Практический материал в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии по теме

Борисова Антонина Васильевна

                                   "СЛОГОВИЧОК" 

Формирование у детей умения делить слова на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon практический материал363 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №232»

«СЛОГОВИЧОК» 

/ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЯ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ/

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  

АВТОРЫ - СОСТАВИТЕЛИ:      

учитель – логопед

 Борисова Антонина Васильевна;

воспитатели

Тригуб Татьяна Петровна

Колесникова Валентина Николаевна   

СОДЕРЖАНИЕ

  1. МАТЕРИАЛЫ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

КОНСУЛЬТАЦИИ:        

«Как обучают детей звуковому анализу слов»;

«Усвоение слогового состава слова детьми»

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  

«Учимся правильно делить слова на слоги»

  1. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- «Деление слов на слоги»;

- «Закрепление знаний об ударении и деление слов на слоги»;

- «Слово и слог.  Лексическая тема огород».

  1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    - дидактическая игра «весёлый паровозик»

   - игры и упражнения на развитие фонематического слуха

   - игры и упражнения на формирование умения делить слова на   слоги      

   - коррекционно-развивающая деятельность

      «Путешествие в  «Играй - городок»

   - логопедическая развлекательно-двигательная игра   «Слоговичок»

   

  1. ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

     

     5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

                                КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

          «КАК ОБУЧАЮТ ДЕТЕЙ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ»

        Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

      Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий, изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки  обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К]  согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«УСВОЕНИЕ СЛОГОВОГО СОСТАВА СЛОВА ДЕТЬМИ»

Цель: познакомить родителей с практическими методами и приемами деления слов на слоги. Напомнить основной принцип деления слов на слоги по количеству гласных.

Содержание: Звучащее слово не только звуковой комплекс , но и слоговой. Звуки в слове при произнесении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются с лова. Слоговой анализ – важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова.

Слог- это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком. Это легко проверить, если произнести слово перед горящей свечой: кос-мо-навт -  пламя трижды будет колебаться, а при произнесении последнего ударного слога может даже погаснуть. Но в обычной речи мы этих толчков не замечаем, так как один слог непрерывно при разговоре следует за другим. В русском языке слогообразующими являются гласные.

Сколько в слове гласных-

 Столько и слогов.

 Это знает каждый

 Из учеников.

Именно слог выступает в качестве единицы чтения и письма. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова ( без пропусков и перестановок букв), прежде всего надо разделить слово на слоги, установить место, последовательность и взаимодействие звуков между собой в пределах слога.

На первый взгляд кажется, что процесс овладения ребенком слоговым членением слова несложен. Но эта видимость ошибочна. Главное в этой работе заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Работа по этому разделу осложняется тем, что русскому языку свойственно ударение. Ударение не может существовать отдельно от слогов. Вычленение ударения - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста слоговому анализу. Как найти ударение в слове - да очень просто. Ударный слог произносится с большей силой и с длительностью в голосе. Нужно как бы пропеть или окликнуть предмет.

Ребенок шести лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенном порядке, один слог произносится громче - он ударный.

При делении слова на слоги мы опираемся на схему-модель слова, т.е. осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем «вжиться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: «Читай по слогам».

Для облегчения понимания слогового деления, можно при проговаривании слова по слогам, отхлопывать его ладошками, или положить ладонь под подбородок (подбородок опустится столько раз в низ, сколько в слове слогов), можно зарисовывать каждый слог при проговаривании слова, можно прошагать слово по слогам.

Есть  много игр на деление слов на слоги. Вот, например, игры,  которые предлагает  Н.В.Новоторцева.  Игра «Звонкие ладоши» ( логопед демонстрирует игру родителям), «Цветные слоги», «Один, два, три», «Слоги и линии», «Расставь ударение».

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ»

Искажения слоговой структуры  слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре общего недоразвития речи.

Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов  в слове. Нарушение слогового состава слова проявляются:

- в нарушении количества слогов (пропуск слогов – моток-молоток; увеличение числа слогов – команата - комната);

- в нарушении последовательности слогов в слове  (перестановка слогов –деворе - дерево);

- в искажении структуры отдельного  слога (сокращение стечений согласных – тул - стул; вставка согласных в слог -  лимонт - лимон);

- в повторении слогов (кококсо - кокос) и др.

Выделяют несколько этапов работы в коррекции нарушений слоговой структуры слова.

На подготовительном этапе  формируем  умение различать,  воспроизводить разнообразные неречевые ритмические рисунки.

Мы используем такие игры: 

«Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева».

«Теремок» (по количеству ударов отгадай, кто стучит в теремок).

«Строим дом» (ребенок стучит,  воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов).

«Морзянка», «Разговор с дятлом».

На подготовительном этапе учим детей определять источник звука («Где позвонили?»). Определять длину языковой единицы (длину слова)  «Длинное слово – короткое слово» (можно  использовать  длинные и короткие ленточки, полоски бумаги).

На следующем этапе учим удерживать в памяти и воспроизводить цепочки слогов. Используем такие игры:

«Лепим комок» (па-по-пу-пы).

 «Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы).

«Мастерим домик» (тук-тук-тук).

«Телеграфисты» (та-да-та-да).

«Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, мно-мну –мны- мне).

Детям мы объясняем, что любое слово можно проговорить по частям. Например: ма-ма, па-па.  Затем мы предлагаем сосчитать количество частей в слове. Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма), сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (два раза). Сколько частей в слове? (две части).

