Мастер - класс: Использование игровых приёмов в формировании лексико - грамматических категорий".
методическая разработка по логопедии на тему

Иванова Светлана Венадьевна

Взаимосвязь логопеда с воспитателями логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stazhyorskaya_ploshchadka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Стажёрская площадка
по управлению качеством дошкольного образования

«Психолого – педагогическое сопровождение

детей с ограниченными возможностями».

Мастер –класс: «Использование игровых приёмов и технологий по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе».

         Успешность и эффективность работы логопеда напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателем логопедической группы — непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса, — насколько тесно они взаимодействуют.

         Поэтому в задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний.          

          Наше планирование строится с учётом лексических тем – по неделям. Но в данном случае хочется показать и проиграть наиболее эффективные и интересные игровые приёмы. Изобрести новое нельзя, важно из множество источников выбрать, обыграть и наполнить интересом и занимательностью.

         Известно, что важным условием успешного обучения в школе является развитие связной речи.

         С помощью метода «Рисуночного письма»  ребёнок учится  правильно формулировать свои мысли, грамматически правильно строить предложения  запоминать и последовательно рассказывать не только короткие, но и достаточно длинные тексты. Кроме того, данный метод поможет обогатить словарный запас и увлечь к прочтению других сказок.

         1.Загадывание загадки.  

         2. Прочитать рассказ (без просмотра картинок).

         3. Рассматривание картинок и проговаривание истории каждой картинки.

         4. Рассказ всей истории по картинкам – подсказкам.

         5. Если же, ребёнок справляется без особых трудностей, то предлагается рассказать  уже без картинок - подсказок

         6. Рассказ истории по сюжетной картинке.

         7. Рассказ истории по серии сюжетных картинок. (см. приложение 1)

       

         Следующий игровой приём «Задумай слово».

          Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

          Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например: 

  • Он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок); 
    он красивый, голосистый, кукарекает (петух); 
    она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка); 
    она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка); 
    оно белое, плывёт по небу (облако)

  • Ребёнок «Загадывает слово», а остальные должны отгадать слово – предмет.

  Задавая вопросы, на которые отвечают на ответы только «ДА» или «НЕТ».

           На прогулке можно проигрывать «Загадка – описание».

          У каждой птицы свой характер, как и у человека. 

          Как вы думаете какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный.)

-У какая по характеру синица? (Тонкая, умная, весёлая, юркая.)

          И на оборот: Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой. – ВОРОБЕЙ.

           Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая. –СОРОКА.

           Игра «Отгадай предмет по названию его частей».

           Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета

   Детям предлагается следующий речевой материал:

- Ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево

- Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова

- Кабина, крылья, мотор, хвост — самолет

- Рука, туловище, нога, волосы – человек.

        Сказка «Ярмарка слов»

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.

кому, кому иголки? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.

нашлось много разных покупателей и на слово язык. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру, ботинку понадобилось это слово.

слово нос шло на расхват. Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, короблям.

а вот слово шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)

только у нас и только сейчас – ножки. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.

     После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.

     «Какое что бывает?»

      Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

      Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает:

  • зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки; 
  • широким — река, дорога, лента, бульвар, улица; 
  • новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; 
  • маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; 
  • вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; 
  • пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; 
  • холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки,

солнце, мороженое, сосулька, компот.

  

         Логопед также помогает воспитателю организовать предварительную работу по подготовке к занятиям по развитию связной речи. Немаловажное значение отводится и систематической работе по развитию у детей с ОНР неречевых процессов (внимания, памяти, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса). Упражнения такого плана включаются воспитателем в различные режимные моменты и способствуют устранению речевых недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В статье описаны направления логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями...

Презентация игровых пособий по формированию лексико-грамматических категорий

Игровые пособия по формированию лексико-грамматических категорий...

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...

Семинар - практикум «Инновационные методы и приёмы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»

Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....