Интегрированное логопедическое игровое занятие с элементами физкультурной деятельности «Космическая фантазия»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Потапова Яна Викторовна

В моей практике, как в практике любого логопеда, есть существенная проблема: любой ребенок, даже если он усердно занимается и старается на самом занятии, вне логопедического кабинета начинает непроизвольно опускать, искажать поставленный звук, то есть, возвращается к своему уже такому привычному дефекту. Одной из причин такого несерьезного отношения к собственному произношению является недостаток мотивации, а также недостаточное понимание всей важности самоконтроля за автоматизируемым звуком.  Как сказал Ж.Ж. Руссо, «образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до достаточной глубины». Это прежде всего касается затронутой выше проблемы. Не понимая, не до конца осознавая всю важность логопедических занятий итолько в кабинете, под присмотром специалиста, и дома, в беседе с родителями и друзьями, ребенок затрудняет и тормозит тем самым процесс становления правильного звука в собственную речь. Как же приступить к решению данной проблемы? Уговоры логопеда, угрозы и требования родителей, конечно, могут оказать помощь в мотивации. Но если ребенок сам осознает, как важно следить за собственным произношением и контролировать весь процесс автоматизации самостоятельно, то эффективность занятий повышается в несколько раз. Игра – превосходный помощник в этом нелегком деле. Игровые элементы вызывают интерес, растормаживают ребенка, как и сам элемент соревнования в командной игре, побуждают к самоконтролю за собственной речью, что я и постаралась показать, продумывая и проводя данное занятие в тандеме с физическим руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskaya_fantaziya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового мероприятия

  информационно-исследовательского проекта

«Удивительный космос»

Интегрированное логопедическое игровое занятие с элементами физкультурной деятельности

 «Космическая фантазия»

«Лучший способ сделать детей хорошими –

 сделать их счастливыми»

О. Уайлд

Занятие провели

Учитель-логопед                          Потапова Я.В.

Физкультурный руководитель   Городкова О. Н.

Дата проведения                        10.04.2014 г.

Участники. Воспитанники подготовительных групп МБДОУ № 16, имеющие нарушения произношения твердого звука Л (этап автоматизации).

Актуальность занятия. В моей практике, как в практике любого логопеда, есть существенная проблема: любой ребенок, даже если он усердно занимается и старается на самом занятии, вне логопедического кабинета начинает непроизвольно опускать, искажать поставленный звук, то есть, возвращается к своему уже такому привычному дефекту. Одной из причин такого несерьезного отношения к собственному произношению является недостаток мотивации, а также недостаточное понимание всей важности самоконтроля за автоматизируемым звуком.  Как сказал Ж.Ж. Руссо, «образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до достаточной глубины». Это прежде всего касается затронутой выше проблемы. Не понимая, не до конца осознавая всю важность логопедических занятий итолько в кабинете, под присмотром специалиста, и дома, в беседе с родителями и друзьями, ребенок затрудняет и тормозит тем самым процесс становления правильного звука в собственную речь. Как же приступить к решению данной проблемы? Уговоры логопеда, угрозы и требования родителей, конечно, могут оказать помощь в мотивации. Но если ребенок сам осознает, как важно следить за собственным произношением и контролировать весь процесс автоматизации самостоятельно, то эффективность занятий повышается в несколько раз. Игра – превосходный помощник в этом нелегком деле. Игровые элементы вызывают интерес, растормаживают ребенка, как и сам элемент соревнования в командной игре, побуждают к самоконтролю за собственной речью, что я и постаралась показать, продумывая и проводя данное занятие в тандеме с физическим руководителем.

Цель  занятия. Закрепление произношения звука Л в речи, автоматизация его в разных семантических  позициях.

Коррекционно-образовательные задачи. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, прививать умение анализировать буквенный состав слова, определять местонахождение звука в слове, определять наличие или отсутствие искомого звука в слове.

Коррекционно-воспитательные задачи. Развитие фантазии, творческого мышления и восприятия, развитие эмпатии, положительного эмоционального настроя, развитие мелкой моторики, развитие общей моторики, ловкости, развитие общих физических качеств (быстрота, ловкость, координация, умение ориентироваться в пространстве).

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать активность, формировать умение внимательно слушать и выполнять инструкцию,развивать дисциплину, формировать командный дух, формировать желание и умение работать в команде.

