Логопедическая работа по развитию связной речи с детьми
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Макарова Нина Петровна

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне ею речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по развитию связной речи с детьми, имеющими речевые нарушения

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне ею речевого развития.

В посвященных развитию связной речи исследованиях М.М. Кониной, Л.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, П.И. Соловьевой, Н.И. Тихеевой, А.П. Усовой и др. отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

Исходя из опыта работы с детьми, имеющими речевые нарушения, особую значимость приобретает проблема сложного дефекта при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психических процессов, вторичными, природа которых разнообразна. Нарушения речи отрицательно сказываются на нервно - психическом состоянии детей, значительно снижая их познавательную активность влияют на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Ограничения  контроля за языковыми и невербальными средствами общения некоторая обеднелость чувственной стороны речи сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Логопедическая работа в ДОУ по развитию речи детей опирается на общедидактические принципы построения коррекционной помощи детям с нарушением речи.

Задача учителя - логопеда состоит в обогащении словаря через введение новых лексических единиц, овладение навыками словоизменения и словообразования, активизации речевой деятельности, формирование специальных речевых умений и навыков, подготовке детей к практическому усвоению грамматических признаков слов.

Работа над обиходно - бытовым словарем и закреплением речевых умений и навыков на занятиях, во вне учебной, игровой деятельности, общении ведется воспитателем и родителями.

Руководство коррекционной работой по формированию инициативной речи осуществляется логопедом. Он обучает дошкольников правилам построения текстовых высказываний, формирует коммуникативные умения, знакомит с моделью описания единичных предметов, активизирует речевую деятельность детей по описанию наглядно воспринимаемого материала.

Коррекционно - воспитательная работа, включающая развитие связной речи, имеет два направления:

1.        Формирование базы речевой деятельности: коррекция и обогащение сенсорного опыта детей, специальная организация их практической и игровой деятельности, активизация общения, развитие и активизация познавательной деятельности, коррекция представлений о предмете и социальном окружении.

2.        Самостоятельная речевая деятельность: коррекция и обогащение словарного запаса, специальное формирование речевых умений и навыков, механизмов речи (мотива, замысла, выбора слов, построения высказывания, контроля за его продуцированием).

Реализация задач  второго  направления  предполагает определенную этапность в работе:

1.        Составление предложений разных конструкций.

2.        Упражнение в диалогической речи.

3.        Упражнение   в   инициативной   связной       описательно повествовательной речи.

Все занятия по обучению детей инициативной связной речи делятся на три группы:

-        рассказы детей по восприятию;

-        по памяти;

-        по воображению.

Обучению детей рассказыванию (пересказу, рассказу-описанию и др.) предшествует подготовительная работа, цель которой — достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Главная задача описания состоит в создании словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию предметов оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в последовательное связное сообщение.

Большие возможности для развития инициативной связной речи дошкольников с нарушениями речи дает сюжетная картина и серии сюжетных картинок. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

Описание — особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

По мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта.

Такие задания целесообразно включать в занятия на основе проводимых в дошкольном учреждении мероприятий-утренников, экскурсий, «досуговых мероприятий», а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел, игр.

Рассказы- составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план по заранее подготовленным модельным схемам. Используются коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми.

Составление рассказов но личному опыту предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отражающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

При формировании навыков творческого рассказывания дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета и его языковой реализации. Такие трудности могут быть обусловлены недостатком знаний и представлений об окружающей действительности.

Все это определяет необходимость проведения систематической работы с детьми с ОНР, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.

Учитель - логопед при составлении творческих рассказов учит детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отражающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.

Систематическое и последовательное проведение работы по обучению детей рассказыванию позволит преодолеть недостатки в развитии их речи и подготовить таких детей к обучению в школе.

Библиографический список:

   Глухов В.П. Методика формирования связной речи у дошкольников с ОНР.-М., 1996.

Лани Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения. -М, 2006.

Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. -М., 2003.

Новичкова И.В., Крылова НА. Примерное содержание коррекционных занятий по логопедии в детском саду для детей с нарушением зрения.-М., 1992.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. -М, 1993.

Фомичева Л.В. Клинико - педантические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. -СПб., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Система коррекционно - логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы....

Логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми с ОНР " Дикие животные наших лесов"

Занятие по развитию связной речи "Дикие животные наших лесов"...

Ситстема логопедической работы по развитию связной речи

Система логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с ОНРВопросы:Теоретические основы развития связной речи.Программные требованияКаталог авторских методик.Методы, приемы, средства фор...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми среднего возраста «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Приложение 4 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...

Организация педагогической работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с применением современных технологий

С введением ФГОС ДО педагога дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий .Инновационн...

Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова) Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни) Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика  речевого развития  (автор О.С. Ушакова)Младший дошкольный возраст(четвертый год жизни)Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возра...