Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дедловская Татьяна Николаевна

Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.rar109.45 КБ

Предварительный просмотр:

   

Дополнительная общеразвивающая

программа дошкольного образования

по грамоте

«Грамотейка»

для детей от 6 до 7 лет

(Срок реализации программы - 1 года)

учитель-логопед:

Т.Н. Дедловская

Мичуринск - Наукоград

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

3 стр.

1.1. Актуальность

3 стр.

1.2  Цель программы

3 стр.

1.3. Задачи программы

4 стр.

1.4. Решение задач

4 стр.

1.5. Продолжительность реализации программы

5 стр.

1.6. Ожидаемый результат

  1. стр.

1.7.Форма подведения итогов

6 стр.

1.8.Основополагающие документы

6 стр.

2. Учебно-тематический план занятий программы

7 стр.

2.1.  Учебный план реализации программы

7 стр.

2.2.  Календарно-тематическое планирование

 8-14 стр.

3. Методическое обеспечение программы

15-19 стр.

4. Формы контроля по работе программы

19-20 стр.

5. Диагностика

21-26 стр.

6.Список литературы

27 стр.

7. Приложение

28 стр.

Возрастные способности детей.

29-31 стр.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

32-37 стр.

1.Пояснительная записка

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-7 лет является актуальным.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.

       

Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребенку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.

        Обучающие:

  1. Учить чтению поэтапно.
  2. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.
  3. Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).

        Развивающие:

  1. Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
  2. Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
  3. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

       Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
  2. Воспитывать культуру речи.

     

Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: на работе по развитию связной речи (диалогической и монологической) и расширение словарного запаса, работы по развитию речи на первый план выходит работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма, составления рассказов и пересказ, отрабатываются теоретические понятия «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение», «буква», продолжается работа по закреплению навыков письма в тетради. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.

За все это время в ходе учебного процесса красной нитью проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

 В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом  (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

Продолжительность реализации программы предназначена для детей дошкольного возраста сроком на 1 год.  Занятия осуществляется 2 раз в неделю  по 30 минут.  

Ожидаемые  результаты.

Необходимо добиться:

-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);

-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счет игрового обучающего материала;

-отслеживания динамики положительных изменений. Своевременного закрепления достигнутых результатов;

-использования данной программы учителями-логопедами, воспитателями и родителями.

 Ребёнок должен знать:

термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные –твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

Уметь выполнять:

 -звукобуквенный анализ слогов, слов

-определять место заданных звуков в  словах

-делить слова на слоги

-составлять схемы предложений

-определять количество звуков/ букв в словах

-печатать и читать буквы, слоги, слова,  предложения

Уметь пользоваться: разрезной азбукой, звуковыми линейками,  наборным полотном.

Не смешивать понятия звук и буква.

Звук – слышим, произносим

Букву – видим, читаем, печатаем

Сколько в слове гласных букв (звуков),

столько и слогов (частей).

Гласные буквы  А О У Ы Э – всегда

обозначают твердость согласных

Гласные буквы  Я Ё Ю И Е – всегда

обозначают мягкость согласных

Признаки гласных звуков:

Произносятся голосом, напевно

При произнесении гласных воздух,  выходящий изо рта не встречает преград

Гласные образуют слог

Е Ё Ю Я –гласные буквы. Называем букву и слышим два звука

Признаки согласных:

Произносятся с шумом, отрывисто

При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов, губ

Согласные звуки не образуют слог

Согласный звук может быть твёрдым и мягким, звонким и глухим

Звуки (буквы)   Ш  Ж  Ц –всегда твёрдые, а звуки (буквы) Ч   Й  Щ –

всегда мягкие.

ЖИ, ШИ  - пиши через И

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.

ЧА, ЩА  пиши через  А

ЧУ. ЩУ  пиши через  У

Имена и фамилии людей, клички животных. Названия городов, населённых пунктов, рек. Улиц пишутся с большой (заглавной) буквы

В основе обучения чтения – не буква, а звук.  Послоговое  чтение.

 

Формой подведения итогов реализации программы является: открытое фронтальное занятие для родителей.

