Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии по теме:
    Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

    Чукань Татьяна Вячеславовна

    Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rech_2.docx34.85 КБ
    Файл tema.pptx648.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эффективные приемы и методы  по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

    Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Значительные трудности испытывают эти дети в процессе словесного интерпретирования содержания художественных произведений, описание картин, и т.д.

    В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ . Данной проблеме уделяли внимание такие педагоги, ученые  как : Т.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»,  Бородич А.М., Соловьевой О.И., Федоренко Л.П., Сохина Ф.А., Алексеевой М.М.

     В коррекционной работе с такими детьми  формирование связной речи превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы дефектолога. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

    Развитие связной речи у детей с нарушениями в развитии  является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети  должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и бучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

    Дети с ОВЗ быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционной работе основное внимание уделяется: формированию монологической речи, обучению детей составления предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.

    Основными требованиями, которые предъявляются к рассказам детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ  являются:

    Рассказ должен быть:

    1. Связным, понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность.
    1. Лаконичным, т.е. передавать более характерное и важное, при отсутствии излишней детализации.
    2. Самостоятельным, т.е. по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами.
    3. Целенаправленным, т.е. говорить на тему, не отвлекаться от содержания.
    4. Последовательным, уметь строить несложные суждения, умозаключения.
    5. Грамматически правильно оформлен, словарь должен быть полным и точным (определения, обстоятельства места, времени и другие).
    6. Выразительным (по исполнению)

    Способом, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме, является моделирование предложения.  В последнее время  моделированию уделяется все больше внимания в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Оно рассматривается как эффективное средство умственного воспитания. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

    Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов» .

    Лист картона 45х20 сантиметров делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Например, для описания игрушек предлагаются шесть квадратов:

    1. цвет (цветовые пятна)
    2. форма (несколько геометрических фигур)
    3. величина (два мяча разной величины)
    4. материал (фольга, дерево)
    5. части игрушки (пирамидки с раздробленными кольцами).

    Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.

    Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

    В работе по развитию речи используется моделирование словесного состава предложения в игре, где слова в модели изображают дети. Важность игры в психическом развитии объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по настоящему освоены.

    При проведении игры “Живые слова” вызываются дети по количеству слов предложения и говорит каждому каким словом он будет. Затем “живым словам” предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу задуманного педагогом или детьми предложения. При названии слов по порядку дети могут прочесть это предложение, так они легко запомнят набор до шести-восьми живых слов.

    На модели “живые слова” дети видят, что происходит при изменении порядка слов предложения, распространение предложения путем добавления одного двух слов; замена одного или поочередно всех слов предложения; составление предложения из набора слов.  Проведение этой игры предусматривает также соблюдение правил детьми, которые обозначают слова громко и правильно по сигналу педагога произносить свое слово; запоминать и находить свое место среди других слов; при последовательном назывании всех слов каждое предыдущее “живое” слово, назвав себя, берет за руку следующее за ним слово или кладет руку на плечо. Специфика игры “Живые слова” дает возможность вовлекать в активную работу всех детей. Вовлечение в активную деятельность проходит как бы в два этапа.  Сначала выступает внешняя активность, когда ребенок по своему желанию или по предложению педагога выполняет в игре функцию слова. Эта внешняя активность проявляется у большинства детей с первого занятия, независимо от их умения выполнять задание. Но затем, включаясь в игру, называя слова, которые обозначают они сами или другие дети, постепенно, в зависимости от индивидуальных особенностей и общего уровня развития, дети проявляют более содержательную активность – начинают предлагать варианты ответов. В зависимости от программного содержания различных вариантов игры “Живые слова” подбирается языковой материал, которым предусматривается использование предложений разной конструкции, что обеспечивает большую вариативность ответов, и в тоже время способствует более высокой произвольности построения высказывания. Программное содержание игр постепенно усложняется, самостоятельно или с помощью педагога дети должны придти к выводу, что высказывание становится понятным если слова в нем следуют одно за другим по порядку.

    Моделирование предложений в виде речевой игры ставит детей в условия произвольного построения высказывания, в которых решаются задачи формирования грамматического строя речи, словарной работы, использования полных распространенных предложений. Это в свою очередь оказывает влияние на развитие связной речи дошкольника, умения в развернутой форме связно и последовательно излагать свои мысли. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление логически более последовательное, чем в процессе диалога. То есть связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению. В основном решение задач по развитию речи осуществляется на занятиях, которым отводится  особая роль. Обучение позволяет детям освоить наиболее сложный программный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений и навыков. На занятиях больше, чем в других видах деятельности ребенок осваивает грамматически правильную, чистую, выразительную речь. Кроме того, для занятий специально отбирается программный материал, наиболее эффективные методические приемы, подбираются такие игры и упражнения, речевой материал, который соответствует возрасту ребенка. Проводя то или иное занятие педагог должен находить различные варианты сочетания приемов обучения с тем, чтобы повысить активность и самостоятельность детей.

