Логопедический массаж
консультация по логопедии на тему

Голева Светлана Ивановна

Данный материал предназначен начинающим логопедам,воспитателям и родителям детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logomassazh.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж

Количество детей, страдающими тяжёлыми речевыми нарушениями, растёт с каждым годом. Увы, эта статистика ни для кого не секрет. Специалистов, готовых помочь таким детям, не так уж и много. Поэтому родители стараются сами овладеть определёнными методиками работы, приобрести необходимые навыки, чтобы реабилитировать своих детей в домашних условиях. Одним из таких необходимых навыков является, на мой взгляд,логопедический массаж. Он абсолютно незаменим при дизартрии ( ДЦП, синдром Дауна, минимальная мозговая дисфункция) и будет полезной процедурой при других, даже несложных, речевых нарушениях. При использовании массажа звукопроизношение нормализуется быстрее за счёт непосредственного воздействия на определённые участки артикуляционных органов. Активизируется и восстанавливается их деятельность, улучшается подвижность, нормализуется тонус, стимулируются кинестетические ощущения.

 

 

В логопедии применяется массаж руками, вибромассаж (вибромассажёром, электрической зубной щёткой), зондовый массаж, точечный массаж.

Массаж лицевой мускулатуры начинают проводить уже в возрасте 1 мес , если есть показания. К этому возрасту у ребёнка может нарастать тонус в артикуляционных мышцах, и им потребуется расслабление. Расслабить лицевую и губную мускулатуру можно методом разглаживания:

 

  1. от середины лба к вискам;
  2. от бровей к волосистой части головы;
  3. от линии лба вниз через всё лицо к шее;
  4. от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  5. по верхней губе от угла рта к середине.

 

Движения рук должны быть лёгкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Массаж необходимо проводить ежедневно, он должен занимать не более 3 мин. Каждое движение следует повторить 5-7 раз.

Хочу порекомендовать родителям приём из своей логопедической практики. Во время массажа лица я произношу «массажное заклинание» Под эти слова на процедуру соглашаются даже самые несговорчивые дети. Движения рук я, конечно же, согласовываю со словами.

Подмели метлищей— Стал двор чище.

Поскребли лопаткой— Стал двор гладким.

Снег собрали в кучу, Сделали кручу,

И по круче сани Покатились сами.

После этого проводится расслабление языка, для чего используется:

1) точечный массаж в подчелюстной ямке (вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью)—в теч.15сек

2) вибрация под углами челюсти (проводится двумя указательными пальцами обеих рук)—в теч. 15сек

3) похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем (шпатель накладывается на кончик языка)—15 сек

4) нежное надавливание на язык стерильным бинтом до расслабления.

Расслабление языка необходимо проводить трижды в день.

Расслабление губ:

1) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

2) поглаживание верхней и нижней губы к центру;

3) постукивание губ;

4) точечный массаж губ.

После указанных движений, совершаемых на лице ребёнка, проводят расслабление мышц шеи. Для этого применяют пассивные повороты головы в обе стороны, покачивание её вперёд. При расслаблении шейной мускулатуры происходит и некоторое расслабление корня языка.

Если же оральная мускулатура вялая, то приёмы массажа направлены на укрепление этой зоны. Для этого проводят поглаживание, растирание, глубокое разминание от центра к периферии (к ушам).

Укрепление лицевой мускулатуры:

1) поглаживание лба от середины к вискам;

2) поглаживание щёк;

3) разминание скуловой и щёчной мышцы.

С каждым разом сила движений нарастает, но они не должны стать болезненными и вызывать у ребёнка отрицательные реакции. Выполняют 8-10 повторений 2-3 раза в день.

Укрепление губной мускулатуры:

1) поглаживание, растирание, разминание, вибрация от середины верхней губы к углам;

2) поглаживание, растирание, разминание, вибрация от середины нижней губы к углам;

3) поглаживание носогубных складок к крыльям носа;

4) пощипывание губ.

Повторять по 8-10 раз 2-3 раза в день. Для укрепления лицевой и губной мускулатуры эффективно используется вибромассажёр.

