Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Еремина Татьяна Ивановна

Тема: "Как дети помогли птицам, а птицы помогли саду"

Цель: Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно-графический план.

 

Задачи:

Образовательные

  • Учить совершенствовать связное монологическое высказывание.
  • Уточнить знания детей о перелётных птицах.
  • Активизировать словарь признаков.
  • Упражнять в подборе родственных слов, в распространении предложений однородными определениями.

Коррекционно-развивающие

  • Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную слуховую память, внимание, словесно-логическое мышление.
  • Закреплять навыки произношения поставленных звуков.
  • Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к многообразию родного языка.

Способствовать пониманию значимости птиц в экологической системе, желанию заботиться о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_eremina.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

 по формированию

связной монологической речи

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

ТЕМА:

 «Как дети помогли птицам, а птицы помогли саду»

Еремина Т.И.

учитель-логопед

первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 80»

Дзержинск 2014 г


Цель: Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно-графический план.

Задачи:

Образовательные

  • Учить совершенствовать связное монологическое высказывание.
  • Уточнить знания детей о перелётных птицах.
  • Активизировать словарь признаков.
  • Упражнять в подборе родственных слов, в распространении предложений однородными определениями.

Коррекционно-развивающие

  • Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную слуховую память, внимание, словесно-логическое мышление.
  • Закреплять навыки произношения поставленных звуков.
  • Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к многообразию родного языка.
  • Способствовать пониманию значимости птиц в экологической системе, желанию заботиться о птицах.

Пропедевтическая работа

  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок о перелётных птицах.
  • Чтение рассказов Н. Сладкова «Скворцы - знахари», «Птицы весну принесли».
  • Детская игра «Улетают - не улетают»
  • Составление рассказа «Как дети помогли птицам, а птицы помогли саду» (1 вариант по наглядно- графическому плану).
  • Рисование картинок к рассказу.

Методы и приёмы

Рассматривание картинок, беседа, вопросы, дидактическая игра, словесные игры и упражнения, загадывание загадки, наглядно-графическое моделирование, прослушивание записи голосов птиц, пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики, поощрения, педагогическая оценка, самооценка, сюрпризы, игровой момент, использование технических средств, физкультминутка.

Индивидуально - дифференцированный подход

O - задания, вопросы для детей с хорошими показателями в развитии речи и общего развития.

Δ - задания, вопросы для детей со средними показателями в развитии речи и общего развития.


Пособия

  • Картинки с изображением перелётных и зимующих птиц
  • Карточка - символ родственных слов
  • Наглядно - графическая схема к рассказу
  • Игрушка - кукла
  • Магнитофон, аудиокассета с записью голосов птиц и песни «С песней весело шагать»

Словесный материал

Загадка

-На шесте дворец.

Во дворце певец.

А зовут его ...(скворец)

Прилагательные к словам:

Скворечник - деревянный, прочный

Берёза - зелёная, высокая, стройная, белоствольная

Скворцы - чёрные, голосистые, проворные

Птенцы - маленькие, черненькие, крикливые

Сад - фруктовый, зелёный, красивый

Насекомые - вредные, опасные


Текст цепной структуры

1 вариант

Ребята смастерили скворечник.

Скворечник повесили на берёзу.

На берёзу прилетели скворцы.

Птенцы выросли и стали большими птицами.

Большие птицы прилетели в сад.

В саду они поедают насекомых.

2 вариант

Ребята смастерили прочный деревянный скворечник.

Скворечник повесили на высокую зелёную берёзу.

На берёзу прилетели чёрные голосистые скворцы.

Скворцы вывели маленьких крикливых птенцов.

Птенцы выросли и стали большими птицами.

Большие птицы прилетели в зелёный фруктовый сад.

В саду они поедают опасных насекомых.

Слова сложной слоговой структуры.

Скворечник, смастерили, крикливые, голосистые, проворные.


Ход занятия:

Слова и действия воспитателя

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Сегодня ярко светит весеннее солнышко. Оно посылает нам свои теплые лучики. Если лучики касаются наших щек, то на лице появляется улыбка. Покажите, что солнышко коснулось вашего лица.