    Опираясь на научно-методическую литературу по развитию речи авторов Бородич А.М., Соловьевой О.И., Федоренко Л.П., Сохина Ф.А., Алексеевой М.М. и, учитывая возрастные особенности дошкольников, была разработана система методических приемов по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. При разработке системы приемы в ней выстроены по принципу «от простого  к сложному». Т.е. начинать занятия с детьми нужно с самых простых, доступных, известных им видов работы (рассказ по образцу), а затем, постепенно усложняя приемы, вводя в них все больший элемент самостоятельности и сложности, подводить их к наиболее сложным видам работы (творческое рассказывание).

    Созданная система приемов имеет девять этапов, различных по уровню сложности.

    1 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «образец рассказа» по игрушке. На этом этапе самое важное -  дать правильный образец описательного рассказа.

    2 этап: Проведение занятий, на которых закрепляется навык рассказывания по образцу и вводится методический прием «беседа» по предметам. На этом этапе дети должны  научиться описывать предметы, опираясь на их основные характеристики, выявленные в ходе беседы.

    3 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «работа со схемами». Цель этапа – научить детей описывать предмет, опираясь на схему.

    4 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «беседа по картинке». На этом самое важное -  научить детей выявлять существенные признаки предметов, изображенных на картинке и устанавливать взаимосвязи между ними.

    5 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «рассказывание по картинке». Цель этапа – научить детей составлять рассказ по картинке, применяя навыки, освоенные на 4 этапе.

    6 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «рассказывание по сюжетной картинке». Цель этого этапа – закрепить навыки двух предыдущих и научить детей составлять сюжетный рассказ.

    7 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «рассказывание по серии картинок». Цель – научить детей устанавливать логические связи между несколькими картинками, связанными одним сюжетом, и составлять по ним рассказ.

    8 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «рассказывание из опыта». На этом этапе важно научить детей четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

    9 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «творческое рассказывание». Это самый сложный этап нашей системы. Цель - научить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

    Определив уровень развития связной речи, педагогами МОУ СОШ №4 (дошкольное отделение) г.Твери, был проведен эксперимент с применением разработанной  системы методических приемов обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

    На первом этапе проводится  занятие «Описание игрушки по образцу». Целью занятия было развитие умения описывать предметы, придерживаясь определенной последовательности, избегая неоправданных повторов, употребляя разнообразные, но точные по смыслу слова. На этом занятии вводится методический прием «рассказ по образцу». Педагог дает поэтапное описание предмета, а дети, подражая педагогу, дают описание второго предмета.

    На занятии, предлагается вниманию детей двух разных кукол (девочка-дошкольница и кукла-малыш). После того, как дети рассмотрели кукол, составляется о них рассказ по образцу. Педагог начинает рассказывать про девочку-дошкольницу, а один из детей рассказывает о кукле-малыше, стараясь составить описание как можно подробнее.

    После того, как рассказывание о куклах закончили, детям предлагается  вспомнить с чего начинался рассказ, о чем говорили потом и чем закончили. Затем дети самостоятельно пытаются рассказать все о малыше.

    Во второй части занятия, для обогащения словаря прилагательными и существительными, можно провести  дидактическую игру «Цепочка слов» (автор Белобрыкина О.А.). Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками, например, холодный – ветер, мороженое, вода и т.д.

    Слово «кошка»

    - Кошка бывает какая?

    - Мягкая, пушистая, черная…

    - Что еще бывает черным?

    - Ночь, карандаш, бумага…

    - Какой еще может быть бумага?

    - Цветная, белая, тонкая…

    На втором этапе проводится занятие «Описание игрушки», на котором закреплялся навык рассказывания по образцу и вводился методический прием «беседа по игрушке». В начале занятия провести беседу об известных детям средствах передвижения (воздушный, подземный, водный, наземный).

    Далее предлагается  ребятам рассмотреть игрушку-грузовик. Вместе с детьми отмечаются основные характеристики машины: зеленая кабина, красный кузов, 4 больших черных колеса, 2 желтых фары, в кабине кресла для водителя и пассажира, руль, панель управления.

    После беседы даем образец рассказа, а один ребенок его повторяет.

