Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направленных только на выявление недоразвития речи, определяет формирование лексики, грамматического строя, фонетики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.

В настоящее время в теории и практике логопедии принято выделять три уровня языкового развития у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направленных только на выявление недоразвития речи, определяет формирование лексики, грамматического строя, фонетики.

В основу оценки позитивных явлений аномальной детской речи положена способность ребенка к расширению объема и грамматическому оформлению предложений, а также его способность к словоизменению. [1]  

При определении уровня речевого развития предлагается в первую очередь учитывать те проявления, которые свидетельствуют о становлении, появлении новых эволютивных моментов в речевой деятельности детей.

Изучения состояния фонематического анализа и синтеза

Методические указания: Необходимо выявить состояние фонематического анализа и синтеза, умение самостоятельно выделять звуки в словах. С этой целью предлагаются игровые фонематические  задачи на анализ и синтез слов. Итоговый высокий балл данного раздела 30 баллов. Ниже 30 баллов – средний уровень, ниже 8 баллов – низкий уровень речевого развития.

Задание № 1. Выделение конечного согласного из слов.

 Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем выделить конечный согласный звук в слове. Всего предлагается 8 слов: кот, сом, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.  Задания выявляют, умеет ли ребенок выделить конечный согласный звук в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Задание № 2. Выделение начального согласного из слов.

Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем выделить начальный согласный звук в слове. Всего предлагается 8 слов: мост, пол, вода, дом, банка, тапки, чайник, щетка. Задания выявляют, умеет ли ребенок выделить начальный  согласный звук в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Задание № 3. Определение последовательности звуков в слове.

Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем определить последовательность звуков в слове. Всего предлагается 8 слов: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шина. Задания выявляют, умеет ли ребенок определить последовательность звуков  в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Задание № 4. Определение количества звуков в словах.

Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем определить количество звуков в слове. Всего предлагается 6 слов: нос, бык, кит, ваза, батон, банка. Задания выявляют, умеет ли ребенок определить количество звуков  в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 6 баллов.

 

Изучение состояние активного словаря

Номинативный словарь

Методические указания: Необходимо выявить состояние активного номинативного словаря. С этой целью предлагаются игровые задания на выявление активного словаря. Высокий уровень данного раздела – 20 баллов,  средний уровень – ниже 20 баллов, низкий уровень – ниже 6 баллов

Задание № 1. Называние существительных по темам.

Педагог произносит обобщающее слово и просит ребенка назвать существительные по данной теме. Всего предлагается 4 темы: «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы». Задания выявляют, умеет ли ребенок подобрать и назвать существительные по теме.  Называние более 3 существительных по теме  (2 балла), менее 3 (1балл), не назвал вообще или неверно   (0 баллов). Высшая общая оценка 8 баллов.

Задание № 2. Называние существительных обобщающим словом.

Педагог произносит слова и просит ребенка назвать существительные одним (обобщающим) словом. Всего предлагается 4 темы по три слова:

  • Клубника, смородина, черника это …?
  • Волк, лиса, заяц это …?
  • Кошка, собака, свинья это…?
  • Аист, кукушка, ласточка это …?

Задания выявляют, умеет ли ребенок называть слова одним (обобщающим) словом.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 баллов.

Задание № 3. Называние частей тела и частей предметов (по картинкам).

Материал: 8 картинок: локоть, ладонь, затылок, висок, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор. Педагог называет слово, ребенок ищет его на картинке. Затем просит ребенка назвать частью чего является. Например: Локоть это часть чего? (руки). Всего предлагается 8 слов.

Задания выявляют, умеет ли ребенок называть части предметов. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Атрибутивный словарь

Методические указания: Необходимо выявить состояние активного атрибутивного словаря. С этой целью предлагаются игровые задания на выявление активного словаря. Высокий уровень данного раздела – 23 балла,  средний уровень – ниже 23 баллов, низкий уровень – ниже 6 баллов

Задание № 1. Называние предъявленных цветов.

Материал: цвета:  красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый, белый, черный, коричневый. Педагог показывает любой цвет. Ребенок называет предъявленные цвета.  Предлагается 10 цветов.

Задания выявляют, умеет ли ребенок называть  и узнавать цвета.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 10 баллов.

Задание № 2. Называние формы.

Материал: картинки:  руль, окно, флажок, слива, одеяло. Педагог предлагает взять ребенку картинку и ответить на вопросы.

  • Руль какой? (круглый)
  • Окно какое? (квадратное)
  • Флажок какой? (треугольный)
  • Слива какая? (овальная)
  • Одеяло какое? (прямоугольное)

 Задания выявляют, умеет ли ребенок узнавать и называть формы.  Всего 5 заданий. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 3. Подбор антонимов.

Педагог показывает слова, а ребенок должен подобрать к ним антонимы.

Задания выявляют, умеет ли ребенок правильно подобрать антонимы.  Всего 8 слов: друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, давать, продавать. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.            

Изучение состояния словоизменения

Методические указания: Необходимо выявить состояние словоизменения. С этой целью предлагаются игровые задания. Высокий уровень данного раздела – 19 баллов,  средний уровень – ниже 19 баллов, низкий уровень – ниже 5 баллов

Задание № 1. Употребление существительных в именительном падеже ед. И мн. Числа. (образовать по аналогии)

Педагог называет слово в ед.числе, а ребенок называет это же слово во мн.числе. Предлагается 7 слов: глаз, лист, стул, лень, воробей, книга, дерево.

