Изографическое моделирование.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Ольга Владимировна Кулакова

Изографическое моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon изографическое моделирование27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ  ИЗОГРАФИЧЕСКОГО  МОДЕЛИРОВАНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Изографическое моделирование представляет собой синтез двух взаимодополняемых и взаимостимулируемых деятельностей в дошкольном детстве  – изобразительной и речевой. Под изографическим моделированием мы понимаем использование графических моделей–рисунков (изографов), выполняемых самим ребенком в заданном коррекционном контексте (рисунок-схема сюжетного рассказа, рассуждения, стихотворения, сказки, описательного рассказа, сложных оборотов, фразеологизмов, фрагментов текста, плана пересказа и т.д.). Так называемый синтез продуктивных видов деятельности  – рисования в качестве наглядной модели и активной речевой деятельности – предполагает усиленное воздействие, направленное на формирование связной речи у дошкольников с ОНР. Использование абстрактных символов для замещения слов, словосочетаний, предложений, будет способствовать визуализации речи, тем самым облегчит процесс запоминания сложной структуры воспроизводимого текста, повлияет на полноту передачи его содержания, логику изложения, позволит понять основной смысл рассказа и сконцентрировать внимание на оборотах авторского текста.  Педагог с помощью графических моделей-рисунков, выполняемых детьми, развивает импрессивную речь, расширяет активную лексику, формирует и совершенствует умения использовать различные конструкции предложений, составлять рассказ, удерживать последовательность повествования, понимать логику текста. Таким образом, изографический план является аналогом внутренней смысловой программы связного высказывания. Использование метода изографического моделирования способствует устойчивому сохранению в памяти ребенка содержания текста, схематизм изображения позволяет выдержать логическую последовательность повествования, рассуждения, умозаключения. В этом случае достигается более полное и точное понимание ребенком смысловой нагрузки содержания. Результат выполнения такого текста - рисунка адресован не только к логическим формам мышления, но и непосредственно к образному его содержанию, и смысл графического изображения оказывается психологически весьма сложным. Здесь в единой «слитой» форме представлены и символ -образ, и отношение ребенка к миру, и личный опыт переживаний. Игровая форма организации занятия позволяет сделать  работу увлекательной, позитивной и креативной. Изографические модели ребенок выполняет самостоятельно после пояснений (подсказок) педагога. Рисунки ребенка схематичны, недетализированы, могут выглядеть условно и символично, могут включать стилизованные изображения реальных предметов, ключевых слов, основных частей рассказа, сказки, стихотворения, явления. Графика ребенка не претендует на художественность исполнения.  Предлагаемое моделирование интересно еще тем, что не требует как такового подготовительного обучения ребенка. Деятельность, при помощи которой достигается желаемый эффект, понятна ребенку, доступна и отвечает природе детства.  Процесс становится увлекательным как для самого ребенка, так и для педагога. Применение изографического моделирования позволит самостоятельно наглядно создавать последовательность развертывания событий и тем самым обеспечит логику и связность детского изложения; будет способствовать развитию семантики слов, определяющей их правильное понимание и употребление, выбор и сочетание в связной речи; влиять на формирование представлений о структуре повествования и умений разными способами связывать предложения в высказывании; - изографическое моделирование как модификационное средство облегчит и оптимизирует процесс формирования связной речи; - применение метода изографического моделирования в системе коррекции нарушений при ОНР у дошкольников создаст возможность расширить диапазон творческого рассказывания, обогащая творческий замысел, уточняя представление о сюжетной композиции, облегчая подбор языковых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий прект с педагогами "Использование изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников"

Творческий прект с педагогами "Использование изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников"...

ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рассматривается метод  изографического  моделирования и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи....

Логоритмика и метод изографического моделирования в формировании слоговой структуры слова

Логоритмика и метод изографического моделирования в формирование слоговой структуры словаЗакирова Лилия рафиковнаВ настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста с...

Изографическое моделирование как образовательный ресурс в работе с дошкольниками

Изографическое моделирование - одна из мнемотехник, которая развивает не только память, но и творчество и кистевую моторику...

Презентация «Использование элементов изографического моделирования в работе учителя-логопеда»

Я использую графические модели, которые выполняет сам ребенок в заданном коррекционном контексте (рисунок- схема рассказа, сказки, сложных оборотов, фрагментов текста, плана пересказа и т. д.). А...

Консультация для педагогов ДОУ «Технология изографического моделирования»

Из опыта работы мы уже знаем, что использование различных опорных сигналов (схем, моделей, мнемотаблиц), помогают ребёнку осмыслить, и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным ...