке               Идёт сестрица Алёнушка,                                                                                                              

Стульев тоже три, смотри,                Трое их живёт в избушке.        Ведёт с собой козлёнушка.

И жильцов здесь в самом деле       Там три стула и три кружки,    Козлёнок рядом скачет

Проживают ровно три.                       Три кроватки, три подушки,    И горько-горько плачет:

Как увидишь, сразу ясно:                   Угадайте без подсказки,          -Ах, надо было слушаться,

В гости к ним ходить опасно!            Кто герои этой сказки?             Зачем я пил из лужицы!

Убегай, скорей, сестричка,

Из окна лети, как птичка.                    Ясным утром на крыльцо      Уговаривала братца

Убежала! Молодец!                             Снесла курица яйцо.                Старшая сестрица:

Значит, сказке всей конец                  Дед доволен, рада баба,        -Ты из лужицы не пей

                                                                   Но сказала строго Ряба:            Мутную водицу.

Как-то раз в лесу густом                      -Отойдите от яйца,                     Не послушался мальчонка,

Вырос домик под кустом.                   Я хочу растить птенца!              Превратился он в козлёнка.

Рада мышка-поскребушка                  Милого, пушистого,

И зелёная лягушка.                               Нежно-золотистого!

Ради побегайчик-

Длинноухий зайчик.                             Гуси-лебеди летят,                    Вот скачут витязи по полю,

Ничего, что ростом мал                       Унести детей хотят.                   Все как один готовы к бою:

Теремок – домишко,                             -Гуси, нате пирога,                    Илья, Добрыня, Алексей -

Всем хватило места в нём                    -Гуси, съеште творога.             Так звали трёх богатырей.

И лисе и мишке.                                      Головой мотают гуси:    

                                                                     -Где Ивашка?  Га-га-га?

На земле есть много змей                       Жар-птица в хозяйстве всегда пригодится:

Змей-Горыныч всех сильней!                  И жарит, и варит, и светит Жар-птица.

Он и злобный, и здоровый,                      Избушку прогреет быстрее, чем печь,

И толковый – трёхголовый!                       Но если обидите – может обжечь!                                                                                    



Предварительный просмотр:

Ход :

   Логопед:  В некотором царстве, в некотором  государстве стоял детский

сад. И жили в нём ребята. Целый день играли, рисовали, лепили,

строили, считали, буквы учили да сказки слушали.

  Вот однажды пришли они в свой музыкальный зал, смотрят, а там

Колобок сидит, на них глядит. Обрадовались ребята и говорят ему:

- Здравствуй, Колобок, как поживаешь?

- Здравствуйте, ребята, я вот тут сижу, вас жду. Вы со мной поиграете?

Кто меня поймает, тот сказку называет (дети стоят полукругом, лого-

пед  бросает Колобка, поймавший ребёнок называет сказку или

сказочного героя)

- А теперь отгадайте мои загадки  (викторина)

- Вы не устали? Тогда побегут ваши ножки по запутанным дорожкам.

Будьте внимательны, с пути не сбейтесь (показывает детям карточки

со стрелками, дети пересекают зал в соответствии с рисунком)

А как ты туда добежал? (стрелка показывала в правый угол,…)

- Молодцы, все добрались до полянки. А мне ваши воспитатели

такие  интересные картинки дали, только я не понял, кто тут

нарисован?  А они сказали, что ребята знают, хорошо говорить

умеют и сами мне расскажут. (воспитатель достаёт картинки со

сказочными героями, дети рассказывают стихи)

 - логопед:  А теперь ты, Колобок, с нами поиграй!  (подвижная

игра «Ручеёк»

-  А ребята тебе ещё и песню споют (песня «Сказочная страна»)

-  Колобок :  Как здорово, ребята, что я к вам в гости попал! Вы мне

столько всего  интересного рассказали, в Ручеёк играть научили,

песню спели. Пойду-ка я попробую других сказочных героев по-

скать и с ними поиграть.

 - До свидания, Колобок, счастливого пути и будь осторожен,

к Лисе на нос не садись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Конспект предварительной лексической работы по изучению русской народной сказки "Аленушка и братец Иванушка"

Вспомогательная работа по изучения комплекта книг для развития по программе "Социокультурные истоки"...

Маски из фетра авторской работы для инсценировки русской народной сказки «Репка»

Маски из фетра авторской работы  для инсценировки русской народной сказки «Репка»Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Цели:За...

Отчёт о проведении работы по изучению русской народной сказки.

В статье кратко описываются методы, формы и приёмы, используемые при изучении художественной литературы....

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...