Так же мы говорим детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу.  

В овладении умением делить слова на части может помочь  мяч.

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, раскрепощают, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений, движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому игроку). Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Я предлагаю вам встать в круг и немножко поиграть.

 «Мяч передавай — слово называй»

Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т.д.) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.

        Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»  

        Ход игры: Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

        Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

        Ход игры: Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.

        Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

        Ход игры: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.

С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки, как и раньше, красными, синими и зелеными квадратами. Рассмотрим это на примере.

Анализ слов ВАТА, ФАТА.

Сегодня мы познакомились с играми, которые вы можете использовать в ваших занятиях с ребенком дома.

        Хочу напомнить вам, что  комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  «ЗВУК [М]. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»

(СТАРШАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР)

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

 • Четкое произнесение и характеристика звука [м].

 • Выделение первого и последнего согласного звука [м].

 • Воспроизведение слоговых рядов типа ам – ом – ум.

 • Звуковой анализ и синтез слогов типа ам, ма.

 • Развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия.

 • Закрепление понятий «звук», «слог», «слово».

 • Упражнение в делении двух- и трехсложных слов на слоги.

 • Развитие ритмической стороны речи.

 • Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи, подражательности движений.

 • Воспитание интереса к звучащему слову в сочетании с музыкой.

 ПОДГОТОВКА

 Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя», просмотр иллюстраций к ней, показ настольно-плоскостного театра, слушание сказки в аудиозаписи.

 ОБОРУДОВАНИЕ:

 «Волшебная палочка», корзина с подарками (изюм, гном, матрешка, бегемот, мыло, масло, маска, машина, малина, молоко, морковь, мышь). Дудочка, шапочка ворона, избушка, пенек, туесок с угощением, «осенние листья» (для гостей), настольный театр по сказке «Три медведя», елки, костюмы Машеньки и Мишутки.

* * *

 Под фонограмму песни В. Шаинского «Научись говорить слова» дети входят в музыкальный зал и останавливаются около «осеннего листочка», лежащего на ковре.

 Воспитатель. Дети, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.

 Музыкальное приветствие «Что такое здравствуй» (муз. Г. Левкодимова, сл. Г. Алдониной).

 Эти листики возьмите

 И гостям их подарите!

 Дети дарят листочки гостям.

 Эти листики возьмите,

 Что написано прочтите!

 (Обращается к гостям.)

 Здравствуй, дедушка Молчок!

 Не спугни его, смотри!

 Ничего не говори! Тс-с-с!

 С Софьей Егоровной в сказку отправляйтесь, а в какую – догадайтесь!

 Дети с учителем-логопедом рассматривают настольный театр по сказке Л. Толстого «Три медведя».

 Логопед. Послушайте загадку-стихотворение.

Маша в чаще заблудилась,

 К трем медведям в дом явилась.

 Суп у Мишки похлебала,

 Стульчик маленький сломала.

Догадались, какая это сказка?

 Дети отвечают.

 

Под фонограмму «Звуки леса» входит Машенька, имитируя сбор грибов.

 Логопед. А вот и Машенька. Она очень огорчилась, что сломала у Мишутки стульчик. Маша хочет отнести ему подарки и сейчас вам об этом расскажет.

 Машенька

 Мишутка учится говорить,

 Правильно звуки

 произносить.

 Надоело спать в берлоге,

 Делит он слова на слоги.

 Игра «Найди общий звук»

 Логопед. Я буду называть слова, а вы найдите в них общий звук.

 Логопед называет слова, интонируя звук [м].

 Дым, гном, изюм, альбом, крем.

 Дети называют нужный звук.

 А в слове Маша тоже есть звук [м]. На каком месте находится этот звук?

 Характеристика звука [м]

 Логопед. Как вы думаете, этот звук гласный или согласный?

 Дети. Звук [м] согласный.

 Логопед. Почему звук [м] согласный?

 Дети. Звук [м] согласный, потому что есть преграда для прохождения воздуха.

 Игра «Живые звуки»

 (звуковой анализ и синтез слов)

 Логопед: Давайте с вами мы играть.

 Гласные звуки [а], [о], [у]

 Будут песни напевать,

 А согласный подпевать.

Взмахнет палочка моя – хором поем гласный звук … ([а], [о], [у]), а закончит (начнет) песенку звук [м].

 Логопед дирижирует палочкой, беззвучно артикулируя нужный гласный звук, который пропевают дети: а-а-а-м!

 Звуки подружились и получился слог. Какой?

 Дети. Ам.

 Логопед. Какой первый звук?

 Дети. Звук [а].

 Логопед. Какой это звук?

 Дети. Звук [а] гласный.

 Логопед. Какой второй звук?

 Дети. Звук [м].

 Аналогичная работа проводится со слогами ум, ма, му.

 Логопед. Как называются дружные песенки гласного с согласным звуком?

 Дети. Слоги.

 Игра «Будь внимательным»

 (воспроизведение слоговых рядов)

 Логопед. Я буду говорить слоги, а вы их будете запоминать. Я палочкой своей взмахну, все вместе будем повторять. Будьте внимательны!

 Ам – ом – ум

 Ма – мо – му, ма – ма – ама

 Аму – аму – ам

 Дети выполняют упражнения. Логопед их поощряет.

