Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Шелудякова Ольга Викторовна

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР адресован логопедам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_starshaya_gruppa.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

для детей с ОНР

(старшая группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ РАБОТЫ

ПО ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

     Одной из основных задач Программы коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи является овладение детьми элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

     В течение всего учебного года закрепляется понятие буква  и представление о том, чем звук  отличается от буквы. Совершенствуются навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Дети учатся узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображённые с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

     В течение первого периода обучения ( осень) дети знакомятся с буквами  А, У, О, И, М, Ы.  Закрепляется навык чтения слогов, формируется навык осознанного чтения слов с пройденными буквами.

      В течение второго периода обучения (зима) дети знакомятся  с буквами  Т, Д, Б, П.  Формируется навык осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами. Происходит ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения.

      В течение третьего периода (весна) дети знакомятся  с буквами Ф, В, Г, Х.  Совершенствуется навык осознанного чтения слов с пройденными буквами.

Неделя

Изучаемая буква

Формирование навыка изображения букв

Формирование навыка составления и чтения

слияний гласных букв

Октябрь

1

А

Выкладывание буквы А из палочек.

Лепка буквы  а  из пластилина.

2

У

Составление буквы У из палочек.

АУ

УА                                                                        

3

О

Выкладывание буквы О из шнурочка.

ОУ

УО

4

И

«Рисование» буквы И по тонкому слою манки и в воздухе.

ОИ      ИА     ИУ

ИО      АИ    УИ 

                                                     

Ноябрь

Неделя

Изучаемая буква

Формирование навыков изображения  и зрительного образа буквы 

Формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных

1

А, У, О, И

Составление буквы А из палочек.

Лепка буквы  О из пластилина.

Выкладывание буквы У из шнурочка.

Выкладывание буквы И из мозаики.

АУ      ОУ     ОИ    ИА    ИУ

УА      УО     ИО    АИ    УИ

АОУ    ИУА    УИО     АИО

ОУИ   ОАУ     ОИА     ИАО

АОУИ     УИОА     ОУИА                                  

ИУАО     ОАУИ     УАИО

2

М

Выкладывание буквы  М  из палочек.

АМ          МА

ОМ           МО

УМ           МУ

ИМ           МИ

ЫМ          МЫ

3

М

Узнавание пройденных букв.

Лепка буквы М из пластилина

МАМА

4

Ы

Рисование буквы  Ы в воздухе и по тонкому слою манки.

Нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. 

ЫМ         МЫ

Декабрь

Неделя

Изучаемая буква

Формирование навыков изображения  и зрительного образа буквы

Формирование навыка составления и чтения слогов

Формирование навыка составления и чтения слов (предложений)

1

Т

Выкладывание буквы  Т  из палочек.

Узнавание  пройденных букв.

АТ          ТА

 УТ         ТУ

 ОТ         ТО

 ИТ         ТИ

 ЫТ        ТЫ

ТОМ

ТИМ

ТОМА

ТИМА

ТУТ

2

Т

Выкладывание буквы  Т  из кубиков.

Узнавание пройденных букв с недостающими элементами.

3

Д

Выкладывание буквы  Д  из палочек.

Узнавание пройденных букв с недостающими элементами.

АД        ДА

 ИД       ДО

 УД       ДУ

 ОД       ДЫ

 ИД       ДИ

ДОМ

ДЫМ

ДОМА

ДИМА

4

Д

Выкладывание буквы  Д  из мозаики.

Нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

Январь

1

2

3

4

5

2

Т, Д

Различение в ряду правильно и неправильно написанных букв.

«Допечатывание» незаконченных букв.

ТУТ  ТИМА.         

ТУТ  ТОМА.                         

 Вот Дима.                          

 У  ДИМЫ ДОМ.

 Дима дома.                                           

3

П

Выкладывание буквы  П из кубиков.

Узнавание пройденных букв в ряду правильно  и зеркально изображённых букв.

АП         ПА

ОП         ПЫ

УП         ПИ

ИП        ПУ

  ЫП        ПО

ПАПА

ПУМА

4

П

Узнавание букв с недостающими элементами.

Узнавание в ряду изученных букв.

Февраль

1

2

3

4

5

1

Б

Выкладывание буквы  Б  из мозаики.

Узнавание «зашумленных» букв.

  АБ         БО

  ОБ        БА

  УБ        БЫ

  ИБ        БУ

  ЫБ       БИ

 

БАБА

БОБЫ

БОМ

БИМ

БОТЫ

2

Б

Узнавание пройденных букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

Узнавание букв с недостающими элементами.