Оборудование и материалы.

-костюм Плокса (взрослый);

-костюм Лолы (детский);

-большой мягкий конструктор;

-капсулы из-под киндера мал.;

-капсула из-под киндера больш.;

-обручи 2 шт.;

-цветная бумага\фольга;

-коробочки 2 шт.;

-леска;

-картинки с изображением  Земли, Луны, Галы, Млечного пути, пл. Болтунишек, Плутоникса;

-звезды с наклеенными картинками 9 шт.;

-карточки с заданиями из 3х картинок 16 шт.;

-мешочек для капсул;

-ширма;

-небольшой стол;

-10 предметов, в названии которых слышен звук Л.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

*Мероприятие носит сюрпризный характер и начинается как обычное физкультурное занятие. После выполнения легкой разминки Ведущий (физкультурный руководитель) начинает с детьми беседу о Космосе, выясняя, уточняя и систематизируя полученные детьми в ходе проекта знания. Подводит их к фантастической теме инопланетной жизни и сообщает об особом госте на занятии. Под тематическую музыку появляется инопланетянин Плокс (учитель-логопед). Он сообщает детям легенду:

-Привет вам, земляне. Меня зовут ПЛокс. Я с планеты ПЛутоникс. У меня большое горе. На Плутониксе пропал звук Л.  Мнемоник Лола выкрала  его из наших имен и названия планеты. Она поместила его в суперсекретную капсулу и закрыла на кодовый замок. Она так быстро убегала с нашей планеты, что секретный код рассыпался на маленькие капсулы и разлетелся  повсюду. Нужно скорее собрать код!!! Потому что теперь все слова произносятся неправильно: я стал жить на ПАНЕТЕ ПУТОНИКС и теперь зовут меня ПОКС!!! Нам очень нужна ваша помощь.

*Далее необходимо закрепить полученную информацию с помощью наводящих вопросов, направленных на автоматизацию звука Л в различных семантических позициях. Требовать формы полного ответа.

-Кто пришел к нам в гости и как его зовут? Откуда он?

-Что случилось с ним?

-Чем мы можем помочь Плоксу?

-Где мы будем путешествовать? На чем? (по нашей Галактике, на космолете)

Плокс: Мнемоники спрятали звук  Л в суперпрочную капсулу и закрыли ее кодовым замком. На каждой планете куда мы прилетим мы будем получать одну цифру из секретного кода, каждый написан на кусочке картона разной геометрической формы. 

*Каждая фигурка с кодовой цифрой вкладывается в соответствующую ячейку своеобразной доски Сеггена, выстраиваясь при этом в определенный код.

*По прибытии на очередную планету на сетку вывешивается яркое, крупное изображение планеты и ее напечатанное название.

2. Подготовка к путешествию по Галактике.

1) «Формируем команды». После предложения Ведущего устроить веселые соревнования в Космосе, дети делятся на 2 команды (каждой команде выдаются браслеты определенного цвета), выбирает своих капитанов и придумывают название, в котором четко слышен звук Л (четко произнести его). Далее Плокс предлагает построить из напольного мягкого конструктора 2 космолета (задание на скорость).

2) «Эстафета с обручем». Ведущий предлагает капитанам провести всех участников своей команды на космолет по очереди, используя в качестве средства переправы физкультурный обруч.

3) Артикуляционная гимнастика.

Плокс: Космолет необычный он летает не на горючем а на волшебном  звуке Л. Вы умеете его произносить? Чтобы космолет летел лучше давайте потренируем язычки. Вот мы и взлетели!!! Полный вперед! 

*Произносить звук Л широко открыв рот, вначале тихо и постепенно повышая громкость.

3. Первая остановка – Луна.

Плокс: Наша первая станция – естественный спутник Земли. Как он называется? (Луна). Лунатики очень смешные существа. У них все наоборот – ходят они на руках, а вот пишут и кушают ногами! У них очень цепкие пальцы на ножках. Давайте попробуем почувствовать себя лунатиками!  Ваше задание: Изготовить из лунной бумаги (фольги) лунные камушки и сложить их в коробочку. Теперь  снимайте носочки. Выстраивайтесь в две колонны. По моему сигналу по очереди  вы подбегаете к обручу, пальчиками ног захватывайте камушки и на пяточках относите их в свой обруч.

*Когда задание выполнено, предложить выложить в обруче большую букву Л из лунных камушков.

*Вы прекрасно справились с заданием! Вот вам награда – часть секретного кода, цифра 0. Нужно вставить ее в соответствующую ячейку на нашей доске (вызвать на помощь одного из детей).

4. Вторая остановка – Млечный путь.

Плокс: А теперь нам снова пора в путь! Заводим космолеты! ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ!!! Взлетаем! Мимо нас проносятся звезды, планеты… Мы летим все дальше и дальше. И посмотрите-ка! Вот он! Млечный путь!!! Здесь наши космолеты зависли в безвоздушном пространстве. Одеваем свои скафандры и выходим в открытый космос погулять по млечному пути. Смотрите: вот следующая часть секретного кода! Но добраться до нее не просто! Сейчас мы одна команда. Наступайте на звезды и называйте слово, нарисованное на них. Не забудьте правильно сказать звук Л! Поехали! Не торопимся, идем осторожно, чтобы не сбиться с млечного пути!

*Дети осторожно проходят по гимнастической скамейке, громко произнося слово, изображенное на каждой звездочке. При этом необходимо акцентировать внимание на звуке Л, его правильном и четком произнесении.

*Слова на звездах (их 9 штук): велосипед, лань, молоко, клоун, колпак, улыбка, стол, пенал, ладонь.

*По выполнении данного задания дети добрались до шведской стенки, к верхней перекладине лестницы прикреплена капсула со следующей кодовой цифрой. Плокс предлагает детям спустить капсулу вниз, четко называя по очереди слова, в которых слышится звук Л.

* Картонку с цифрой 5 вкладывает в соответствующий паз следующий ребенок, Ведущий поздравляет ребят с отличным выполнением задания и команды вновь возвращаются на космолеты.

5. Третья остановка – планета Гала. Аэрофутбол, упражнение на развитие правильного артикуляционного выдоха.

Плокс: Я вижу планету Гала в созвездии Галатея. Туда-то нам и надо! Жители этой планеты очень любят играть в аэрофутбол.  Давайте устроим матч! Начинают  капитаны. Дуем в трубочки и загоняем мяч в ворота. Кто быстрее?

* По одному участнику от каждой команды по очереди подходят к небольшому столу, на котором расположена коробка с изображением футбольного поля. Каждый участник получает трубочку, по команде начинает дуть в нее, стараясь забить гол в ворота противника легким теннисным мячиком. Судит игру Ведущий, остальные дети – болельщики. После трех забитых голов участников сменяют следующие. В конце соревнований Плокс находит капсулу со следующей частью кода (цифру 7), ребенок прикрепляет ее  в соответствующий паз на доске.

*Вместе с цифрой в капсуле дети обнаруживают записку: «Следующая часть кода на планете Болтунишек. Отправляйтесь туда поскорее!»

6. Четвертая остановка – планета «Болтунишек».

1) «Эстафета с кеглями-болтунишками»

Ведущий: Давайте построимся в две колонны. Сейчас мы будем соревноваться в ловкости и скорости. Вы должны доказать, что вы настоящие Болтунишки. Но сделать это не просто! Задание ваше на этих карточках, но достанется оно тем, кто быстрее пробежит змейкой между болтунишек, не задев их. Кто прибежит к финишу быстрее, тот и получит задание. Хватай карточку с изображением трех предметов и  возвращайся к команде. Карточку оставляй себе. Затем бежит следующий космонавт. После эстафеты мы подсчитаем количество карточек. У кого больше, тот и становится почетным болтунишкой, и приступает к выполнению следующего задания.

* Болтунишки – кегли с наклеенными смешными мордочками и в разноцветных колпачках.

* На карточках, которые получают дети, изображены по три предмета, в названии которых присутствует звук Л в разных позициях.

2) «Мы – болтунишки!»

Плокс: Молодцы! Поздравляем победителей! Ваша команда будет первой составлять предложения из слов на карточках и громко нам их произносить! Например, на моей карточке  изображены Лось, лодка, колпак. Мое предложение такое: «Лось плыл на лодке, на голове у него был колпак».

* Ориентируясь на данный образец, дети по очереди произносят слова на карточках, составляют предложения и затем громко, четко выговаривая звук Л, произносят его.

Затем Плокс вручает детям следующую капсулу с секретным кодом.

7. Пятая остановка – планета Лежебоки. Релаксация. Упражнение на формирование фонематического слуха.

Плокс: Заводим космолет! ЛЛЛЛЛЛЛ! И вот мы прибыли на планету Лежебоки! Лежебоки не бегают, не прыгают, но они ооочень внимательны. Они любят слушать. Посмотрим, получится ли у вас стать такими же внимательными, как Лежебоки. Скорее ложитесь на спинки и закрывайте глаза. Прислушайтесь. Как тихо. Слушайте, как на улице гудят машины. Слушайте, как нянечки несут обед, громыхают катрюли. Слушайте, как у вас урчит в животике. А теперь, когда вы так внимательны и сосредоточены – слушайте мой голос. Я буду называть вам слова, много слов. Когда вы услышите в слове звук Л, поднимите правую руку вверх. Если в слове нет звука Л, лежите неподвижно. Давайте попробуем.

* Плокс медленно, спокойным голосом, четко произносит слова, в которых присутствует заданный звук и где его нет. Дети, лежа с закрытыми глазами, подают сигнал с помощью поднятой вверх правой руки, услышали ли они звук Л в слове.

*По окончании упражнения космонавты получают капсулу с заключительным элементом секретного кода и вкладывабт его в соответствующий паз на доске.

8. Заключительная остановка – планета Плутоникс. Встреча с Лолой. Подведение итогов.

* Под тематическую музыку появляется Лола и встречает гостей. С ней дети проводят беседу с помощью ее наводящих вопросов, вспоминают, на каких планетах побывали, какие задания выполняли.

Лола: Ну, путь вы проделали долгий, были смелыми и отважными, за это вас хвалю. Но что нужно вам от меня?

Дети: Верни, пожалуйста, Плоксу и всей планете Плутоникс звук Л.

Лола: Зачем он нужен вам?

Дети: Этот звук очень важный, без него мы не сможем говорить красиво и правильно! Без него Плокс стал Поксом!

* Лола соглашается вернуть сверхсекретную капсулу, если дети справятся с ее заданием. У всех мнемоников отличная память, они быстро все запоминают! Лола предлагает детям проверить их память с помощью простого упражнения. На столе расположены 5-9 предметов, в названии которых четко слышен звук Л. Дети хором называют их, запоминают порядок их расположения. Затем Лола закрывает их ширмой и меняет предметы местами или прячет один-два предмета. Дети должны правильно назвать изменения. Игра продолжается несколько раз, давая возможность поучаствовать 4-5 детям. Затем Лола вручает Плоксу капсулу со звуком Л со словами:

-Вы все равно не сможете ее открыть, я потеряла секретный код!  

Плокс пробует открыть капсулу, но она не поддается. Дети напоминают ему про секретный код, который они вместе собрали и хором произносят его. Капсула поддается и Плокс достает красочную букву Л.  Он прикрепляет ее в специальный кармашек на своем костюме.

Плокс: Благодарю вас, отважные космонавты! Благодаря вам моя планета снова стала не Путониксом, а…??? (ПЛутониксом), а я снова стал не Поксом, а…??? (ПЛоксом). А также мы поняли, какой звук Л нужный и как важно произносить его в словах и предложениях правильно, четко, красиво.

*Плокс вручает участникам сладкие призы в виде шоколадных медалей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Конспект интегрированного игрового занятия с элементами драматизации во 2-й младшей группе «Топтыжка» Тема: "В гости к сказке"

Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться детей в пространстве группы, строить ролевой диалог. Учить запоминать и говорить слова сказки в...

Физкультурно-игровое занятие с элементами театрализации в группе детей от 3-х до 4-х лет общеразвивающей направленности «Путешествие по сказке Колобок».

Конспект физкультурно - игрового занятия с элементами театрализации во второй младшей группе "Путешествие по сказке Колобок"....

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре сюжетно-игрового занятия с элементами экспериментирования (с листом бумаги) в средней группе «Путешествие в страну фантазий»

формирование двигательных умений и навыков при совместном выполнении занимательных физических упражнений путем экспериментирования с листом бумаги....

Конспект интегрированного физкультурного сюжетно-игрового занятия с элементами логоритмики в старшей группе "Осенний праздник"

Конспект интегрированного физкультурного сюжетно-игрового занятия с элементами логоритмики в старшей группе "Осенний праздник"...