Задания выявляет,  умеет ли ребенок изменять слова от единственного к множественному числу.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 7 баллов.

Задание № 2. Образование существительных мн.числа в родительном падеже.

Материал: Картинки: карандаши, листья, книги, вилки, вёдра.

Педагог называет существительное во мн.числе, а ребенок называет это же слово во мн.числе в родительном падеже отвечая на вопрос «Много чего?». Предлагается 5 слов.

Задания выявляет,  умеет ли ребенок изменять слова в родительный падеж мн.числа.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 3. Согласование прилагательных с существительными ед.числа.

Материал: Картинки: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Педагог показывая картинки просит ребенка назвать что на ней нарисовано. Задания выявляет,  умеет ли ребенок согласовывать прилагательные с существительными. Предлагается 3 задания. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 3 балла.

Задание № 4. Употребление предложно-падежных конструкций.

Материал: Любые картинки.

Педагог показывая картинку предлагает ответить на вопрос. Например:

  • Где спит собака? (под крыльцом)
  • Откуда вылезает собака? (из-под крыльца)
  • Где прячется кошка? (за домом)
  • Откуда выходит кошка? (из-за дома)

Предлагается 4 вопроса.

Задания выявляет,  умеет ли ребенок употреблять предложно-падежные конструкции.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 балла.

Изучение состояния словообразования

Методические указания: Необходимо выявить состояние словообразования. С этой целью предлагаются игровые задания. Высокий уровень данного раздела – 25 баллов,  средний уровень – ниже 25 балла, низкий уровень – ниже 8 баллов.

Задание № 1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Материал: Картинки: лист, трамвай, изба, крыльцо, кресло

Педагог показывая картинку просит ребенка назвать слово ласково. Например:

  • Лист – листочек;
  • Трамвай – трамвайчик;
  • Изба – избушка
  • Крыльцо – крылечко
  • Кресло – креслице

Предлагается 5 заданий.

Задания выявляет,  умеет ли ребенок употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 2. Образование названий детенышей животных.

Педагог просит ребенка назвать детенышей предлагаемых животных. Например:

  • У коровы …? (телята)
  • У собаки …? (щенята)
  • У лошади …? (жеребята)
  • У овцы …? (ягнята)
  • У льва  …? (львята)

Предлагается 5 заданий.

Задания выявляет,  знает ли ребенок и умеет ли образовывать детенышей животных.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 3. Образование относительных прилагательных.

Педагог просит ребенка образовать относительные прилагательные. Например:

  • Стол из дерева (какой?) – деревянный
  • Аквариум из стекла
  • Крыша из соломы
  • Стена из кирпича
  • Шапка из меха
  • Носки из шерсти
  • Сапоги из резины
  • Крепость из снега
  • Лопатка из металла
  • Сок из яблок

Предлагается 10 заданий.

Задания выявляет,  умеет ли ребенок образовывать из существительных, относительные прилагательные.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов.  Высшая общая оценка 10 баллов.

Задание № 4. Образование притяжательных прилагательных.

Педагог просит ребенка образовать из существительных притяжательные прилагательные. Например:

  • Очки бабушки (чьи?) – бабушкины
  • Туфли мамы (чьи?) -
  • Усы кошки (чьи?) -
  • Хвост лисы (чей?) -
  • Берлога медведя (чья?) -

Предлагается 5 заданий.

Задания выявляет,  умеет ли ребенок образовывать из существительных, притяжательные прилагательные.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 5. Образование глаголов совершенного вида.

Педагог просит ребенка составить предложение по картинкам. Например:

  • Девочка строит дом.
  • Девочка построила домик.
  • Мальчик красит вертолет.
  • Мальчик покрасил вертолет.

Предлагается 4 задания. Задания выявляет,  умеет ли ребенок образовывать глаголы совершенного вида.  За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 балла.

Завершая работу над второй главой хочется особенно подметить, что для того чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те, потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.

Рассмотрев вышеперечисленные  методики по развитию речи, перед нами открылась ясная картина коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

Методика по постановке и автоматизации звуков лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам.

При обучении грамоте Т.А. Ткаченко [2]  в основе своей методики положил особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.

При работе над развитием лексико-грамматических представлений широко используется методика по программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной[3]  .

При работе над формированием связной речи широко используется методика Т.А.Ткаченко[2]  , используя вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания

В старшем дошкольном возрасте, на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Следовательно, данный возраст, приходящийся на период подготовки к школе, можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка.

Список использованной литературы

  1. Люблинская А. А. Исследование детской речи. // Детская психология. - М., 1979.
  2. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб.,1999.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

Коррекция устной речи детей при общем недоразвитии речи II-III уровня речевого развития

Логопедическая работа по формированию у ребенка грамотного произношения звука Ч на лексическом материале....

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...

Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа

       Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...

Сборник домашних заданий для детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Данный  сборник домашних заданий  предназначен для детей 6-7-лет  с III уровнем речевого недоразвития (подготовительная группа) и состоит из заданий  по различным лексическим темам...