Фронтальная НОД в группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Марина Евгеньевна

 

 

 

Фронтальная непосредственно-образовательная деятельность

в группе детей с ТНР (ОНР)

 

по формированию звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет

 

на тему: «Прилетели Бим и Бом»

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель-логопед:

Дмитриева М.Е.

МБДОУ «Детский сад №57»

комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

Цель: Закреплять умение детей выполнять звуковой анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Задачи:

1.     Развивать слуховое внимание.

2.     Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления. Совершенствовать умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

3.     Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы.

4.     Совершенствовать навыки определения позиции звука в слове.

5.     Совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением.

6.     Совершенствовать фонематический анализ, развивать навык чтения.

7.     Совершенствовать умение делить слова на слоги.

8.     Совершенствовать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

9.     Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Методические приемы:

1. Вербальный вид общения.
2. Демонстрация предметных картинок, использование схем, звуковых  символов.
3. Слушание фонограммы «Пенье птиц».
4. Сюрпризный момент – включение в занятие персонажей воробьев.

5. Перенос действительности в воображаемую Волшебную страну.
6. Анализ и оценка деятельности детей.

 

Пропедевтическая работа:

1.     Обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»

2.     Игры «Звуковая дорожка», «Волшебные колпачки», «Живые звуки»

3.     Наблюдение в природе за птицами.

4.     Слушание музыкальных композиций с голосами птиц.

5.     Беседа с детьми о зимующих птицах.

6.     Отгадывание загадок, чтение художественной литературы «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

 

Оборудование: предметные картинки (барабан, рыба, гриб, клумба, береза, собака, белка, жеребенок, голубь, воробей); воробьи; разрезные азбуки; схемы, обозначающие слово;  схемы обозначающие, место звука в слове;  цветик-семицветик;  медальки с обозначением эмоций (веселый, печальный, расстроенный- каждой по количеству детей); аудиозапись «Пение птиц».

 

Ход занятия:

1.     Организационный момент

Логопед:  ребята, сядет тот, кто назовет названия зимующих птиц.

Дети перечисляют названия птиц, садятся.

2.     Основная часть

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуками «Б» и «Бь». Как вы думаете какие это звуки? Почему вы так решили?

Дети: Согласные, потому что они не поются и не тянутся.

Логопед: Конечно  это согласные звуки, а еще они звонкие. Посмотрите ребята кто к нам прилетел в гости? Как называются эти птицы? (звучит аудиозапись «Пение птиц»)

Дети: Воробьи.

Логопед: Чем похожи эти воробьи?

Дети: Клювом, туловищем, лапками и т.д.

Логопед: А чем они отличаются друг от друга?

Дети: Шапкой, шарфом.

Логопед: Правильно ребята! А зовут наших гостей воробьев Бим и Бом. Как вы думаете какого воробья зовут Бом?

Дети: Воробья в синей шапочке зовут Бом.

Логопед: Почему вы так решили?

Дети: Потому что в его имени звук «Б»-твердый, а твердые звуки мы обозначаем синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы. А как вы думаете как зовут воробья в зеленой шапочке? И почему вы так думаете?

Дети: Его зовут Бим. Потому что в его  имени мягкий звук «Бь», а мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом.

Логопед: Бом и Бим принесли нам подарок, но подарок необычный. Посмотрите это цветок из Волшебной страны, но цветок не простой, а называется он Цветик-семицветик. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Готовы? Тогда приступим.

1 лепесток: Игра «Подари картинки Биму и Бому»

Логопед совместно с детьми произносит речевку «Лети, лети лепесток…Вели, чтобы открылось нам первое задание!»

Логопед: Ребята, слушайте внимательно: если в названии картинок есть звук «Бь», то как вы думаете, кому мы ее подарим?

Дети: Биму.

Логопед: А если услышим твердый звук «Б»?

Дети: Бому.

Логопед показывает и проговаривает вместе с детьми названия картинок (барабан, собака, рыба, гриб, клумба, береза, белка, жеребенок, голубь, воробей) дети решают, какому воробью их подарить.

Логопед: Молодцы ребята справились с этим заданием. Давайте откроем второй лепесток и посмотрим следующее задание. (Совместно с детьми проговаривают речовку «Лети, лети, лепесток…»)

2 лепесток: Игра «Наоборот»

Логопед: Ребята, сейчас я вам буду называть слоги и слова, если я буду говорить твердо, то вы будете говорить наоборот как?

Дети: Мягко.

Логопед проговаривает слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ. Дети проговаривают мягко: БЯ, БЁ, БИ, БЕ. Затем логопед проговаривает слова: быт, быть, были, забыли, побыть. Дети, заменяя твердый «Б» на мягкий «Бь» проговаривают слова: бит, бить, били, забили, побить.

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Давайте откроем следующий лепесток нашего Цветика-семицветика. (Проговаривают речевку «Лети, лети лепесток…»)

3 лепесток: «Физкультминутка- Снегири»

Логопед: А сейчас давайте отдохнем!!!