3

П, Б

Узнавание в ряду изученных букв.

«Допечатывание незаконченных букв».

ТУТ  ПАПА.                

ТУТ  БАБА.

ВОТ  БИМ.

ВОТ  БОМ.

4

Ф

Лепка буквы  Ф  из пластилина.

Узнавание буквы  Ф  в ряду изученных букв.

 АФ            ФА

 ОФ           ФИ

 УФ            ФО

 ИФ            ФУ

 ЫФ           ФЫ

ФОМА

ФИМА

Март

1

2

3

4

5

1

Ф

Выкладывание буквы  Ф  из мозаики.

Узнавание буквы   Ф   в ряду «зашумленных» букв.

Узнавание «зашумленных» букв.

2

В

Выкладывание буквы  В  из шнурочка.

«Рисование» буквы  В  в воздухе.

Узнавание буквы В в ряду изученных букв.

АВ       ВО

 ОВ        ВЫ

 УВ        ВА

 ИВ       ВИ

 ЫВ       ВУ

ВОВА

ВОДА

ВАТА

ВОТ

3

В

«Рисование» буквы  В  по тонкому слою манки.

Узнавание букв с недостающими элементами.

4

В, Ф

«Допечатывание незаконченных букв»

Узнавание буквы  Ф  в ряду изученных букв.

ВОТ ФИМА.                ВОТ ВОВА.

У ФИМЫ ДОМ.          У ВОВЫ

ФИМА  ДОМА.

Апрель

1

2

3

4

5

1

К

Лепка буквы  К  из пластилина.

«Рисование» буквы  К  в воздухе и по тонкому слою манки.

«Допечатывание незаконченных букв»

АК         КЫ

 ОК        КА

 УК        КУ

 ИК        КИ

 ЫК       КО

КИНО

ОКНО

КОТ

КИТ

ТОК

МАК

2

К

Узнавание изученных букв ряду букв, изображённых с недостающими элементами.

Различение правильно и неправильно написанных букв.

3

Г

Выкладывание буквы  Г  из палочек, кубиков, мозаики.

Узнавание «зашумленных» букв.

АГ        ГА

 ОГ       ГО

 УГ       ГУ

 ИГ       ГИ

 ЫГ      ГЫ

ГОГА

ГУБЫ

НОГА

НОГИ

ДОГ

ГОД

4

Г

Лепка буквы  Г  из пластилина.

«Рисование» буквы  Г  в воздухе и по тонкому слою манки.

Май

1

2

3

4

5

2

Х

Выкладывание буквы  Х  из палочек из шнурочка.

Узнавание «зашумленных» букв.

Узнавание букв с недостающими элементами.

  АХ       ХО

  ОХ      ХИ

  УХ      ХУ

  ИХ     ХЫ

  ЫХ     ХА

ХОМА

ХАТА

МОХ

МУХА

ТИХО

ДУХИ

3

Х

Лепка буквы  Х  из пластилина.

«Рисование» буквы  Х  в воздухе и по тонкому слою манки.

Нахождение знакомых букв  в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

4

К, Г, Х

Узнавание букв с недостающими элементами.

Нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

Узнавание «зашумленных» букв.

ТУТ КОТ.              

ТАМ КИТ.

ВОТ  ХОМА.

У ХОМЫ ХАТА.

ВОТ ГОГА.

У ГОГИ КОТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития связной монологической речи детей старшего возраста с ЗПР в процессе обучения описанию пейзажа.

Перспективный план содержит игры для развития связной монологической речи детей старшего возраста с ЗПР в процессе обучения описанию пейзажа. ...

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР  посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по ПДД с родителями старших дошкольников.

перспективный план был создан с целью педагогического просвещения родителей. популяризация знаний о безопасном поведении детей на дорогах....

Перспективный план работы мероприятий по познавательному развитию старших дошкольников средствами экспериментирования.

Перспективный план работы мероприятий по познавательному развитию старших дошкольников средствами экспериментирования.Неживая природа. Вода.Цель: Развивать представления детей о свойствах воды; формир...

План по самообразованию "Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу "

Цель и задачи самообразования по теме:1.Рассмотреть основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС2.Провести анализ факторов успешной подготовки и адаптации детей к школе3.Выявить пр...

Картотека игр с использованием игрового комплекта «Дары Фрёбеля» при обучении элементам грамоты старших дошкольников с ТНР.

        Применение наглядного дидактического материала на занятиях учителя-логопеда является эффективным средством для обучения детей с ОВЗ....