"Яркие краски зимы". Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Сергеева Елизавета Сергеевна

Подробный конспект открытого фронтального занятия, подготовленный для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2011" (г. Орёл). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarkie_kraski_zimy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Яркие краски зимы

Цель: активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»

Задачи:

Образовательные:

  • расширять активный и пассивный словарь детей;
  • упражнять в подборе определений, глаголов;
  • закреплять навыки согласования имён прилагательных и причастий с именами существительными;
  • закреплять у детей  навыки словообразования;
  • совершенствовать навыки грамматически правильного построения предложений;
  • развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  • использовать потенциал музотерапии, цветотерапии, ароматерапии для создания благоприятного психоэмоционального настроя на занятии, предупреждения тревожности, развития чувства уверенности в себе, активизации мыслительной и речевой деятельности;
  • развивать речевое дыхание;
  • укреплять  мелкую моторику пальцев, совершенствовать зрительно-моторную координацию, умение согласовывать движения со словесным сопровождением;
  • способствовать профилактике оптической дисграфии;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • способствовать развитию у детей пространственных представлений;
  • развивать зрительное восприятие;

Оборудование: бейджики – снежинки с именами детей, бумажные снежинки для проведения зрительной и дыхательной гимнастики с ароматом хвои, пустая рамка для картины, картина «Зимний пейзаж», индивидуальные подносы с манной крупой, образцы снежинок, предметные картинки, силуэтные картинки, контурные изображения предметов, тканевое полотно красного цвета (для активизации мыслительной деятельности), фрагмент музыкального произведения «Размышления» Ж. Массне.

Ход занятия

  1. Организационное начало занятия

(Входит логопед, подходит к детям, которые стоят на ковре)

Логопед: Здравствуйте, меня зовут Елизавета Сергеевна. Давайте познакомимся. Я принесла с собой вам волшебные подарки. (Из коробки достаю бейджики-снежинки с именами детей)

Как тебя зовут? (вешаю бейджики).

- Эти чудесные снежинки с вашими именами помогут вам быть на занятии самыми внимательными, умными и сообразительными. Ну и конечно не забудем о том, что отвечать будем полным предложением, чётко и красиво!

- Проходите, присаживайтесь на стулья.

  1. Сообщение темы и цели занятия

(Дети проходят и садятся каждый на свой стул. Перед детьми стоит мольберт с картиной накрытый красным полотном.)

Логопед: Я принесла вам очень красивую зимнюю  картину.

Закройте глаза. Представьте себе, что бы вы могли там увидеть. Один! Два! Три! Открывайте!

(Логопед снимает полотно, а там вместо картины пустая рамка)

 Логопед: Ах! Картина-то исчезла! Это волшебница Зима заколдовала её и сделала невидимой. Давайте расколдуем её.

Логопед: Мы нарисуем новую картину! Но у нас нет ни карандашей, ни красок, ни фломастеров… Придумала! Мы будем рисовать картину с помощью слов. Как вы думаете, какие слова мы должны  будем подбирать для нашей картины?

- Обычные, простые, которыми пользуемся каждый день, или будем стараться подбирать красивые, необычные слова?

Дети: Красивые, необычные.

  1. Работа по теме занятия

Логопед: Итак, с чего же нам начать… Мы же будем рисовать картину с изображением зимы.

- Как вы думаете, какой цвет будет самым главным на нашей картине?

Дети: Белый

      А) Упражнение на согласование имён прилагательных с именами существительными

Логопед: Да на улице всё белым – бело! Повсюду, и тут и там лежит белый снег. Давайте назовём, что побелело зимой. Я вам буду показывать картинки, а вы называете, например, деревья покрыты белым снегом, какие они?  – белые деревья.

Картинки: крыша, дерево, дома, куст, забор,

Логопед: Но неужели наша картина будет просто белой. Какой же тогда унылой и скучной получится она… Чтобы наша картина стала более весёлой, какой день мы нарисуем на ней?

Дети: солнечный, морозный, погожий, ясный, светлый, яркий, безоблачный…

       Б) Упражнение на согласование имён прилагательных

Снег на солнышке искрится, значит он какой? (Искристый, искрящийся). Снег сверкает … (сверкающий), серебрится …(серебристый), рассыпается…(рассыпчатый), хрустит… (хрустящий). А снежинка какая? (Хрустальная, серебристая, искристая.)

     

       В) Упражнение «Нарисуй снежинку»

Логопед: Подойдите к столам. Посмотрите, снег лежит даже у вас на тарелочках.  Давайте нарисуем снежинки  для нашей картины. Вам поможет образец.

