В чем разница между монологической и диалогической речью?
статья по логопедии по теме

Ивкина Галина Ивановна

Статья о развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monolog_i_dialog.docx13.3 КБ

Предварительный просмотр:

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

-Совершенствование содержательности и связности речи (диалога и монолога);

-Развитие речевого творчества, выразительности речи;

-Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

-Подготовка к обучению чтению.

Диалогическое общение- это такое общение, когда беседуют два (и более) партнера на какую- либо тему.

Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.

В диалоге со сверстниками дети  получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

Умению вести диалог – важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить.

Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

Все эти умения и навыки необходимы и для развития монологической речи детей.

Монолог – это высказывание одного человека.

Совершенствование монологической речи – главная задача развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста, представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями)  выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование,  рассуждение.

Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнения.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая, она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д.

Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗНИЦА МЕЖДУ ОТВЕРЖЕНИЕМ И ОТКАЗОМ

разница между отвержением и отказом...

В чем разница между гриппом и другими вирусными инфекциями?

В чем разница между гриппом и другими вирусными инфекциями?...

Для вас, родители. Что такое коронавирусы? Как защитить себя от заражения коронавирусом? В чем разница между коронавирусом и вирусом гриппа? Правила при короновирусе

Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевания, вызванные коронавирусами, протекают в лёг...

Разница между утренней гимнастикой и занятиями по физическому воспитанию.

Утренняя гимнастика является основополагающим средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся детей утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодро...

Памятка для родителей "Как объяснить детям разницу между гласными и согласными звуками".

В памятке даются рекомендации для родителей по закреплению знаний детей о гласных и согласных звуках при обучении грамоте....

КАК ОБЪЯСНИТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его п...