Основополагающими документами, используемыми в данной работе являются:

  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). -М.Просвещение,1978 г.
  • Проект  программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни)-М,Просвещение,1986
  • Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.,М.1993 г.
  • Акименко  В.М.   Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону,«Феникс», 2008 г.
  • Агранович З.Е.     Сборник домашних заданий. Фонематика. «Детство -пресс»,2004 г.
  • Агранович З.Е.     Сборник домашних заданий. Л-Г «Детство-Пресс», 2001 г.
  • Галкина Г.Г  Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений по обучению грамоте.  М.2003
  • В.В.Коноваленко,  С.В. Коноваленко.  Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М..1999 г.
  • Поваляева М.А.   Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования. «Феникс»,2006 г.

             

               

  2.Учебный план реализации программы.

Количество занятий в неделю -2

Продолжительность -30 минут.

№ раздела

Название раздела

Форма занятия

1

Гласные звуки и  буквы

(а, у, о, и, ы)

Комплексное занятие

2

Буквы и звуки

(м, н, л)

Комплексное занятие

3

Буквы и звуки

(п, б, т, д, к, г)

Комплексное занятие

4

Буквы и звуки

(р, ф, в, с, з, ш, ж)

Комплексное занятие

5

Буква и звук

(э)

Комплексное занятие

6

Буква и звук

(й)

Комплексное занятие

7

Звуки и буквы

(я, ю, е, ё)

Комплексное занятие

8

Звуки и буквы

(х, ч щ, ц)

Комплексное занятие

Всего:     68 часов


  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Звуко-слоговой анализ

Грамматический строй речи

1 неделя

А, У

Воспроизведение звуковых рядов из 3 гласных звуков.

Анализ звукового ряда из 3 гласных звуков.

Род существительных (соотнесение с количественными числительными один, одна, одно)

октябрь

И

Анализ звукового ряда из 3 гласных

И.п.множественного числа существительных на –и, -а.

2 неделя

П-Пь

Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АП

Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с сущ-ми.

Т-Ть

Звуковой анализ обратного слога типа УТ. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги)

Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и сущ-х.

3 неделя

П-Т

Выделение последнего глухого согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога

Притяжательные прилагательные на – ин- . Согласование количественных числительных 1,2.5 и сущ-х.

К-Кь

Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги)

Р.П. единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов.

4 неделя.

П-Т-К

Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА. Звуковой анализ прямого слога.

Предлоги НА, ПОД

О

Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного

Р.П. множественного числа сущ-х. Составление предложений со словом МНОГО.

1 неделя

Й- Ль

Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога.

Относительные прилагательные (от деревьев). Глаголы множественного числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от ЛИТЬ). Род сущ-х (соотнесение с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ).

Х-Хь

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога.

Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х.

2 неделя

К-Х

Звуковой анализ и синтез слов ПУХ, КОТ

Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х.

Ы

Выделение ударного гласного после согласного

И.П. множественного числа сущ-х на – Ы. Притяжательные прилагательные на – ИН –

3 неделя

Ы- И

Звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ

Именительный падеж множественного числа сущ-х на – Ы, - И, - А

ноябрь

М-Мь

Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА

Деформированная фраза. Большая буква (имена людей).

4 неделя

С

Определение места звука в слове. Деление слов на слоги.

Составление предложений с данным словом. Множественное число существительных.

Сь

Звуко-слоговой анализ слов ГУСЬ, ГУСИ

Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Притяжательные прилагательные на – ИН-

1 неделя

С - Сь

Звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ

Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с сущ-ми.

Н-Нь

Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова САНИ

Предлоги НА, С. Словообразование сложных слов.

2 неделя

З

Звуко-слоговой анализ слов Зубы, козы,

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Согласование прилагательных с сущ-ми.

З - Зь

Звуко-слоговой анализ слов ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Согласование прилагательных с сущ-ми.

3 неделя

С – З

Схемы слов. Звонкие и глухие согласные

Сомнительные согласные в конце слова (ТАЗ, ВОЗ, НОС)

декабрь

Б - Бь

Звуко-слоговой анализ, схемы слов БАНТ, БИНТ. Ударение. Мягкие и твердые согласные.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х – ОК, - ЕК, - ИК. Деформированная фраза.

4 неделя

П-Б

Звонкие и глухие согласные

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД

В-Вь

Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов.

