Использование разнообразных средств для повышения речевой активности детей в игровой деятельности
консультация по логопедии (средняя группа) по теме

Сорокина Татьяна Васильевна

Играть любят все: дети и родители, ученики и преподаватели.

Игра является частью общечеловеческой культуры. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, обучает.

Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. Игра призвана готовить детей к взрослой жизни. 

Игра-это альтернатива действительности, она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование разнообразных средств для повышения речевой активности детей в игровой деятельности.

Учитель – логопед Сорокина Т. В.

Играть любят все: дети и родители, ученики и преподаватели.

Игра является частью общечеловеческой культуры. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, обучает.

Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. Игра призвана готовить детей к взрослой жизни.

В детских играх, как в зеркале, отражались особенности времени, порождавшие новые сюжеты и приемы игры. Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определенными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.

Игра-это альтернатива действительности, она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка.

Но все же главная функция игры- раaзвивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Моя задача рассказать, как с помощью игры активизировать речевую активность детей.

Первый, очень важный этап- развитие мелкой моторики.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действует на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге , стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный фон, развивают умение подражать взрослому. Учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более четкой, ритмичной яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.

Следующий вид работы, способствующий активизации речевой деятельности—игры с мячом. Они создают предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывают положительное влияние на выработку правильных речевых навыков, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Мяч можно использовать очень часто

Например, дети называют предмет посуды, овощ, фрукт и т.д.

----или: подбрасывать мяч и говорить: я знаю три цветка. Три имени и т.д.

----или перебрасывать мяч с руки на руку,

----или отбивать мяч об пол.

Очень хорошим видом работы считается речевая игра, ведь играть со словом не менее интересно, чем с игрушкой. Это стихи,, с которыми и в которые можно играть

Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, прежде всего те, в которых есть сюжет и действие, в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Это могут быть потешки, считалки, дразнилки.

Например: «Как у бабушки Наташи», «Аты-баты шли солдаты», «Барабек», « Мы сидели на печи»

Принцип речевой игры прост: о чем говорю , то и показываю. После прочтения стихотворения поговорить о содержании, попросить самим рассказать, что они поняли, разъяснить непонятные слова.

Придумать соответствующий жест на каждую строку. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания: бабушка говорит по-старушечьи,; мышка - тонким голоском; медведь - низким голосом.

Тематические сказки—еще одно средство активизации речи детей, создаются ситуации, стимулирующие потребность дошкольника в речевых высказываниях.

На любую нашу лексическую тему можно придумать или найти в литературе текст сказки.

( Например: « Как муравьишка домой спешил»)

Хороший прием для активизации речи----развитие диалогической речи.

Можно использовать разные стихи-шутки. Они полезны для работы над интонацией.

Эффективным способом развития связной речи является использование мультфильмов.

Они усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Благоприятно влияют на познавательную деятельность.

Для развития связной речи, особенно это касается детей младшей группы—важно программировать деятельность ребенка. Это развивает понимание речи, регулирует поведение гиперактивных детей, организует ребенка. Например: воспитатель учит рисовать дерево.—Дети, а Незнайка хочет сначала нарисовать ветки .Он прав? –Нет. Почему? Дети начинают объяснять.

Следующий прием очень полезно применять и в детском саду и для развития речи своих детей и внуков. С утра проговаривать,  что будем делать сегодня.

В конце дня- проговорить что делали в течении дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

педсовет  "В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра."...

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста

В презентации "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста" я хочу кратко познакомить коллег со своим опытом работы. В ней изложены актуальность,...

«Музыкально – игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.Современные научные исследования свидетельствуют о том, что раз...

Повышение речевой активности детей раннего дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности

Этот материал предлагается для родителей дошкольников. Здесь раскрываются подробно вопросы о том, почему ребенку бывает трудно заговорить и советы родителям по преодолению подобных проблем....

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста (Творческий отчет)

В течении многих лет я работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Особое внимание уделяю детям младшего дошкольного возраста так, как именно этот возраст наиболее б...

Развитие речевой активности детей в игровой деятельности

Су-Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка "Су" - кисть, "Джок" - стопа.Су-Джок – терапия оказывает воздействие на био...