 Игра «Положив ладошку слоги» (выделение ударных слогов)

 Логопед. Мы положим в ладошку слоги, выделим громким хлопком ударный слог.

 Дети. Му-му, му-му, му-му-му.

 Логопед. Дети, а слоги ма, мо, му что обозначают?

 Дети. Ничего не обозначают.

 Логопед. Если слоги начинают дружить, например, ма-ма, то что получается?

 Дети. Слово.

 Логопед. Правильно, слова всегда что-то обозначают.

 В них всегда есть ударный слог. Сегодня мы будем называть слова, которые обозначают предметы. Эти предметы лежат в Машиной корзинке. Маша будет доставать предметы из своей корзинки, а вы будете их называть, выделяя ударный слог.

 

Игра «Машины подарки»

 Корзина с подарками стоит на столе, дети по очереди подходят к столу, достают предмет, называют его, выделяя при этом ударный слог.

Логопед. А теперь вы отдохните и поиграйте в игру «Веселые музыканты» вместе с воспитателем. Воспитатель. Быстро ложки в руки взяли и на ложках заиграли!

Дети берут ложки, вместе с воспитателем произносят чистоговорки.

Дети:

 Ама-ама, ма-ма;

 Ума-ума, ду-ма;

 Ома-ома, То-ма;

 Има-има, Ди-ма.

 Музыкальная минутка

 

Воспитатель.

 В лес осенний на прогулку

 Приглашаю вас пойти.

 Нужно нам в лесу Мишутку

 Косолапого найти.

А дорогу нам покажет

Черный ворон на дубу.

Он сидит на нем, играет В золоченую трубу.

Дети играют с воспитателем в игру «Ворон».Деление слов на слоги.

Выходит Мишутка.

Мишутка Расплясался не на шутку, А зовут меня Ми-шут-ка! (Каждый слог протопывая ногами.)

Логопед. Дети, как зовут его?

Дети. Ми-шут-ка!

Мишутка

На поляне дом стоит,

Ну, а в домик путь закрыт.

 Я ворота открываю,

 В гости в домик приглашаю.

 Имя по слогам скажи

 И в ворота поспеши!

Двое детей делают «ворота», взявшись за руки, остальные поочередно проходят через них, произнося свое имя и протопывая слоги ногами. Затем садятся на стульчики.

 

Игра «Машины подарки» (отбор слов с заданным количеством слогов)

 Логопед. Мишутка, с нами у тебя в гостях будет и Машенька, она нечаянно сломала твой стульчик. А еще она приготовила тебе подарки. Дети, давайте вместе назовем подарки по слогам.

 Дети называют подарки, хлопая в ладоши.

 Мишутка, сейчас дети будут дарить тебе подарки, слушая удары музыкального молоточка. На один удар нужно взять подарок, в названии которого один слог, на два – два слога, на три – три слога. Складывая подарок в корзину Мишутки, надо называть его по слогам.

 Дети выполняют задание.

 Мы с вами называли подарки словами из одного, двух и трех слогов. Вот, Мишутка, тебе подарки от Машеньки.

 Мишутка

 Ох, спасибо вам, детишки!

 Угощу всех вкусной шишкой.

 Выносит корзину с угощением, отдает воспитателю, уходит.

 Воспитатель

 Вот ушел Мишутка в лес

 И в берлогу спать залез.

 Лапу в пасть засунул он

 И увидел сладкий сон.

 Мама Мишеньку качает,

 Тихо песню напевает.

 Релаксационная пауза.

 Дети ложатся на ковер в удобной позе и закрывают глаза. Звучит фонограмма песни «Колыбельная».

 Логопед. Дети легли на ковер и, как Мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите,

 Наших деток не будите.

 Фонограмма постепенно меняется на запись «Звуки леса».

 Птички стали щебетать,

 Будем глазки открывать

 И подарки получать.

 Дети встают с ковра.

 Итог занятия

 Логопед. Дети, вы хорошо занимались, а Мишуткины подарки мы рассмотрим в группе.

КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ УДАРЕНИИ

И ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»

Тема: «Закрепление знаний об ударении и деление слов на слоги».

Лексическая тема «Дикие и домашние животные».  

Цели: повторить изученное об ударении; познакомить с сочетанием –оро-;                                                           повторить знания о буквах и звуках, о делении слов на слоги; повторить правописание словарных слов; работать над развитием связной речи детей; развивать словарный запас; воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинки с животными, листочки с текстами, карточки со  словами-омографами, таблица, красные, зелёные и жёлтые фишки, карточки с вопросами Почемучки, мягкая игрушка – кот.

Ход занятия

Организационный момент.

На доске картинки животных.

- К нам в гости пришёл Почемучка. Он приготовил нам свои вопросы.

1 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв больше, чем звуков. (Лось, конь, олень, медведь.)

 - Почему?

2 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв и звуков поровну. (Игра «Четвёртый лишний».)

 - Почему?

3 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв меньше, чем звуков. (Ёжик, ёрш, ящерица, ягуар.)

 - Почему? (Буква ё состоит из звуков j,о.)

4 вопрос. - На какой вопрос отвечают названия этих животных? (Кто.)

 - Почему? (Одушевлённые.)

5 вопрос. - К какой части речи относятся? (К существительным.)

 - Почему?

Дети оценивают себя фишками.

Работа над ударением.

     Вопросы Почемучки.

  1. – Сколько слогов в словах: конь? тигр? лев? Почему?

     – Какой гласный звук в слове  конь? тигр? лев?

     – Ударение ставится в словах, в которых один слог?

     – В каком случае ещё ударение не ставится? (Если ударная буква ё.)

  1. – Назовите животных, в названии которых два слога. (Заяц, кошка, медведь, овца, лиса, баран.)

     – Объясните, почему в этих словах два слога?

     – Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадке.

Загадки Почемучки.

Зверька узнаем мы с тобой                                  Кто в беретке ярко-красной,

По двум таким приметам:                                    В чёрной курточке атласной?

Он в шубе серенькой зимой,                                На меня он не глядит,

А в рыжей шубке летом.                                       Всё стучит, стучит, стучит.

            (Бел-ка)                                                                      (Дя-тел)

Трав копытами касаясь,                                      Сер, но не волк.

Ходит по лесу красавец;                                     Длинноух, да не заяц.

Ходит смело и легко,                                           С копытами, да не лошадь.

Рога раскинув широко.                                                    (О-сёл)

           (О-лень)

Вопросы Почемучки к отгадкам.

- Какой ударный слог?

- Назовите первый гласный звук.

- Назовите второй гласный звук.

- Запишите названия этих животных, деля слова на слоги и ставя ударение.

- В слове осёл будем ставить ударение? Почему?

3) – Назовите животных, в названии которых три слога. (Муравей, носорог, бегемот, курица.)

  - Почему в этих словах три слога?

 - Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадках.

Загадки Почемучки.

Маленький мальчишка                                            Шевелились у цветка

В сером армячишке                                                  Все четыре лепестка.

По дворам шныряет,                                                 Я сорвать его хотел,

Крохи собирает.                                                        Он вспорхнул и иулетел.

      (Во-ро-бей)                                                                  (Ба-боч-ка)

Сама пёстрая, ест зелёное,                                       Гладишь – ласкается,

Даёт белое.                                                                 Дразнишь – кусается.

(Ко-ро-ва)                                                                          (Со-ба-ка)

    Вопросы Почемучки.

- Что вы можете сказать о словах воробей, сорока, ворона, корова?

- Что у них общее?

На доске сочетание -оро- .

- Назовите в слове собака гласные звуки.

- Назовите  ударный слог.

- На какой гласный звук падает ударение?

- Запишите по слогам любые три названия животных, в названии которых три слога. Поставьте ударение.

    Один ученик у доски.

    Проверка.

    Дети оценивают себя фишками.

- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из одного слога. (Устно.)

- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из двух слогов. (Устно.)

- Назовите в слове ударный слог.

- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из трёх слогов. (Устно.)

       4) - А каких вы знаете животных, в названии которых четыре слога?

На доске картинки-подсказки: черепаха, поросёнок, жаворонок, гусеница, куропатка, обезьяна, гиппопотам.

- Составьте предложение с одним из названных животных.

- Запишите своё предложение, а название животного подчеркните.

 Дети оценивают себя фишками.

Физкультминутка.

Мы тоже можем так.

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла…

Мы тоже можем так.

Пастух в лесу трубит в рожок –

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок…

Мы тоже можем так.

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг…

На двух ногах, на двух руках.

Мы тоже можем так.

Конь через мост идёт шажком…

Мы тоже можем так.

Теперь пора и отдохнуть,

Устали как-никак.

- Покажите, как ходит медведь.

- А как прыгает зайчик?

- А как крадётся лиса?

3. Работа над развитием речи.

Учитель-логопед раздаёт детям листочки от Почемучки.

Волк                                              хитрая

Рыбка                                            волнистый

Лиса                                              бурый

Медведь                                        злой

Ёжик                                              золотая

Попугай                                         колючий

- Составьте словосочетания, используя слова из двух столбиков. Слова надо соединять стрелочкой.

4. Работа над омографами.

На доске карточка со словами:

стоит – стоит

Вопросы Почемучки.

- В первом слове поставьте ударение на первый слог.

- Какое значение имеет слово?

- Во втором слове поставьте ударение на второй слог.

- Какое значение имеет слово?

- Может ли от места ударения зависеть смысл слова?

- Давайте убедимся в этом ещё раз.

      На каждой парте лежат листочки со следующими текстами от Почемучки.

 В ведёрко руку окуни,

Не бойся: это окуни.

Косит косец,

А зайчишка косит.

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

На двери замка

Нет замка.

Живёт щегол здесь –

Первый щёголь.

Дети в парах быстро расставляют ударение в словах-омографах. Объясняют значение слов. Учитель-логопед  помогает ученикам.

Окуни – опусти руки в воду;

Окуни – пресноводная рыба;

Косит – срезает траву косой или косилкой;

Косит – имеет косые глаза;

Трусит – боится, испытывает страх;

Трусит – бежит мелкой рысью;

Замок – дворец, крепость;

Замок – приспособление для запирания чего-нибудь ключом;

Щегол – певчая птичка из отряда воробьиных;

Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.

- Запишите эти слова в тетрадь.

Учитель-логопед пишет на доске с комментированием:

Окуни – окуни, косит – косит, трусит – трусит, замка – замка, щегол – щёголь.

Дети оценивают себя фишками.

5. Работа над развитием связной речи.

- Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Барсик. Давайте с помощью таблицы составим о нём рассказ.

Дети рассказывают о Барсике, учитель-логопед оценивает их фишками.

- Теперь послушайте рассказ Почемучки.

Учитель-логопед сам рассказывает о Барсике.

6. Итог занятия.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«СЛОВО И СЛОГ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ОГОРОД»

Цели:

упражнять в делении слов на слоги;

активизировать словарь на тему «Огород».

Оборудование: картинка «Уборка урожая на огороде»; карточки для графической записи деления слов на слоги:

             

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

1) Повторение упражнений.

2) Чистоговорка:

Ец-ец-ец – зеленый огурец.

Цы-сы-цы – растут на грядке огурцы.

Цы-сы-цы – мы сорвали огурцы.

Цы-сы-цы – мы солили огурцы.

Ец-ец-ец – соленый огурец.

– Где растут огурцы? (На огороде.)

II. Беседа по сюжетной картинке.

– Сейчас мы рассмотрим картинку «Уборка урожая на огороде».

– Кого вы видите на картинке?

– Что делают дети?

– Где они работают?

– Какой это огород?

– Для чего выращивают школьники огурцы?

– Что еще выращивают на огороде?

– Что нарисовано справа от картинки?

– Как это назвать одним словом? (Овощи.)

Составление предложений по картинке о работе детей в огороде.

Деление предложений на слова, указать количество слов и их порядок в предложении.

III. Физкультминутка.

Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять!

(Хлопки на счет.)

Вышел дождик погулять.

(Руки вверх – вниз.)

Шел неспешно, по привычке,

(Движемся по кругу туда – обратно.)

А зачем ему спешить?

(Кисти рук вверх.)

Вдруг читает на табличке:

(Кисти скрещиваем – «ножницы».)

«По газонам не ходить!»

(Руки плавно вытянуть вверх.

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

(Плавно опустить.)

И ушел. Газон засох.

(Присесть. Закрыть голову ладошками.)

IV. Деление слов на слоги.

Ре-па, мор-ковь.

– Вспомните, как Мишутку учил папа-медведь делить слова на слоги.

Мишуткина учеба продолжается.

«Сегодня вся наша медвежья семья будет делить слова на части, – говорит мама-медведица. – Будем сейчас вспоминать слова, в которых два слога.

Кто больше слов назовет и разделит их на слоги, тот получит на ужин самую большую чашку с малиной. О том, кто выиграл, мы узнаем по шишкам: назвал слово, правильно разделил его – клади перед собой шишку».

Воспитатель выдает детям бумажные полоски.

К доске выходят три ребенка, которые будут исполнять роли медведей.

Дети называют слова, делят их на слоги, остальные проверяют.

В словах может быть не два слога, а три.

Например: ма-ли-на, о-гу-рец, по-ми-дор. (Дети делят, выкладывают полоски.)

Дети придумывают слова из трех слогов, помогая Мишутке.

V. Итог занятия.

– Чему учились?

– Сколько может быть слогов в слове?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК»

Цель:  в игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги

Правила игры:  

Дети рассаживаются вокруг стола (3-4 игрока).  Предметные картинки раздаются поровну всем участникам игры. Игроки по очереди бросают кубик, на гранях которого нарисованы цифры от 1 до 5.  Пустая грань – переход хода. Каждая цифра на грани обозначает количество слогов в слове. Ребёнок должен найти соответствующую картинку у себя и поместить её в вагончик. Вагончик с одним красным кругом на крыше – это односложные слова, с двумя красными кругами – это двухсложные  слова, в вагон с тремя кругами помещаем слова из трёх слогов и т.д.

Ход игры:

Раздаём картинки всем игрокам поровну.Бросаем кубик и смотрим, какая цифра на его грани.Находим вагончик, у которого на крыше (например) два красных круга (они соответствуют количеству слогов).Игрок находит у себя карточку, на которой слово состоит из двух слогов. Размещает эту картинку в вагоне.

Далее ход переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто правильно все карточки разместит в вагоны.

Усложнение в игре:

Когда ребята уверенно научатся делить на слоги двухсложные и трёхсложные слова, можно добавить вагоны, которые будут «перевозить» слова, состоящие из четырёх и пяти слогов.

Второй вариант игры:

Материал к игре тот же.

Цель: совершенствовать умение детей находить предметы на заданный звук, и слова, в составе которых есть указанный звук.

Ход игры:

 Воспитатель бросает кубик.  Называет цифру на его грани и говорит: «В первом вагоне «едут» слова, которые начинаются на звук  «А». Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.

Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, в середине которых есть звук О».   Дети выполняют игровое задание.

Третий вариант игры:

Материал к игре тот же.

Цель: совершенствовать умение детей различать гласные звуки, согласные твёрдые и мягкие звуки.

Ход игры :

 Воспитатель бросает кубик.  Называет цифру на его грани и говорит: « Во втором вагоне «едут» слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук».  Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, которые начинаются на гласный звук».  Дети выполняют игровое задание.

Побеждают в игре самые внимательные участники.

Также в данной дидактической игре представлены другие разнообразные задания для детей по развитию речи: «Где находится гласный звук», «Назови слова с заданным звуком», «Кто как маму зовет», «Серпантин слов», ребусы от гнома.

К данной игре прилагается комплект логопедических карточек на закрепление звуковой культуры речи, которые воспитатель может использовать как в НОД, так и в индивидуальной работе с детьми по коммуникации.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить  так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.На коррекционном этапе работа проводится  на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

«Произнеси звук  «А» столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук «О» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»

«Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

-Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

-«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

 -Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

 -Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

 -Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Материал: мяч.

Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Материал: палочки.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: пирамидка, кубики, камешки.

Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: мяч.

Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.

Материал: картинки.

Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ

УМЕНИЯ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.

 Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги.

Материал: картинки, карточки с цифрами.

Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.

Материал: картинки.

Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).

 Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.

Материал: мяч.

Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.

Материал: мяч.Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок:                           Логопед:                                Ребёнок:

 кет                                    букет

 фет                                    буфет

 Бу                                      тон                                          бутон

 бен                                    бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.

Материал: мяч.

Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».

Бант – бантик,   бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.

Материал: предметные картинки.

Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед:                             Ребёнок:

 Мосалёт                            

 Ломасёт                             самолёт

 Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.

Материал: кубики с картинками и буквами.

Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.

Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.

Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.

Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.

Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.

Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.

Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.

Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.

Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.

Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.

Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов. Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В  «ИГРАЙ - ГОРОДОК»

Цель: 1. Уточнение и закрепление знаний детей о делении слов на слоги в соответствии с количеством гласных звуков.

2. Закрепление навыка чтения слогов.

3. Формирование у детей положительной мотивации к организованной учебной деятельности.

4. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления.

5. Воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе.

Оборудование:  картинки к артикуляционной гимнастики, «паутина» из ниток, картинки «Играй-Городка», предметные картинки по теме «игрушки», слоговые схемы, домики со слоговыми схемами, картинки по теме «домашние животные», мяч, рыбки с напечатанными  слогами, удочка с магнитом.

Ход занятия.

Организация детей.

Логопед: Мы с вами долго готовились к путешествию в «Играй – Городок»( сообщение цели занятия). И сегодня мы отправимся в  «Играй – Город», и постараемся выполнить все задания на деление слов на слоги.

Тропинка-игрунья нырнет под мосток,

И вы попадете в  «Играй – Городок».

Основная часть.

Логопед: - Вы слышите, ребята? Звенит колокольчик. Ведь мы на тропинке-игрунье, а значит, пора отправляться в путь. Чтобы было не скучно идти, мы поиграем с язычком. (артикуляционная гимнастика).

Мы шагаем по дорожке,

Видим гриб на крепкой ножке  (упр. «Грибок»).

Впереди крутая горка, (упр. «Горка»)

А под горкой, чья то - норка.

В норке мышка озорная,

Мы ее за хвост поймаем (упр. «Поймай мышку»)

Мышку сразу отпускаем

И орешки собираем (упр. «Орешки» )

Все орешки под зубок (упр. «Лошадка»)

И приходим в городок.

Логопед: - Ребята, а в городок то не пройти. Как много паутины, ничего не видно. Что делать? Можно сильно подуть на паутину ( дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н. Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»). Ну, вот паутина и упала.

Ох, как красиво в городке.

Мы оказались в Парке Развлечений.

Посмотрите, на поляне картинки. И наши знакомые медведи то же тут. Они делят слова на слоги. Присоединимся к ним.

Нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой слова.

Логопед проводит игру «Слоги и линии».

Цель: учить считать слоги в словах-названиях, подбирать для каждого слова подходящую схему.

Логопед: - Ребята, а впереди у нас Дом Игрушки.

Логопед проводит игру «Купи игрушку».

Цель: учить делить слова на слоги, выбирать картинку в соответствии с заданным количеством слогов.

Логопед: - Ребята, вы можете взять картинку с игрушкой, если правильно ее найдете. Нужно взять картинку, в названии которой три слога. И т. д.

Логопед: - Кажется, кто- то плачет. Давайте пройдем и посмотрим. Это домашние животные. Они перепутали свои дома. Давайте поможем им расселиться по своим домикам. Животные, в названии которых два слога, живут в домике с

двумя окошками. И т. д.

Логопед проводит игру «Рассели животных».

Цель: учить детей соотносить количество слогов в слове со схематическим изображением слова.

Логопед: - Молодцы! Давайте встанем и отдохнем от игр.

Физ. минутка.

Нет преграды-

Шире рот,

Гласный голос подает( дети маршируют).

Дружно песенки поет.

А (руки в стороны).

О (руки колечком).

У (руки вытянем вперед).

Э (руки над головой).

И (руки изображают улыбку).

Логопед:- Вот мы на Поляне Игр. А здесь, посмотрите, мячик. Мячик ловко ты поймай,

Гласный в слове называй.

Я произнесу  слово, вы должны поймать мяч и назвать гласные звуки, которые есть в этом слове (мак, суп, конь, муха, крона, липа, эхо, руки).

Молодцы!

Пока логопед играет с детьми, воспитатели готовят «речку».

Логопед:- Посмотрим направо, посмотрим налево, посмотрим прямо. А прямо - перед нами река.

А в реке- то рыба, да не простая. На каждой рыбке слог напечатан. Нужно рыбку удочкой поймать, слог прочитать. А ребята с этим слогом слово придумают.

Логопед проводит игру «Отгадай слово».

Цель: учить детей придумывать слова с заданным слогом; закрепить навык слитного чтения слогов.

Логопед  - На краю речки лодка. А нам,  ребята, пора возвращаться в группу. Я предлагаю вернуться на лодке по реке (пальчиковая гимнастика).

Сели в лодку дружно

В сад вернуться нужно (упр. «Лодочка»).

По волнам плывем отважно

К мамам нам добраться важно (упр. «Волны»).

Провожают чайки нас (упр. «Чайки»).

Мы ребята, просто класс!

Подведение итогов.

Логопед:- Вот мы ребята и вернулись. А что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Я очень довольна вами, вы мне сегодня понравились. Мы научились делить слова на слоги, выделять гласные звуки в словах, обозначать слоги схемами, мы познакомились с Волшебником Ударением, мы составили слоговую книгу и даже на НОД по  физической культуре на этой неделе мы знакомились со слоговой структурой слова. И сегодня наше большое путешествие по стране слогов закончилось. Я хочу, чтобы ваши знания были крепкими и помогли вам в учебе.

Логопедическая развлекательно-двигательная игра   «СЛОГОВИЧОК»

Цель.    Закрепить  навыки слогового анализа и синтеза через двигательную деятельность.

Задачи. Повышать мотивацию детей с речевыми нарушениями к закреплению полученных навыков; стимулировать двигательную активность; совершенствовать речеслуховой анализатор; закреплять навыки определения количества и последовательности слогов в слове, лишнего слога в слове; воспитывать командные межличностные отношения.

Дети проходят в музыкальный зал.

Логопед:       Чтобы нам начать играть,

                        Надо гостя в зал позвать.

                        Выйдет к нам Слоговичок

                        Когда услышит наш хлопок.

 Слушайте внимательно и повторяйте за мной  (Логопед отхлопывает ритмический рисунок, дети все вместе повторяют его)

 Звучит музыка, входит  Слоговичок.   Слоговичок:  поскорее в круг вставайте и первый слог своего имени мне называйте. (Дети по очереди здороваются со  Слоговичком за руку, и называют первый слог своего имени, а затем - имя полностью.

 Слоговичок:  Слова на медальонах написал и нечаянно разбросал. Подойдите, ребята и выберите себе, какой понравится. (Воспитатели надевают медальоны детям. Разделились на две команды, согласно словам, которые написаны на медальонах по слогам: «Крепыш», и «Здоровячок».

 Слоговичок: Название команды говорит  о многом. Главное, что вы здоровые и сильные, а ещё умные и сообразительные. Я люблю играть с такими детьми, проводить с ними соревнования и эстафеты.

                      Поэтому  предлагаю немного размяться.

                       Играя со слогами посоревноваться.

                      А я буду наблюдать

                    И победившей команде слоговую фишку вручать.

   Первую игру проводит  учитель-логопед.

              Разложить 3 обруча для каждой команды с цифрами  1, 2, 3 в центре.

  Возле команд поставить 2 корзины с игрушками ( 1, 2, 3 слога).

Правила  игры: Первые игроки берут из корзины игрушку, называют её, считают количество слогов, бегут к обручу, в котором цифра соответствует количеству слогов, кладут в обруч игрушку и бегут обратно, передавая эстафету следующему игроку.  Побеждает та команда, которая правильно справилась с заданием.

  Слоговичок объявляет команду победительницу и вручает фишку со слогом  «ПО»

    Игра - проводит учитель -логопед.

            Напротив каждой  команды поставить магнитную доску, на которой приклеины картинки с ритмическими рисунками, рядом лежат молоточки.  Правила  игры:  Первые игроки бегут до столика, берут молоточки и правильно передают Слоговичку зашифрованный ритм. Ошибаться нельзя. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку.

 После соревнования Слоговичок объявляет команду победительницу, вручает её участникам фишку со слогом   «БЕ»  и предлагает отдохнуть, встав в общий круг.

  Звучит песня «Тук, ток…». Дети поют и выполняют движения.

   Игра -  проводит  учитель-логопед.

           Напротив каждой команды размещается туннель. Возле магнитных досок раскладываются карточки со словами - «сорняками» и по маркеру. Правила  игры:  Первые игроки пролезают через туннель, берут  фломастеры и зачеркивают в слове-«сорняке» лишний слог. Возвращаются и передают эстафету следующему игроку.

             Слоговичок прикрепляет к магнитной доске  выполненную картинку. После соревнования объявляет команду победительницу и вручает фишку со слогом     «ЛА».

 Игра «Чудо – дерево»  проводит учитель -логопед.

 Правила  игры:  Команда «Здоровички» должна   выбрать картинки, в названии, которых  2 слога, а команда «Крепыши» - 3 слога. Картинки развесить на «Чудо –дерево».            

 Слоговичок объявляет команду победительницу и вручает слог «ДИ».

  Игра-   проводит учитель логопед.  

Первые игроки команд берут мячи-хопы.   Логопед с предметными картинками стоит напротив команд.

 Правила игры: Как только логопед покажет картинку, первые игроки прыгают вперед на мяче  столько раз, сколько слогов в слове, изображенном на картинке. После этого возвращаются в команду и передают  хоп следующему игроку.

 Вторая пара ждет показ следующей картинки.

  Слоговичок наблюдает, чья команда правильно делит слова на слоги, быстро и ловко прыгает на мячах-хопах. После игры Слоговичок вручает команде победительнице фишку со слогом  «БА»

    Слоговичок: А теперь будем определять победителя.  Посчитайте свои фишки. Молодцы. Считать умеете. (У детей должны быть фишки поровну,  фишка «ДРУЖ»)   А сейчас объедините свои фишки и прочитайте фразу.

       Дети складывают фишки со слогами и читают фразу  «ПОБЕДИЛА ДРУЖБА».

 Слоговичок:           Хорошо спортивным быть

                                     И с ребятишками дружить!

                                     Вместе весело играть

                                     По слогам уметь читать,

                                     Бегать, прыгать, танцевать  

   Звучит песня « Настоящий друг».  Слоговичок и дети танцуют.

 Слоговичок:  Ребята, вам понравилась игра?  Я для вас приготовил сюрприз.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

 Логопункт  www.logOpunkt.ru

 Сайт предназначен для широкого круга пользователей - логопедов, дефектологов, а так же родителей, заинтересованных в исправлении речи своих детей. На сайте представлены: Описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; Материалы о самых современных методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий, а также применении компьютера в специальном образовании. Информация   по безопасности работы на компьютере. Статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии. Документы,  необходимые для работы логопеда. Детская рубрика.

  Развитие речи  www.r-rech.ru

Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы  можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень  сложности занятия.

Логопедия по пятницам   www.academy.edu.by

 Это место встречи белорусских дефектологов, возможность получить новую информацию, на других посмотретьи себя показать. Сайт Пятницы Т.В.

 Логопед-плюс www.logopedplus.ru

Сайт речевого центра "Логопед-Плюс". Проект будет полезен тем, кто столкнулся с речевыми проблемами, и тем, кто не хотел бы с ними встречаться. И, конечно, тем, кто профессионально работает с этими проблемами - логопедам,дефектологам, сурдологам...

Логопед.  www.logoped.org

 Московский, международный web-портал, посвященный логопедии. Материалы по логопедии для родителей и педагогов.   На его страницах рассказывается о различных речевых нарушениях и  основных принципах и методах логопедической   помощи

 Логопед.ru  www.logoped.ru

Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Советы профессионального логопеда по развитию речи детей и взрослых.

 

 Логопедический кабинет  www.logos.pp.ru

 Информация для логопедов, а также много материалов для родителей и просто взрослых интересующих логопедической   темой.

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml

Логопед дома  Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи.

Практическая логопедия www.logoped18.narod.ru

Советы родителям. Материалы, размещенные здесь помогут определить, нужна ли ребенку помощь логопеда.Так же сможете найти рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком. Материалы сайта рассчитаны в первую очередь на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но многие упражнения подходят и взрослым.

Азбука логопеда www.azbukalogopeda.ucoz.ru

Персональный сайт учителя-логопеда Котяшовой И.С. для родителей, молодых специалистов, студентов.

Сайт содержит материалы системы коррекционного обучения: примерные перспективные, календарные планы, связь со специалистами и многую другую полезную информацию так необходимую в работе для начинающих  специалистов.

Журнал Логопед www.logoped-sfera.ru

«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей. Цель журнала: помочь логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования   и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи.

       

Искусство говорить www.corrects.ru

Авторский сайт логопеда И. Соловьёвой о культуре речи. Механизмы речи, этапы развития речевой системы, а также

  преодоление трудностей на пути овладения речью – предмет рассмотрения предлагаемого раздела.

Развитие речи www.r-rech.ru

Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы  можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень  сложности занятия.

 

Сайт Гороховой Ирины Алексеевны  www.deziere2.narod.ru

Персональный сайт логопеда-дефектолога Гороховой Ирины Алексеевны  Данная страничка посвящается вопросам речевого   развития детей, проблемам, которые могут возникнуть или возникли.

Стань волчком www. volchki.ru

 На сайте - статьи по педагогике, психологии и логопедии, в разделе "Логопедия" много презентаций,описание некоторых авторских учебно-методических пособий по коррекции нарушений речи Волковой И.И.

Болтунишка www.boltun-spb.ru

Логопедический сайт для заботливых родителей. Здесь Вы можете узнать: Какие бывают речевые нарушения, Почему они возникают, Как решать речевые проблемы

www.logoped.org

Профессиональная помощь логопеду.

www.osoboedetst

vo.ru        

Сайт для родителей детей с нарушениями развития речи

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml

Логопед дома  Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс 2000

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

Москва. Сфера 2007

Бондаренко А .К  Словесные игры в детском саду.  Москва.

"Просвещение"1974. Сфера  2007

Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. М. Сфера 2007

Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург. Арго 1996

Колесникова Е. В. Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет.  М. 2003

Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. М. 2000

Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей.

Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М. 1991

Лапковская В.П.  и  Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду.

 Москва.  Мозаика-синтез  2009
 

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль 1997

Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками.

Издательство Мозаика – синтез 2004

Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Москва. Гном и Д. 2001.

Тумакова Г.А. Методы и приёмы работы при ознакомлении со слоговым составом слова.  «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»  М. 1991

Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва. 1991

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва. Гном и Д. 2001

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.  

 Москва. "Просвещение"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР "Моя мама лучше всех"

—Проект направлен на углубление знаний детей о женских профессиях, о роли мамы в их жизни; на развитие интереса ребёнка к своим близким; на воспитание доброго и заботливого отношения к маме.— ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Рецензия....

Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста

Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, для воспитанников  шестого года жизни, группы компенсирующей направленности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Программа «Игробуквотека» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до поо

Цель: ознакомление воспитанников со звуками и буквами, формировать навыки звукового анализа, обучение чтению, грамоте и письму. Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидат...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год

Рабочая программа  по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...