Дети повторяют слова и выполняют движения.

Текст

Движения

Снежок порхает, кружится,

Взмахи руками, кружиться

На улице бело.

Развести руки в стороны

И превратились лужицы

Приседать и вставать (2 раза)

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Поднять руки вверх

Сегодня-посмотри!

Сделать кольцо из рук над головой

Как розовые яблоки,

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы растопырены

 

 

Логопед: Молодцы ребята! Садимся. Открываем следующий лепесток.

4 лепесток: Игра «Телеграф»

Логопед: Ребята, у вас на тарелочках есть схемы. Возьмите пожалуйста схему, которая обозначает слово и  схемы, которые обозначают слоги.

Дети достают белую полоску- обозначает слово,  и маленькие желтые полоски, которые обозначают слоги.

Логопед: Выложите пожалуйста столько слогов, сколько их в слове: БАНТ, КЛУМБА, БЕЛКА, СОБАКА (логопед к каждому слову выставляет картинки). Дети выкладывают схемы и анализируют их, отвечая полным предложением.

Логопед: Молодцы! Пришло время отрывать еще один лепесток. (Проговаривают речевку «Лети, лети лепесток…»)

5 лепесток: Игра «Поезд»

Логопед: Ребята возьмите схемы, которые обозначают место звука в слове. Покажите  пожалуйста, на каком месте стоит звук «Бь» в словах и выложите нужную схему: ГОЛУБЬ, РЯБИНОВКА

Дети выкладывают схему слов.

Логопед: Покажите пожалуйста на каком месте стоит  звук «Б» в словах: БУСЫ, ЗУБЫ, ХЛЕБ. Выложите схемы  этих слов (дети выкладывают схемы). Молодцы ребята и с этим заданием справились. Теперь отрываем еще один лепесток: «Лети, лети лепесток…»

6 лепесток:  Работа с кассой букв «Выложи словечко»

Логопед: Ребята возьмите кассы букв. Выложите пожалуйста сначала схему, затем слово к этой схеме. (Дифференцированный подход: слабая подгруппа детей выкладывает схему слова и слово БАНТ, БИНТ; сильная подгруппа детей выкладывает схему слова и слово БАНТИК, БИНТИК)

Молодцы ребята и с этим заданием вы справились! Пришло время отрывать последний  лепесток нашего Цветика-семицветика.

7 лепесток: Игра «Назови ласково»

Логопед: Ребята, сейчас я буду говорить словосочетания, а вы будете говорить мои словосочетания ласково.

ПЕСТРЫЕ КРЫЛЬЯ- ПЕСТРЕНЬКИЕ КРЫЛЫШКИ

БЕЛАЯ ШЕЯ- БЕЛЕНЬКАЯ ШЕЙКА

МИЛЫЕ ГЛАЗА- МИЛЕНЬКИЕ ГЛАЗКИ

БЕЛЫЙ ПУХ- БЕЛЕНЬКИЙ ПУШОК

КРУГЛАЯ ГОЛОВА- КРУГЛЕНЬКАЯ ГОЛОВКА

ДЛИННЫЙ ХВОСТ- ДЛИННЕНЬКИЙ ХВОСТИК

Логопед: Молодцы ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями! Посмотрите-ка, какой сюрприз скрывал Цветик-семицветик. Посмотрите какие медальки. Как вы думаете- что они обозначают? Какой человечек изображен на этой медальке?

Дети: Веселый, довольный.

Логопед: А на этой?

Дети: Печальный.

Логопед: Какой человечек изображен на последней медальке?

Дети: Грустный, расстроенный.

Логопед: Кто из вас считает, что справился со всеми заданиями и должен получить веселого  человечка? (Дети поднимают руки и анализируют свой выбор, логопед отдает ребенку медальку). Кто считает, что справился не со всеми заданиями и должен получить печального человечка? Кто считает, что не справился ни с одним заданием и должен получить грустного человечка? (Дети поднимают руку  и анализируют свой выбор.)

3.     Итог занятия.

Логопед:  Ребята, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?

Дети: Со звуками «Б» и «Бь».

Логопед: Какие это звуки?

Дети: Согласные, звонкие.

Логопед: Что больше всего вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей) А кому было трудно справиться с заданиями? (Дети поднимают руку и объясняют, что было сложно). Вы обязательно научитесь справляться со всеми заданиями легко. А сегодня наше занятие закончено.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект фронтальной НОД162 байта

Предварительный просмотр:

*USER***************************************************U*S*E*R***********\*************** *******************H*,***************************************,*d*,*�


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему "Приемы по формированию звукового анализа и синтеза"

Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему «Приемы по формированию звукового анализа и синтеза»...

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...

Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи

Слияние звуков материализованных с помощью фишек -есть моделирования чтения,а выкладывание фишек - аналог письма,только то и другое проходит в игровой,занимательной форме....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...