    Для улучшения внятности и четкости произнесения слов с детьми проговариваются названия транспортных средств, нарисованных на картинке. От детей требуется  произнести слова громко и четко.

    На третьем этапе введутся  два занятия, на которых вводится методический прием «работа со схемами». Занятия «Загадай загадку» по овощам и фруктам проводятся  по опорным карточкам. Дети учатся описывать предмет по условным обозначениям. Занятие начинается с беседы ( Какие фрукты (овощи) вы знаете? Какого цвета бывают фрукты (овощи)? Какого они бывают размера?)..

    Затем  им показываются  картинки, где нарисовано красно-желтое яблоко, синий баклажан, оранжевый мандарин, темно-зеленый огурец, коричневый картофель и т.д.

    Вкус овощей и фруктов дети обозначают как сладкий, вкусный, невкусный. Детям уточняют, что вкус еще бывает кислый (лимон), кисловатый (яблоко), горький (лук).

    После беседы детям показывают опорную схему и рассказывается, что обозначает каждая карточка. На занятии «Овощи» можно поиграть в игру «Загадки»: «Этот овощ желтый, круглый, маленький, сладкий, растет под землей, его можно есть сырым. Это…(репа)».

    Далее дети сами выбирают овощ (фрукт) и, не называя его, составляют описание (загадывают загадку).

    После того, как дети научатся описывать предмет, проводятся  дидактические игры-занятия «Кто дополнит рассказ?» и «Подарки».  На этих занятиях дети самостоятельно описывают хорошо известные им предметы.

    После занятий чтобы закрепить умение детей составляются описательные рассказы. С детьми, у которых описание предмета не достаточно для отгадывания, проводятся  дополнительные, индивидуальные занятия по описанию предметов.

    На четвёртом этапе проводится  занятие «Описание времени года», на котором вводится методический приём «беседа по картине». Целью занятия на этом этапе становится научить детей выявлять существенные признаки предметов, изображённых на картине. Детям предлагается рассмотреть картинку «Лето».

    В начале занятия проводится  беседа по двум картинкам, на которых изображены признаки одного из времён года 1-ая картинка-лето, 2-ая картинка-зима. Нами были заданы вопросы:

    -какое время года изображено на картине?

    -как вы об этом догадались?

    -какие ещё зимние (летние) развлечения вы знаете?

    Далее предлагается детям рассмотреть картинку «Лето» и предложили ответить на вопросы:

    -какое бы вы дали название этой картинке?

    -какое время года и время суток изобразил художник?

    -как об этом сказать, одним словом?

    После беседы, чтобы поупражнять детей в употреблении слов, обозначающих действие предметов  ребятам следует придумать слова про то, что в этот солнечный день делают дети, птицы, бабочки…

    Например, что делает солнце? – печёт, греет, светит.

    После этого упражнения дети  послушают рассказ о лете, составленный педагогом по этой картинке.

    На пятом этапе проводится 1 занятие, на котором вводился методический приём «рассказывание по картине». Цель этого занятия научить детей применять навыки, освоенные ранее (описание предметов, рассказ по образцу) для составления рассказа по картинке «Осень». После предварительной беседы, в ходе которой задаются вопросы: какое время года изображено на картине? Какое осенью небо?  Какой осенью дождь?  Что происходит с листвой? А с травой? Что делают насекомые? Что делают животные? Что делают перелётные птицы? Что делают люди осенью? Дети сами  составляют рассказ по картинке.

    Для того чтобы облегчить детям составление рассказа, можно ввести методический приём «составление рассказа подгруппами».

    Затем можно предложить детям  дидактическую игру «Времена года». Детям раздаются карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, - на каждой из которых стоят цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года). Дети встают в круг. Педагог называет время года, например, лето. В круг выходят те, у кого красные карточки и рассказывают об этом времени года по очереди.

    На шестом этапе проводятся  три занятия, на которых вводится прием « рассказывание по сюжетной картинке». На каждом занятии предлагаются детям по одной картине: «Ежи», «Кошка с котятами», «Дети севера».

    Целью этого этапа было научить детей составлять сюжетный рассказ.

    1. Занятие рассказывание по картине «Ежи».

    В начале занятия проводится  беседа на тему «Дикие животные» (где они живут (в лесу),  животные, которые живут в лесу (дикие) и объяснить, почему их так называют).

    Затем беседа о ежах (что дети  знают о ежах, об их повадках, о том, чем они питаются).

    После беседы проводится рассматривание картины «Ежи» и беседа по ней:

    - Кто из вас какое название хотел бы дать картине?

    - Куда и когда привела ежиха ежат?

    - Опишите полянку, какая она.