Логопед: Ведём прямую горизонтальную линию слева направо, затем ставим точку в верхнем левом углу и ведём наклонную линию наискосок в правый нижний угол. Ставим точку в верхнем правом углу и ведём наклонную линию наискосок в левый нижний угол. Нарисуем в середине кружок, дуги на каждом луче снежинки.

(Звучит тихая музыка. Дети по инструкции и зрительному образцу пальцем рисуют снежинки на манной крупе)

- Какая у тебя снежинка?

- Как твоя снежинка будет падать на землю?

(Индивидуальная работа. Помощь логопеда детям при затруднениях в выполнении работы)

Логопед: Снежинки у вас получились замечательные, нежные как настоящие, живые… Молодцы! Мы с вами нарисовали столько разных снежинок, что у нас может получиться на картине целый снегопад.

- Внимательно рассмотрите свои снежинки. Только рассматривать мы их будем только глазами. Возьмите со столов снежинки в вытянутую левую руку.

       Г) Гимнастика для глаз

Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)

Лучики кристаллики (влево-вправо)

Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)

Снежные фонарики (влево-вправо)

Спрятались снежинки, белые пушинки

А мы веки опускаем, наши глазки отдыхают.

(закрыть глаза)

        Д) Упражнение на развитие направленного выдоха

Логопед: Посмотрите, снежинки «ожили». Давайте подуем на них холодным ветерком, чтобы они не растаяли.

Ледяные мотыльки, белые снежинки

Невесомы и легки, будто бы пушинки

И летают день и ночь, устали не знают

Серебристою каймой, землю укрывают.

Логопед: Вместе с нашими снежинками мы переместились в зимний лес.

Давайте вдохнём морозный воздух зимнего леса. (Дети вдыхают воздух, ощущая запах ароматического масла хвои)

- Чем пахнет в зимнем лесу? Глубокий вдох.

Дети: Хвоей, свежестью, морозом.

     4.Физминутка «Зимний лес»

Вот пришли мы в зимний лес

Здесь полным – полно чудес.

Вот берёзка в белой шубке,

Это ель в пушистой юбке

Вот снежинки полетели

И на землю тихо сели.

     5. Работа по теме занятия (продолжение)

          Е) Беседа по теме занятия

Логопед: Какие другие краски можно увидеть в зимнем лесу? Встретится ли нам что-нибудь, например, красного цвета?

Дети: Грозди рябины, ягоды боярышника, калины, грудка у снегиря

Логопед: А что мы можем встретить в лесу жёлтого цвета?

Дети: Ясное солнце, грудку у синички…

Логопед: Голубого (небо)?  Коричневого (стволы деревьев), оранжевого (лису), серого (белку, волка).

Логопед: А ели посмотреть на искрящиеся под лучами солнца снежинки, то какого цвета они будут?

Дети: Разноцветные

Логопед: Сколько оказывается красок в белом зимнем лесу!

     Ж) Упражнение по подбору глаголов к именам существительным

Логопед: Какая же зима без веселья и зимних забав! Как можно веселиться?

А вот мои маленькие подсказки. (Детям предлагаются силуэтные изображения предметов для зимних игр.)

Логопед: Что можно делать на санках?

Дети: Ехать, катиться, спускаться, мчаться…

Логопед: На лыжах?

Дети: Ехать, кататься, бежать…

И т. д.

     З) Работа по составлению предложений

Логопед: Как вы думаете, какое настроение у детей? Каким цветом вы нарисовали его на нашей картине?

(Появляется картина, прикрытая  калькой. На кальке нарисованы контурные изображения предметов, которые есть на картине.)

Логопед: Посмотрите, какие-то образы стали проявляться, но нашу картину словно запорошило инеем. Какие предметы вы можете разглядеть?

(Дети ищут контурные изображения предметов, нарисованных на кальке.  Показывают их указкой).

Логопед: Составим предложения, используя красивые слова, которые мы проговаривали на занятии.

     6. Подведение итогов занятия.

Логопед: Мы расколдовали нашу картину. Какая же картина получилась у нас? Подберите подходящие слова –признаки.

- Что понравилось на занятии больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием информационно -коммуникативных технологий (авторских электронных учебных пособий) по лексической теме "Насекомые весной"

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа и синтеза с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи с использованием информационно-коммуникативн...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: "Наша Родина-Россия"...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. В занятии используются: компьютерная презентация, здоровьесберегающие технологи...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;- развивать ф...