Формирование обобщающих понятий у детей дошкольного возраста (стихи)
учебно-методический материал (логопедия, старшая группа) по теме

Смирнова Елена Борисовна

Авторские  стихотворные  тексты, которые можно использовать в работе по формированию обобщающих понятий у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchie_ponyatiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование обобщающих понятий

у детей дошкольного возраста

       

       Как показывает практика, обобщающие понятия зачастую оказываются не сформированными не только у детей с общим недоразвитием речи, но и у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, хотя, несомненно, у первой категории детей вследствие недоразвития словарного запаса отсутствие обобщающих слов   в речи выражено более   явно.            

       Стихотворная форма помогает детям лучше и значительно быстрее усваивать данный материал.

       Стихотворение, заключающее в себе какое-либо обобщающее понятие, предлагается детям для заучивания после предварительной  работы по  уточнению и обогащению словаря по данной лексической теме.                                                                                                

             

                                                  ФРУКТЫ

                                Запомни: на дереве фрукты растут.

                                Лимон, апельсины и яблоки тут.

                                Манго и киви, гранат и хурма,

      Персик и слива, мандарин и айва,

                                Сладкий банан, абрикосы и груши.

                                Это все – фрукты. Скорее их кушай!

                         

                         ОВОЩИ

      Что растет в огороде  -

      Овощами мы зовем.

      Репу, лук, морковь и свеклу,

      Помидоры здесь найдем.

      Тут сорвем чеснок, капусту,

      Картофель, перец, огурцы.

      Сварим суп, салат накрошим –

       Вот какие молодцы!

                           

                   МЕБЕЛЬ

Если в комнату войти,

Мебель можно там найти:

Стол, диван, сервант и кресло,

Стул, комод – всем хватит места.

Тумба, книжный шкаф, кровать.

Мебель я могу назвать.

                   

                        ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ   

                Могу я домашних животных назвать.

        Надо их всех обязательно знать.

        Кошка, кот, коза, козёл,

        Баран, овца, свинья, осёл.

                                    Лошадь, конь, бык и корова.

                                    Повторить могу все снова!

                                         

                ПОСУДА

 Что  посудой называют,                         Дуршлаг, сковородка,

 Все, конечно, это знают.                         Миска, бокал-

 Кастрюля и чайник,                                 Всё это посуда,

 Тарелки и блюдца,                                   Её я назвал.                      

 Стаканы и чашки,

  Которые бьются.

                                     ДИКИЕ   ЖИВОТНЫЕ

                                   Белка, ёж, медведь и заяц,

                                   Волк, лиса, лось и барсук –

                                   Это дикие животные,                                                                                            

                                   Все они живут в лесу.                

                 

            ОБУВЬ

Если решили пойти погулять,

Что будем на ноги мы надевать?

Туфли, ботинки, кроссовки и боты.

Валенки, кеды выберет кто-то.

Кто-то резиновые сапоги

Быстро наденет на обе ноги.

Летом наденем мы босоножки,

Будет не жарко маленьким ножкам.

А если на улицу мы не выходим,

В тапках домашних по дому мы ходим.

Знаю я: обувью мы называем

                                 То, что на ноги мы надеваем.

             

                                    ТРАНСПОРТ  

Автобус, троллейбус,                                         Нас в город другой

Трамвай и такси –                                               Быстро поезд везёт.

По городу транспорт                                         Кому нравится полёт –

Нас может везти.                                                 Тот садится в самолёт.  

А если далекий                                                    А по рекам и морям

Друг в гости нас ждёт,                                        Мы плывём на кораблях.                                                                          

                                         ИНСТРУМЕНТЫ

                                   Очень нужные всем вещи –

                                   Молоток, топор и клещи.

                             Не забудем про рубанок,

                                   Про   отвёртку и пилу,

                                   Что пока лежит в углу.

                                   Ты запомни непременно:

                                   Мы назвали инструменты.                                

                                                     

                                                 ОДЕЖДА

                                      Мы  одежду  называем,

                                      Называем всё, что знаем:

                                      Рубашка, платье, юбка, шорты,

                                      Сарафан, пиджак и кофта,

                                      Куртка, плащ, пальто и шуба,

                                      И про брюки не забуду.

                                      Я одежду называю,

                                      Называю то, что знаю.    

                                                 ПТИЦЫ

                       Грач, голубь и цапля, веселый скворец,

                       Который зиме объявляет конец,

                       Ласточка, галка, ворона, синица –

                       Я знаю, кто это: конечно же, птицы.

                   

                       Еще назовем снегиря и орла.

                       У каждого хвост есть и клюв, два крыла.

                       Летают, клюют,

                       Весной гнезда вьют.

                       Сорока и дятел, журавль, воробей –

                       За мною всех птиц назови поскорей.

                             

                                       НАСЕКОМЫЕ

                       Бабочка, муха, комар, муравей,

                       Божья коровка, кузнечик и шмель,

                       Паук, стрекоза, таракан и пчела,

                       Что сладкий мед нам с тобой принесла-

                       С ними мы знакомые.

                       Это – насекомые.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими ми...

Опыт формирования обобщающих понятий у детей с общим недоразвитием речи

В статье обобщен практический опыт  работы  по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса и формиромванию обобщающих понятий у детей с ОНР...

Метод формирование гендерных понятий у детей дошкольного возраста

В материале представлен опыт работы по формированию гендерных понятий у дошкольников...

Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Формирование нравственно-правовых понятий у детей дошкольного возраста по средствам сказок

Необходимо с раннего возраста формировать у ребёнка чувство веры в себя, в свои права и обязанности. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребёнок при...

Рабочая программа «Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми»

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в...

Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у детей среднего возраста через мультипликацию.

Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у детей среднего возраста через мультипликацию....