Определение смысловых неточностей, несоответствий.
картотека по логопедии на тему

Сметанкина Дарья Александровна

Игры для развития слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_smyslovykh_netochnostey.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Определение смысловых неточностей, несоответствий.

«Это правда или нет?».

        Цель: Учить выделять  в тексте стихотворения смысловые несоответствия.

        Оборудование: Стихотворение «Это правда или нет?» Л. Станчева, перевод с болгарского А. Александровой.

«Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» -пел соловей.

Быстро дайте мне ответ-

Это правда или нет?»

        Ход: Логопед медленно читает стих, а потом просит детей выделить смысловые неточности, помогая вопросами: «У коня есть рога? Снег бывает летом?» и другими. Дети отвечают.

«Что не так?».

        Цель: Учить детей замечать смысловые несоответствия в стихотворном тексте.

        Оборудование: Текст стиха:

«Январским ясным утром

В начале сентября

Взошла луна, а звезды

Упали на поля.

Нарцисс закукарекал,

Расцвел петух-чудак,

И я в подвал спустился,

Чтоб подмести чердак».

(Пересказ с английского А. Жукова).

        Ход: Логопед читает детям стих, а потом спрашивает, что в стихе неправильно. Если дети не смогли найти ошибки, логопед задает вопросы по содержанию и читает стих еще раз.

«Что неверно?»

        Цель: Учить детей обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста.

        Оборудование: Стихотворение Л. Станчева в переводе с болгарского И. Мазина.

«Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар - горек, уголь-бел,

Ну, а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь - плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут?».

        Ход: Логопед читает стих, а дети называют все ошибки в смысловом содержании. По ходу чтения задаются вопросы о содержании. Если дети не заметили все ошибки, то стих читается еще раз.

«Клички животных».

        Цель: Выявление в тексте смысловых несоответствий, подбор нужных по смыслу слов.

        Оборудование: Текст стихотворения Ю. Черных.

«Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была  у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собаченка Мурка,

А еще – два козла-

Сивка да Бурка!»

        Ход: Сначала логопед обсуждает с детьми, какие клички можно дать курице, собаке, лошади, корове, козлу. Затем предлагает детям послушать стихотворение и сказать, правильно ли названы клички животных. При затруднениях детей логопед задает наводящие вопросы.

«Может так быть или нет?».

        Цель: Научить детей находить смысловые несоответствия, несуразицы в тексте стихов.

        Оборудование: Стихотворение К. Чуковского «Радость».

«Рады, рады, рады светлые березы,

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошел из облака и не град,

То посыпался из облака виноград.

И вороны над полями вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли сладким медом потекли.

Куры стали павами, лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та заплясала у моста.

Так бегите же за мною на зеленые луга,

Где над синею рекою встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!».

        Ход: Логопед читает стих и спрашивает: «Может так быть или нет?». Дети отвечают.

«Путаница».

        Цель: Научить детей замечать нелогичные ситуации, объяснять их.

Оборудование: Стихотворение К. Чуковского «Путаница»

«Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, трюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!

Свинки замяукали: «Мяу! Мяу!»

Кошечки захрюкали: «Хрю! Хрю! Хою!»

Уточки заквакали: «Ква! Ква! Ква!»

Воробушек прискакал и коровой замычал: «Му!»

Прибежал медведь и давай реветь: «Ку-ка-ре-ку!»

Только заинька был паинька:

Не мяукал и не хрюкал - под капустою лежал,

По-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал:

«Кому велено чирикать - не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать - не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

        Ход: Логопед читает стих, а дети слушают внимательно, замечают небылицы и за каждую выкладывают перед собой фишку. В конце игры выясняется, кто больше насчитал небылиц, они называются.

«Правда или нет».

        Цель: Учить детей выявлять, что не соответствует действительности и объяснять, что должно быть на самом деле.

        Оборудование: Стихотворение А. Дуйсентшева в переводе с казахского И. Мазина.

«Кто подскажет мне ответ?

Это правда или нет,

Что из всех лесных зверей

Всех ленивей - муравей?

Это правда или нет,

Что, почуяв зайца след,

Волк от страха без оглядки

Мчится прочь во все лопатки?

Это правда или нет,

Что съедает на обед

Мышь, помимо разных крошек,

Двух котов и восемь кошек?

Это правда или нет,

Что в неправде правды нет?».

        Ход: Логопед читает стихотворение и просит детей объяснить, что не соответствует действительности и как должно быть на самом деле. Дети объясняют.

«Повар».

        Цель: Учить детей логически мыслить, замечать в стихотворном тексте небылицы.

        Оборудование: Стих О. Григорьева «Повар».

«Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

А в печку кладет варенье,

Мешает суп кочергой,

Угли бьет повапешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!».

        Ход: Логопед читает стих, дети замечают и называют нелогичности, объясняют, что надо делать на самом деле.

«Перевертыш».

        Цель: Учить детей выявлять смысловые несуразицы; выяснить, какое настроение вызывает «перевертыш» в стихах.

        Оборудование: Стихотворение «Перевертыш»

«Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу конь из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Избы убежали из деревни вон!».

        Ход: Логопед читает стих, спрашивает детей, развеселил ли их текст стиха, какие несуразицы есть в тексте. Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности

При организации занятий познавательного цикла необходимо  учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо упаковать ра...

Художественные произведения детских писателей, как смысловой фон познавательно-исследовательской деятельности.

Презентация в которой можно увидеть, как  произведения Н.Н.Носова являются фоном для познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей-подготовительной группе....

Смысловой перевод мордовской песни «Вирь чиресэ»

Смысловой перевод  мордовской песни «Вирь чиресэ» к 1000-летию единения мордовского народа с русским народом...

Определение должностных обязанностей педагогических работников ДОО для определения качества их труда

Деятельность педагогических работников дошкольного образования является предметом многочисленных научных исследований. Вопросы, связанные с ее структурой, спецификой профессиональных умений работника ...

Консультация для родителей "Дисграфия: определение, что важно знать, профилактика. Виды и помощь при определенном виде дисграфии".

Что такое дисграфия.  Кратко о том, что в нашем организме все взаимосвязано. Профилактика дисграфии. Кратко о ее видах, симптомах и  пример материала для исправления конкретного вида дисграф...

Подготовка детей к обучению грамоте "Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука."

Цель: упражнение детей в определении количества слогов в словахЗадачи:Образовательные: составлении предложений и их графической записи; закреплять знания о предложении (количество и порядок слов); учи...