Укрепление мышц языка с помощью деревянного шпателя:

1) поглаживание от средней части к кончику (продольные мышцы);

2) ритмичное надавливание на язык (вертикальные мышцы);

3) поглаживание из стороны в сторону (поперечные мышцы).

Кроме массажа деревянным шпателем, можно проводить разминание языка большим пальцем руки круговыми движениями по часовой стрелке, обхватив язык стерильным бинтом. Также применяются специальные массажные зонды (по Ф.А. Рау, по Л.С.Волковой). Родители могут приобрести комплект массажных зондов специально для своего ребёнка и содержать их в стерильности. Логопед обучит родителей проводить зондовый массаж языка. В наше время обучиться этому стало совсем просто: можно скачать обучающий видеоролик в интернете. Следует обращать внимание на то, как ваш ребёнок относится к прикосновениям металлического инструмента. Если вам удалось приучить ребёнка спокойно реагировать на эту процедуру или даже засыпать во время неё, смело продолжайте делать массаж дальше. Если же зондовый массаж вызывает резкие отрицательные реакции у вашего малыша, то необходимо взвесить, насколько необходимо такое "насилие". Даже в случае с ДЦП, когда без массажа никак не обойтись, разумнее будет заменить зондовый массаж на поглаживание и разминание языка пальцами рук, т.к. иногда дети отрицательно реагируют именно на прикосновение холодных металлических предметов. Массажными зондами можно воздействовать не только на язык, но и на мышцы лица, а также на руки.

В настоящее время предлагается немало различных упражнений для тренировки мелких мышц кисти. Все знают о связи мелкой моторики руки и речевой функции. Двигательная зона руки в коре головного мозга находится рядом с двигательной речевой зоной. А поскольку между зонами коры головного мозга нет чётких границ, то развивая одну функцию, мы опосредованно действуем и на другую. Всем известная игра-потешка "Сорока-белобока"—это, пожалуй, первый массаж кисти малыша. Для массажа прекрасно подойдут сосновые и еловые шишки, а также мячики с шипами, которые можно приобрести в зоомагазине. Их уместно использовать со словами-

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Вверх по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да-да-да,

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь…

В эзотерических магазинах продаются пружинные колечки для пальчиков. Можно смело приобретать их и использовать в наших логопедических целях, массировать детские пальчики.

Однако, сосредоточившись на тренировке кисти, и специалисты, и родители, забывают, что в работе руки большая нагрузка ложится на предплечье. Рука первоклассника с, казалось бы, развитой мелкой моторикой, быстро утомляется из-за ослабленных мышц предплечья. В случае ослабленной функции руки показан массаж мышц предплечья. Для этого Е.В.Новикова предлагает использовать логопедические зонды, а также подручные материалы, например, карандаш.  Это снимет излишнее напряжение в руке, в результате чего улучшится почерк, увеличится скорость письма.

Причиной плохого почерка может быть не только слабость мышц руки, но и так называемый писчий спазм, когда при нарушенном акте письма сохраняются возможности выполнять рукой другие действия. При целенаправленном коррекционном логопедическом воздействии писчий спазм постепенно сглаживается. Неоценимую помощь в избавлении от него оказывает массаж биологически активных точек—точечный массаж. Такой массаж необходимо проводить курсами. Воздействовать на точки следует успокаивающе—лёгкими касательными вращениями по часовой стрелке.

Точечный массаж применяется также и в области лица. Его широко используют в практике ослабления гиперкинезов у детей с церебральным параличом. В основе такого логопедического массажа лежит перекрёстный точечный массаж, разработанный К.А.Семёновой. Массаж биологически активных точек возможно делать и вибромассажёром с применением соответствующей насадки.

Нельзя не вспомнить и о массаже, применяемом при заикании. Расслабление мышц лица, шеи и плечевого пояса—неотъемлемая часть комплексного коррекционного воздействия, проводимого при заикании.

Массаж—безусловно, полезная процедура. Но, хочу заметить, что уповать на него, как на волшебство, не стоит. Есть случаи, в которых логопедический массаж, если и не принесёт вреда, то и не сдвинет речь ребёнка с мёртвой точки. А в отдельных случаях он может даже и навредить. Поэтому, прежде чем приступать к массажу, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...