    - Расскажите про ежат, разбежавшихся по полянке.

    -Обратите внимание на ежиху. Расскажите о ней.

    Затем дети  еще раз рассматривают  картину и рассказывают о ежихе и ежатах.

    2. Занятие по картине «Кошка с котятами».

    В начале занятия проводится беседа с детьми о домашних животных и их детенышах. Этой беседой упражняем детей в правильном употреблении родительного падежа в единственном и множественном числе названий детёнышей животных.

    Далее показываем детям картину « Кошка с котятами», рассматриваем её и проводим беседу по картине. Так же как и на предыдущем занятии,  дети сначала рассказывают о каждом герое  картины отдельно, а затем составляют  целый рассказ о картине.

    После рассказывания по картине детям предлагается составить маленькие рассказы о животных (по картинкам или открыткам). Дети, которые затрудняются в составлении рассказов, им задаются  наводящие вопросы.

    3. Занятие   по картине «Дети севера» проводится по тому же принципу, что и два предыдущих: беседа, рассказывание по частям.

    Для воспитания правильного произношения звуков во фразовой речи и развития речевого слуха нами было предложено проговорить скороговорку «Петя пилил пилой пень». Детям предлагалось произнести ее не только ясно и отчетливо, но и на одном выдохе.

    На седьмом этапе проводятся занятия, на которых вводится методический прием «рассказывание по серии картинок».

    Целью занятий «Кто съел мое мороженое?» и «Нашел выход»  научить детей устанавливать логические связи между несколькими картинками, связанными одним сюжетом и составить по ним рассказ.

    В начале занятия  дети определяют порядок, в котором должна стоять каждая картинка и составить по каждой рассказ. Рассказывает один ребенок, а остальные его дополняют (одна картинка – один ребенок).

    На занятии по серии картинок «Нашел выход» задание усложняется, применив прием «продолжи рассказ». Детям предлагаются  три картинки и они самостоятельно придумают завершение рассказа.

    На восьмом этапе проводятся занятия, на которых вводится методический прием «рассказывание из опыта». На этом этапе важно научить детей четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

    Перед занятием «Письмо бабушке о своем детском саде» проводится предварительная  работа с применением методического приема «экскурсия» по учреждению. Для начала дети  составляют письмо бабушке, в котором рассказывают  о своей группе.  

    На девятом этапе проводятся занятия, на которых вводится методический прием «творческое рассказывание». Это самый сложный этап данной системы. Цель этапа – научить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

    Первое занятие «Рассказы – каламбуры» проводится по таблице «ассорти – коллаж» (автор Белобрыкина О.А.), где наклеены 20 несвязанных между собой предметных картинок, дети  придумывают рассказ: педагог начинает, а дети продолжают.

    Следующее занятие «Сказки о животных». Детям предлагается  сочинить сказку.

    Белобрыкина О.А. предлагает  давать  на дом детям задание, где  необходимо  нарисовать по своему желанию сказочного героя и сочинить про него историю. Детям с нарушением интеллекта предлагается наклеить животное и составить несколько предложений.

    Как на занятиях, так и в другие режимные моменты, проводятся дидактические игры.

    С целью доказать эффективность системы методических приемов по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста, проводится мониторинг.

    Задачи, которые решаются на этом этапе:

    1. Определить уровень развития связной речи после проведения формирующего этапа.

    2. Сопоставить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

    3. На основании анализа результатов сделать выводы и разработать рекомендации.

    На контрольном этапе проводится такое же задание, как и на констатирующем этапе. Детям показывается  сюжетная картинка «Едем на лошадке» и предлагается составить по ней рассказ. Запись рассказа осуществлялась индивидуально за каждым ребенком. Результаты обследования развития связной речи детей оформляются и представляются в таблице.

    Таким образом,  в результате формирующего этапа увеличивается общий уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.  Дети, имеющие средний уровень повышают до высокого уровня развития связной речи, дети с низким - средний уровень развития.

    После проведенной работы  большинство детей старшего дошкольного возраста  научатся самостоятельно составлять рассказ, видеть и устанавливать существенные связи между действующими лицами, предметами; точно формулировать свои мысли и выражать их в предложении.

    Следовательно, опираясь на опыт педагогов, ученых можно сделать вывод что, успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников, особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

    Однако, научные исследования и практика показывают, что в условиях аномального развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, обеспечение условий для формирования предметной и игровой деятельность, а позднее – предпосылок к овладению учебной деятельностью. Все это позволит проводить качественную и результативную коррекционную работу по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

    Слайд 8

    Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

    Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

    Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

    Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

    Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...