Дети стоят полукругом лицом к окну.

Мимикой изображают улыбку.

II Введение в тему.

1. Слушание записи голосов птиц.

- Недавно я побывала в весеннем лесу. Взяла с собой магнитофон и кое-что записала. Хотите послушать? Тогда пройдем в наш кинозал и послушаем.

2.Беседа о птицах.

- Что вы услышали?

- Почему весной в лесу много птиц?

- Как называют птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются?

3. Д/игра «Отбери картинки».

- Посмотрите на экран (открывается наборное полотно)

- Назовите перелетных птиц.

- А картинки с изображением зимующих птиц надо убрать.

4. Загадывание загадки о скворце.

5. Упражнение «Назови родственные слова».

- Посмотрите на карточку. Определите, какие слова мы будем называть.

- Подберите родственные слова к слову «скворец».

Δ

O

O Δ

Δ O

Δ

O

Δ O

Проходят и садятся на

скамеечки.

Слушают.

Ответы детей.

Называют.

Ребенок убирает картинки

Ребенок загадывает, дети отгадывают.

Называют.

Подбирают слова.

III. Основная часть.

1. Рассказывание рассказа по наглядно-графическому плану.

- Ребята, хотите опять стать писателями? Тогда перейдем в нашу писательскую комнату. Мы начали сочинять рассказ «Как дети помогли птицам, а птицы помогли саду».

- Давайте вспомним наш рассказ. А помогут нам вот эти картинки (выставляется наглядно-графическая схема).

- Рассказывать будем по очереди.

- Что-то не получается у нас рассказ, кто-то перепутал картинки.

(Из-за ширмы достает куклу).

-Это Настя Путалкина. Она перепутала нам картинки, нужно исправить ошибку.

- Теперь продолжим рассказ.

2. Физкультминутка.

Аэробика под музыку песни «Вместе весело шагать».

3. Упражнение «Подбери слова».

- Сегодня мы будем делать наш рассказ длинным, с красивыми словами. Подумайте, какие слова-признаки можно использовать для тех предметов, рядом с которыми поставлю желтые треугольники:

а) я назову слова - признаки к слову «скворечник», а вы выберите подходящие: деревянный, стеклянный, прочный, точный

б) к слову «береза» сами придумайте слова- признаки.

в) какие слова-признаки подойдут к слову «скворцы»9

г) к слову «птенцы»?

д) Прочитайте слова на карточках и скажите, какие из них нам подойдут к слову «сад»?

е) Теперь скажите:

Какие насекомые?

4. Пальчиковая гимнастика

- Улетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

Прилетела птичка-мать,

Стала деток угощать.

Червячков, жучков давала

И обратно улетала.

5. Распространение предложений.

Будем по очереди рассказывать наш рассказ, но по-новому, с красивыми словами.

6.Рассказывание целостного рассказа детьми.

Δ

Δ

Δ

Δ

Δ

Δ O

Δ O

O

Δ O

Δ O

O

Отвечают

Переходят и садятся за

столы.

Рассматривают схему.

Называют первое
предложение.        

Ребенок расставляет картинки правильно.

Рассказывают дальше

Дети рассказывают

Дети выполняют движения под музыку

Называют подходящие слова

Самостоятельно подбирают

Самостоятельно подбирают

Читают

Называют

Движения рук

изображают крылья птиц, птенцов в гнезде

Называют предложения с однородными определениями

Дети рассказывают рассказ

IV. Итог.

Какой рассказ у нас получился? 

Вечером вы сможете нарисовать иллюстрации к рассказу, т. е. сделать книжку.

Какую обложку можно выбрать?

Ответы детей.

Отвечают и выбирают цветную обложку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Примерное календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи на октябрь месяц по теме "Осень, осень, в гости просим..." (неде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, является продолжением коррекционной работы (третий год обучения) в логопедической подготовительной к школе группе. Имеет развёрнутое календарно - те...

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Представляю вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей 4-5 лет....