Распространение предложений

1 неделя

Д-Дь

Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х.

Т – Д

Звуко-слоговой анализ слов КВАС, ЗВОН, ЗВУК, ДУБЫ, ДУБОК, ДОМИК, ТОМА, ДЫМИТ. Звонкие и глухие согласные

Словообразование сущ-х, обозначающих лиц по их занятиям. Правописание сомнительных согласных в конце слова.

2 неделя

Ть - Дь

Упражнение с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов ДИВАН, САТИН

Косвенные падежи сущ-х. Глаголы НАДЕВАТЬ, ОДЕВАТЬ, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ. Приставочные

глаголы от слова Ходить

январь

Г

Звуко-слоговой анализ слов ГОЛУБИ, БУМАГА. Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова

Подбор предметов к признакам. Согласование прилагательных с сущ-ми в роде, числе, падеже.

3 неделя

Г - Гь

Звуко-слоговой анализ и схемы слов УТЮГИ, КНИГА, КОФТА.

Косвенные падежи количественных числительных (ОДИН, ДВА, Пять) с сущ-ми.

Г - К

Чтение и печатание слов по следам анализа

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА. Правописание сомнительных согласных

1 неделя

Э

Звуко-слоговой анализ слов ЭТА, ЭТОТ

Образование прилагательных. Согласование с сущ-ми.

февраль

Е

Звуко-слоговой анализ слов ЭТИ, ДЕТИ, ВЕТКА

Большая буква в начале предложения

2 неделя

Ё

Чтение и печатание предложений. Ударение

Образование прилагательных. Согласование с сущ-ми. Большая буква в начале предложения.

Л

Звуко-слоговой анализ и схемы слов СТОЛ, СТУЛ, СЛОН, ВОЛК, БЕЛКА, ВОЛКИ

Глаголы единственного числа прошедшего времени. Образование родственных слов.

3 неделя

Л - Ль

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений. Ударение.

Притяжательные прилагательные на – ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ. Согласование прилагательных с сущ-ми.

Ш

Преобразование слов. Составление схем, чтение, печатание

Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу. Правописание ШИ.

4 неделя

С – Ш , Я

Преобразование слов. Составление схем слов по индивидуальным картинкам.

Словообразование сущ-х (лиц по их занятиям). Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х – УШК, - ЮШК, - ЫШК. Сложноподчиненные предложения.

Р, Рь

Самостоятельное составление схем слов. Упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание слов.

Составление предложений по картинкам, деление  на слова. Родственные слова (ворона, тигр, воробей, рак). Образование отглагольных прилагательных.

1 неделя

Р - Рь

Преобразование слогов и слов.

Относительные прилагательные. Отглагольные прилагательные.

март

Р – Л

Слова сложной звуко-слоговой структуры.

Страдательные причастия прошедшего времени (образование, употребление, согласование)

2 неделя

Р – Л – Рь - Ль

Преобразование слогов и слов.

Приставочные глаголы. Предложения с однородными членами.

Ж

Слова сложной звуко-слоговой структуры.

Родственные слова. Спряжение глагола БЕЖАТЬ. Правописание ЖИ – ШИ

3 неделя

Ж – З

 Схема предложения. Чтение, печатание предложений.

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ – ПОД, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Родственные слова.

Ж – Ш

Слова сложной звуко-слоговой структуры. Ударение.

Сомнительные согласные в конце слова. Правописание ЖИ – ШИ

4 неделя

Ц

Составление схем слов со стечением согласных.

Словообразование сущ-х среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами . Составление предложений с данным словом.    

С – Ц

Чтение и печатание слов и предложений.

Словообразование сущ-х женского рода

1 неделя

Ч

Составление схем слов со стечением согласных. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Словообразование отчеств мужского рода. Приставочные глаголы (от БЕЖАТЬ). Словообразование притяжательных прилагательных. Правописание ЧА, ЧУ

апрель

Ю

Твердые и мягкие согласные. Упражнения с разрезной азбукой.

Большая буква. Сомнительные согласные в конце слова. Спряжение по образцу.

2 неделя

Ч - Ть

Чтение, печатание. Ударение.

Глагол ХОТЕТЬ. Приставочные глаголы движения (ЛЕТЕТЬ). Родственные слова (ГРАЧ). Сложноподчиненные предложения. Притяжательные прилагательные.

Ч - Сь

 Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение.

Словообразование сущ-х мужского рода (по их занятиям, профессиям). Родственные слова (УЧИТЬ, ЧИТАТЬ).

3 неделя

Ф -В

Звонкие и глухие согласные.

Сложноподчиненные предложения. Большая буква. Сомнительные согласные в конце слова.

Щ

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Словообразование сущ-х мужского и женского рода с суффиксами – ЩИК, - ЩИЦ, Увеличительно-пренебрежительный суффикс – ИЩ, Действительные причастия настоящего времени. Правописание ЩА, ЩУ.

4 неделя

Щ - Сь

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Степени сравнения прилагательных и наречий.

Й

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Образование отглагольных существительных.

1 неделя

Щ - Ч

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Словообразование сущ-х женского рода (профессии).

май

Щ - Ть

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Сложноподчиненные предложения. Родственные слова.

2 неделя

Щ – Ч – Сь - Ть

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Составление вопросов к прослушанному тексту. Синонимы.

Ш - Щ

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Страдательные причастия прошедшего времени, отглагольные существительные. Сложноподчиненные предложения.


4.Методическое обеспечение программы

Основу дополнительной образовательной программы «Грамотейка» составляют: программы, рекомендованными Министерством образования РФ:  Филичева Г.Б., Туманова Т.В. «Дети с ФФН. Воспитание и обучение», а также Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни)».

 Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Основной акцент в работе по программе «Грамотейка» в старшем дошкольном возрасте ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом:

- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в звуковом ряду, в слогах и словах, установление количества повторяющихся звуков;

- определение положения звука в слове (в начале, середине, конце);

- подбор слов на заданный звук или к готовой схеме;

- сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

- сравнение слогов, а затем слов по звуковому (слоговому) составу;

- изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;

- образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;

- знакомство с буквой;

- чтение слогов, слов, предложений.

Каждое занятие строится по определенной структуре:

1. Организационный момент.

2. Работа с предложением.

3. Изучение нового:

3.1. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

3.2. Произношение изучаемых звуков в слогах и словах. Чтение.

3.3. Звуковой анализ слов.

4. Работа по словоизменению.

5. Итог.

Сюжетно-тематическая организация занятий предусматривает следующие моменты:

• в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

• в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

• в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

• физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;

• предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Знакомство с буквой на занятии предусматривает решение следующих задач:

• познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;

• учить читать букву, слоги, слова;

• учить писать печатными буквами слоги, слова.

• обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Игровые упражнения используются, как с применением реальных предметов, картинок, схем, так и без наглядности, опираясь только на вербальные возможности детей. Однако следует отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми.

Задания сопровождаются практическими действиями (поиск звуков, букв, слогов, слов, звуковых схем слов, схем предложений), что позволяет задействовать в обучении различные анализаторы, помогают дольше удерживать внимание. А также увеличивается доля самостоятельности, что важно для психического развития детей, где они «помогают» и «добывают» знания сами.

В ходе занятия предлагаются варианты дифференциации заданий:

– по уровню сложности (детям читающим предлагается больше заданий, связанных с чтением слогов, слов, предложений);

– по уровню творчества (составление слов, предложений).

В работе с детьми значительное место занимают задания продуктивного характера, которые способствуют развитию умственной деятельности, дают возможность самостоятельно в соответствии с целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства (усвоенные знания, личный предметно-практический и жизненный опыт, адекватные приемы и методы работы).

При подборе игр соблюдалась определенная последовательность (игры с более трудным содержанием предшествовали игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения). Зная, что у дошкольников группы риска трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, больше внимания уделяется играм с различными вариантами (одну и ту же игру следует видоизменять). Это позволит снять трудности в усвоении материала и сохранить еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)

- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)

- практический (игра, упражнения)

В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.

 Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, сформировать новые пути взаимодействия.

     В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

  • Изучение нового материала
  • Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений    навыков детей
  • Проверочные занятия (в конце полугодия)
  • Комплексные

 Занятия структурно выглядят так:

  • организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
  • постановка цели занятия
  • организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии
  • анализ деятельности детей
  • подведение итогов занятия. Домашнее задание

Развитие словаря

  • Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
  • Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
  • Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)

Звуковая культура речи

  • Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка
  • Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения

Подготовка к обучению грамоте и письма

  • Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове)
  • Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове
  • Определять место звука в слове
  • Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий) доказывая свой ответ грамотным научным языком
  • Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . !  ? знаками
  • Уметь различать понятия «звук», и «буква»
  • Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради
  • Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами
  • Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма

Грамматический строй речи

  • Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
  • Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
  • Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
  • Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
  • Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными

  1. Формы контроля по работе программы «Грамотейка»

Месяц

Диагностика

Педагогический анализ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Анкетирование родителей

«Как вы понимаете суть подготовки ребёнка к школе»

Обследование уровня сформированности навыков звукового анализа

Обследование уровня сформированности деления слов на слоги.

Обследование уровня сформированности навыков чтения.

Обследование уровня сформированности

узнавания букв.

___________

Опросник

«Готовы ли дети к школе?»

Обследование

сформированности

навыка составления

схем предложений.

Тест-опросник

результативности рабо-

ты (для родителей)

Опросник

«Можно ли определить

готовность к школе?»

(для воспитателей)

Изучение сформированности

учебных навыков

Необходимо выявить отношение родителей к данному вопросу

Выявляется умение ребёнка различать гласные и согласные звуки. Умение различать твёрдые и мягкие согласные.

Выявляется умение делить слова на слоги по принципу: «Сколько гласных звуков(букв) в слове, столько и слогов(частей).

Выявляется степень сформированности  навыка чтения.

Буквенный диктант.

Выявляется сформированность зрительного и слухового

гнозиса.

Необходимо выявить отношение учителей

к подготовке к школе в разных образовательных учреждениях

Выявляется умение детей составлять предложения

Срез сформированных

умений и навыков

Выявляется умение

Производить аналитико-

синтетические операции

в звукобуквенном составе

слова, степени сформированности

чтения и письма.

  1. Диагностика

В программе «Грамотейка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения программы, диагностику знаний, умений и навыков. С этой целью используется диагностическая методика  Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А., Чиркиной Г. В.

НАЧАЛО ГОДА

Раздел 1.  Фонетика

1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:  он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

Примечание: возможен другой набор звуков.

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2.Выделение гласного звука в начале слов.

Оборудование: предметные картинки.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

Материал для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].

Примечание: предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

Материал для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

Оборудование: фишки, обозначающие звуки.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть вигру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук  синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

Примечание. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

            5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

Материал для анализа:

балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

Оборудование: фишки, обозначающие согласные  звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике:  если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

            6. Звуковой анализ слов.

Материал для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.

Оборудование: фишки, обозначающие согласные звуки.

Логопед моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Раздел  2. Грамматический строй языка.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

Оборудование: сюжетные картинки.

Логопед предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.

Критерии оценки:

-полный рассказ – 3 балла;

-рассказ с ошибками – 2 балла;

-рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие рассказа – 0 баллов.

             2.Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги) .

Оборудование: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.

Логопед из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его  (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.

Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

СЕРЕДИНА ГОДА

Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.

Раздел 1. Фонетика.

1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Оборудование: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут звуки».

Логопед говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребёнком – схемы дорог к звуковым домикам. Логопед произносит звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике.

             Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

            2.Звуковой анализ слов.

Оборудование: предметные картинки «Волк», «Лиса». Логопед  предлагает ребёнку назвать каждую картинку и построить  «звуковой домик» для данного слова-названия.

Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-частичный ответ  – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Деление слов на слоги.

Оборудование: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек.

Логопед  раскладывает игрушки и предлагает ребёнку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с её стоимостью (слоговой схемой слова-названия).

Критерии оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-частичный ответ  – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

             4.Ударение.

Оборудование: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек; «ударный молоточек».

В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки.

Критерии оценки:

-правильное определение ударения – 2 балла;

-постановка ударения с помощью воспитателя – 1 балл;

- отсутствие ответа – 0 баллов.

Раздел 2. Грамматический строй речи.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

Оборудование: сюжетная картинка «Общая горка».

Ребёнку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа по вопросам воспитателя:

- Какое время года изображено на картинке?

- Кого ты видишь на картинке?

- Как их зовут?

- Что делает Петя?

- Где находится Вова?

- Какое настроение у детей? Почему?

- Как ты думаешь, о чём они говорят?

               Критерии оценки:

             - полный, связный рассказ – 3 балла;

- краткий рассказ (нераспространённые  предложения) – 2 балла;

- рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;

- отсутствие рассказа – 0 баллов.

              2. Составление схемы предложения.

Оборудование: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема предложения.

Логопед  выбирает из рассказа ребёнка одно предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок моделирует предложение.

             Критерии оценки:

-полная схема  – 3 балла;

-частичное составление схемы  – 2 балла;

-построение схемы  с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие схемы – 0 баллов.

КОНЕЦ ГОДА

Раздел 1. Фонетика

Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Воспитатель просит назвать:

- гласные звуки в словах  сон, мышка, лужа;

- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;

- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;

- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;

- согласные глухие в словах фара, стул, мак.

              Критерии оценки:

- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;

- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;

- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;

- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.

Раздел   2. Звуковой анализ слова

Звуковой анализ слов.

Оборудование: предметные картинки.

Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка.

              Критерии оценки:

- полная правильная схема – 2 балла;

- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;

-отсутствие преобразования – 0 баллов.

Раздел  3. Грамматически строй речи

Понимание смысла текста. Пересказ.

Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».( Читается без названия.)

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли  лес. После утомительной дороги они сели на траву  отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели боясь пошевелиться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.

Логопед  читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:

а) озаглавить рассказ;

б) пересказать его текст;

в) составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».

             Критерии оценки:

             -полный пересказ  – 3 балла;

-частичный пересказ (с пропусками,  ошибками)  – 2 балла;

-пересказ  с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие пересказа – 0 баллов.

Раздел 4. Лексика.

1.Тематическая группировка слов.

Логопед предлагает ребёнку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер, пароход (водный транспорт) и т.д.

2. Умение истолковывать значение слов.

Логопед предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение слов самолёт, каток.

3. Умение подобрать антоним: весёлый – грустный; день – ночь; медленно – быстро…

4. Понимание случаев многозначности.

Логопед предлагает ребёнку объяснить, что могу обозначать слова кран, лук.

5. Понимание значения фразеологических единиц.

Воспитатель  предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение пословицы «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».

Критерии оценки:

- полное объяснение – 3 балла;

- частичное объяснение – 2 балла;

- объяснение с помощью воспитателя – 1 балл;

- отсутствие объяснений – 0 баллов.

   6.Список литературы

  1. Акименко  В.М.   Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону.

           «Феникс»,2008 г.

  1. Агранович З.Е.   Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития  фонематической стороны

 речи у старших дошкольников. Санкт-Петербург,«Детство-                  Пресс».2004 г.

  1. Бугрименко Е.А. «Учимся читать и писать» М.»Знание», 1994 г.

          Цукерман Р.А.

  1. Глинка Г.    «Буду говорить, читать, писать правильно»  Санкт-Петербург- Москва-Харьков, 1997 г.
  2. Галкина Г.Г.    Звуки, буквы я учу! Методическое руководство к альбому  упражнений №3 по обучению грамоте дошкольника. М. 2003
  3. Глебова С.В.    Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. ТЦ «Учитель»   Воронеж, 2005 г.
  4. Ильин С.А.       Букварь ХХ1 века. М., 1996 г.

          Ильина Б.Г.

  1. Каше Г.А.         Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Подготовительная группа. М.1978 г.
  2. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в

 подготовительной   группе  для детей с ФФН. М. 10.    Коноваленко С.В. «Гном-Пресс», 1999 г.

     10.Кобзарева Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция.

          Кузьмина Т.И.  ТЦ   «Учитель», 2001 г.

     11.Левик О.Н.       Я учусь грамоте. Пропись раскраска. Краснодар.

            «Флер»,2007 г.

     12.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной

           речи .Качество образования. Ростов-на-Дону.   «Феникс», 2006 г.

     13.Эдигей В.  Учись читать малыш. Киев, 1994 г.

     14.Справочник по дошкольному  образованию. М., 2009 г.

     15. Журналы:  «Логопед» №6 2004 г., №4 2005. г, №4 2007 г.


 ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Возрастные способности  детей.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 Готовность ребёнка к школе определяется:

 -позитивными  изменениями физического развития, показателями биологической   зрелости ребёнка, необходимой для начала школьного обучения;

-сформированностью  гигиенических навыков и привычек;

-интеллектуальными предпосылками для начала систематического школьного обучения;

-приобретёнными познавательными умениями и навыками;

-стремлением к самостоятельности;

-предпосылками вхождения ребёнка в более широкий социум;

-способностью принять общую цель и условия, старанием действовать согласованно;

-способностью оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей.

Показатели  развития ребёнка к семи годам:

  1. Социальное развитие

-проявляет доброту, заботу, способен попросить о помощи и оказать её, уважает желания других людей; умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; хорошо ориентируется в новой обстановке; понимает разное отношение к нему окружающих; умеет заметить изменение настроения; эмоционального состояния близких, взрослых и сверстников;

-способен управлять своим поведением и способами общения; может включиться в совместную  деятельность со взрослыми и сверстниками. Не мешая своим поведением другим;

-проявляет чувство собственного достоинства, уважение к самому себе; стремление занять достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками; умеет соблюдать необходимую дистанцию между собой, другими детьми и взрослыми. Умеет адекватно оценивать себя в сравнении с другими людьми.

  1. Познавательное  развитие

-выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношения «часть-целое»;

-способен объединить предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт, и др.);

-владеет обобщенными  способами деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные рисунки, конструкции, поделки из разных материалов;

-способен находить варианты решений задач открытого типа (в конструировании, играх, рифмотворчестве);

-использует  символические средства для познания окружающего (моделирование, чтение  карт, планов, схем); может использовать их  и как средства запоминания;

-способен планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;

-в рассуждениях может учитывать позицию другого  ребёнка, взрослого (децентрация);

-проявляет разнообразные познавательные интересы (хочет узнать как устроен мир живой и неживой природы, движущиеся объекты и др.);

-может самостоятельно экспериментировать с новыми для него материалами,  устанавливать причинно-следственные связи;

-имеет элементарные знания об истории и природных условиях жизни родной страны и родного города; различает общее и специфическое в культурных традициях и обычаях разных городов.

  1. Физическое развитие

Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям:

-по положительным изменениям в физическом и функциональном развитии ребёнка: устойчивости к изменениям внешней среды (хорошая сопротивляемость заболеваниям, сравнительно лёгкое, непродолжительное их течение без осложнений); качеству засыпания и сна: аппетиту (без отрицательного отношения к отдельным видам пищи); достаточно хорошей физической и умственной работоспособности; умению сохранять правильную осанку;

-по способностям  самостоятельно выполнять необходимые бытовые операции (охотно включаться в занятии, игры, дежурства, выполняет гигиенические процедуры, владеет навыками самообслуживания); физической активности (не менее 50-60% времени бодрствования); удовольствию от пребывания на открытом воздухе в любую погоду (не менее 4 часов в день).

-по хорошей физической подготовке, соответствующей нормальным показателям возрастного развития моторики;

-по уверенному владению «азбукой движений» (обладает элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх); по умению самостоятельно пользоваться приобретёнными действиями в различных  условиях;

-по уровню развития произвольности действий; умеет поставить двигательную задачу (цель действия), выбрать способы для её решения, соотнести последовательность. Направление , характер действий с образцом (отразить их в словесной форме), прилагает волевые усилия; выдержку, настойчивость, решительность – для достижения поставленной цели.

  1. Речь и речевое развитие

-овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими  взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнёра, отвечает на них словом, действием; выражает мысль в форме неполных и простых предложений;

-проявляет интерес к пересказу знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг картинок, к сочинению;

- в высказываниях употребляет разные части речи, стремление говорить грамматически правильно. В связи с чем затухает словотворчество, сокращается количество агграмматизмов;

-правильно произносит все звуки родного языка.

Приложение №2

Материал для педагога

                             Развитие мелкой моторики пальцев рук

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

 Используются следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
  • игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.);
  • изобразительную деятельность: (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.).

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

     В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя или стоя)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз, выполняются с силой, в сжатом положении фиксируются 2-3 сек. (Рис. 2)):

  • ладонями вверх;
  • ладонями вниз;
  • обеих рук одновременно;
  • правой и левой по очереди.

                                 

                                                                                 

Рис. 2

2. Вращение кистями рук (по 10 раз. Можно выполнять упражнения из положения "руки в стороны"):

  • в правую, затем в левую сторону;
  • б) вовнутрь (обеими кистями);
  • в) наружу.

3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):

  • одновременно;
  • правой, левой по очереди. (Рис. За)

4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз):

  • одновременно;
  • правой, левой по очереди. (Рис. 3б)

5. Чередование прогибания и выгибания. (Рис. 3а,б).

6. Соприкосновение подушечек пальцев — "Пальчики здороваются" (по 10-15 раз. Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются. (Рис. 4)):

  • пальцы правой руки — с большим пальцем правой руки;
  • пальцы левой руки — с большим пальцем левой руки;
  • то же одновременно двумя руками;
  • г) пальцы правой руки — с соответствующими пальцами левой.

7. "Щелчки" (по 10 раз).

8. "Коготки" — сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз). (Рис 5)

9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз) (рис. 6):

  • правой руки;
  • левой руки;
  • обеих рук одновременно

сначала начиная с большого,

затем начиная с мизинца

10. "Ножницы" — разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

  • правой, затем левой руки;
  • обеих рук одновременно;
  • соединив ладони вместе. (Рис. 7)

11. Упражнение "Замок" (рис. 8а) — ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):

  • сдавливание ладоней с силой;
  • вращение (поворот вправо-влево);
  • наклоны вправо-влево — сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;
  • разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;
  • "Солнечные лучи" — руки в "замке" подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь. (рис. 8б)

Рисунки к упражнениям для пальчиковой гимнастики

                           

                     

                 а                                  б

                                                           

Рис.3

                                         

                     

                    а                                           б

                                                                 

Рис.4

                       

         

Рис.5                            Рис.6                          Рис.7

                                                 

             

             а                           б

                      Рис.8

                                     

                     

       а                                  б

                                                           

                     Рис. 9

12. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз) (рис. 9а):

  • сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;
  • движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;
  • сомкнутые ладони вытянуты вперед — разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;
  • сомкнутые ладони подняты вверх — разведение кистей, не размыкая запястий — "Цветок" (рис. 9б).

13. "Фонарики" — вращение свободными кистями рук (по 10 раз).

14. Потряхивание расслабленными кистями:

  • руки вверх;
  • руки в стороны;
  • руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя за столом)

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.

3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):

  • правой руки;
  • левой руки;
  • обеих рук вместе.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6. "Бегают человечки" — указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

7. "Футбол" — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Рисунки к упражнениям по самомассажу

                                   

             

 Рис. 10   Рис. 11                                        Рис. 12

                                                               

                                           

Рис. 13                                                                   Рис. 14

                                 

                 

   Рис. 15                                  Рис. 16

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки (рис. 10).

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий (рис. 11).

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз (рис. 12).

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев (рис. 13).

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек (рис. 14).

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой (рис. 15).

7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание (рис. 16)

Простого механического повторения и накопления навыка произнесения речевых структур каждым ребенком недостаточно для усвоения звуковой стороны речи воспитанников. Этим оправдано обязательно взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования совместно всеми педагогами группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования для детей 6 - 7 лет "Бумагопластика"

Программа «Бумагопластика» является адаптированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе пособий: И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и разв...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Веселая ступенька» (средствами степ-аэробики) (для детей 6-7 лет)

Программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Танцы на мячах» (средствами фитбол-гимнастики) для детей 4-7 лет

Дош­коль­ный воз­раст яв­ля­ет­ся на­ибо­лее важ­ным для фор­ми­рова­ния дви­гатель­ных на­выков и фи­зичес­ких ка­честв, так ка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕЛЬФИНЕНОК"(АКВААЭРОБИКА) БАССЕЙН ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙНАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ

Очень важным аспектом физического развития и воспитания для детей – дошкольников является плавание. Особенности водной среды оказывают специфическое влияние на функции дыхания и кровообращения, ...